Инвалиды Петербурга решили совместить ремесло и творчество

В городе появился неожиданный проект на пересечении многих жанров — «иммерсивный кузнечный театр»

Пандемия ограничивает планы. Инвалидность ограничивает возможности. Два постулата, с которыми вроде бы и не поспоришь. «Нет, — решили неравнодушные люди в одной из некоммерческих организаций Петербурга, — поспорить можно и нужно. Мало того: именно сейчас требуются необычные решения».

В городе появился неожиданный проект на пересечении многих жанров — «иммерсивный кузнечный театр»
Кузнечное ремесло по-прежнему нужно людям. Фото: архив «Школы молодого кузнеца»

Вы спросите — что общего между пандемией, инвалидами и театром? Где тут место кузнечному ремеслу? И, наконец, что такое «иммерсивный»?

Мы вам ответим. Но для начала приведем немного печальной статистики.

В Санкт-Петербурге по состоянию на март 2020 года было зарегистрировано более 90 тысяч людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Большая часть из этих «лиц с ОВЗ», выражаясь официальным языком, — люди «с низкой социальной активностью, что обусловлено не только состоянием здоровья, но и отсутствием доступной среды, а также наличием в обществе целого ряда культурных и коммуникационных барьеров».

Говоря проще — инвалиды и так часто бывают заперты в четырех стенах. А тут еще и пандемия.

Действительно: в период «повышенной готовности», когда в городе закрылись предприятия, не проводились культурно-массовые мероприятия, и даже передвижение по городу было частично ограничено, жизнь инвалидов стала еще более унылой и безрадостной. А главное — люди с ОВЗ прекрасно понимали, что остальным горожанам, в общем-то, не до них. К сожалению, так бывает часто: угрозы (реальные или мнимые, а особенно вот такие — непривычные и непонятные) сводят к минимуму эмпатию, сочувствие, простое сотрудничество.

«МК» в Питере» уже не раз писал, как в первые месяцы пандемии работодатели избавлялись от пенсионеров и «предпенсов», и те остались без такой ценной для них подработки. Что уж говорить об инвалидах! Их вынужденная «самоизоляция» оказалась куда глубже.

Хуже того: оказались невозможными даже творческие проекты, в которых многие до пандемии находили своеобразную отдушину, а точнее — возможность интеграции в общество.

Но уже в первые месяцы пандемии наши собеседники, сотрудники одной из городских НКО, всерьез занялись проблемами своих подопечных (пусть это не вполне корректное слово) — иными словами, тех инвалидов, с которыми им уже доводилось работать ранее. Инвалидам нужно было помочь адаптироваться к меняющимся реалиям, вый­ти из своей «коммуникационной раковины». К счастью, прежний опыт помог довольно быстро «переформатировать» сотрудничество.

«Еще в 2019 году мы реализовали некоммерческий проект «Школа молодого кузнеца», — говорит руководитель НКО Евгений Пащенко. — Мы провели базовые трехмесячные занятия по кузнечному мастерству более чем с сотней участников. Большинство из них — те самые «лица с ОВЗ», молодые люди с инвалидностью.

Это был потрясающий опыт. Мы увидели, как глаза горят у ребят, как они хотят работать, создавать что-то своими руками. Это был шанс для них заявить, что они — умные, творческие и созидающие люди. И они, что называется, не ударили в грязь лицом. Это был захватывающий опыт — и не только для них, но и для нас.

Именно после этого проекта мы решили совместить, казалось бы, несовместимые вещи — кузницу и… театр. Создать такую постановку, где каждый желающий из зала может взять в руки молот и выковать, например, подкову.

При этом все актеры этого «синтетического» театрального действия — ребята с инвалидностью. Те, кто, казалось бы, по определению чего-то «не может». Может! Это и есть главный вызов нашего проекта. Инвалидность — это ограничение, сформированное в голове. Через ремесло, через пластику и актерскую игру мы убираем эти ограничения и позволяем участникам понять: им по силам все».

ДУХ НАШ — МОЛОТ

Действительно, — добавим мы, — совместить кузницу и театр было смелым решением. Но в чем-то эти два ремесла схожи: и здесь, и там — энергия и огонь, и там, и здесь — зрелищность и совместное творчество.

Это отразилось даже в строках официального релиза. «Проект «Иммерсивный кузнечный театр» направлен на инклюзивное обучение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья базовым основам кузнечного и актерского мастерства с последующей постановкой и демонстрацией иммерсивного спектакля», — было написано в программе. Там же кратко пояснялось, что иммерсия — это «погружение». И что смысл этого латинского слова имеет особое значение именно для людей «с ограничениями».

Мало того: именно в период самоизоляции «погружение» в жизнь для них наиболее важно и ценно.

Некоторые предварительные результаты можно подвести уже сейчас. За время пандемии уже проведена немалая организационная работа — например, предварительный отбор желающих. В них уже сейчас нет недостатка. Поэтому список кандидатов на проект формируется на конкурсной основе.

Всего планируется обучить 40 человек. Занятия будут проводиться непосредственно в кузнечной мастерской в группах по четыре человека на инклюзивной основе, под руководством трех опытных мастеров — конечно, при соблюдении всех правил эпидемиологической безопасности (которые, очевидно, будут сохраняться на момент старта проекта).

Далее молодые люди с инвалидностью пройдут обучение основам актерской игры под руководством профессионального режиссера-наставника.

Итог обучения обещает стать довольно зрелищным: это будет спектакль «Царь и кузнец», созданный по мотивам русских сказок. Формат «иммерсивного театра», кстати, позволит зрителям самим поучаствовать в процессе создания некоторых кузнечных изделий — ведь на сцене будет оборудована настоящая кузница! — а также они (зрители) будут вовлечены в действие спектакля в качестве актеров.

Но самое главное — спектакль не останется «вещью в себе». Его планируется показать на публичных общественных площадках города (в том числе на открытом воздухе), причем не менее двадцати раз.

«Мы обозначили три социальные проблемы, которые хотим решить: низкая вовлеченность людей с инвалидностью в творчество, недостаточный уровень их социализации, и — что тоже важно — отсутствие в обществе акцентированного образа инвалидов как профессиональных сотрудников и ценных членов социума, — продолжает руководитель проекта Евгений Пащенко. — Надеемся, что нам удастся внести свой вклад в решение этих проблем».

ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ

Оригинальность идеи уже привлекла к проекту внимание специалистов Российского фонда культуры. Кроме того, они отметили и точность, вернее — точечность воздействия проекта на целевую аудиторию (людей с инвалидностью).

Также было оценено, что индивидуальные занятия в малых группах и постановка, рассчитанная на аудиторию максимум в 100 человек — именно эти параметры актуальны в период пандемии. Уже в сентябре при поддержке Фонда проект стартовал в Петербурге, а к концу года — в ноябре-декабре — уникальный в своем роде кузнечный спектакль «Царь и кузнец» станет реальностью.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Мы решили собрать первые отклики на проект «кузнечного театра» — и, конечно, в первых рядах здесь выступили участники «Школы молодого кузнеца», в которой и родился новый проект. Приводим их почти без сокращений.

Иван, один из первых учеников:

«Школа молодого кузнеца стала для нас вторым домом. Особая ценность проекта заключается в совместных занятиях именно для людей с ОВЗ. Здесь мы «среди своих», мы вместе добиваемся успехов и учимся новому.

К каждому человеку на проекте относятся уважительно и с достоинством — у нас все равны! А прямо сейчас готовится большое театральное действо, и каждый из нас вносит в него свою лепту. Получается удивительное шоу, волшебная сказка и самый настоящий мастер-класс для всех, кто открыт новому.

До проекта мой досуг состоял в основном из онлайн-игр, чатов и форумов. А теперь я работаю руками и вижу, как на свет появляются реальные результаты моего труда, при этом ощущая себя частью команды.

Наконец, когда я записался в иммерсивный кузнечный театр, я нашел новых друзей. И теперь мы проводим время вместе не только на репетициях и спектаклях. Что особенно здорово: сам проект не похож ни на что. Это уникальное действо, живой театр, где зрители становятся соучастниками кузнечного процесса, ведь на их глазах рождаются уникальные изделия!»

Ольга, актриса-любитель:

«Я пою в хоре иммерсивного театра и хочу сказать, что здесь все организовано очень здорово. Представление удивительное, режиссер настоящий профи! А особенно радует, что руководитель проекта дает возможность людям с ОВЗ реализовать себя творчески.

Ребята и куют сами, и выступают в качестве актеров, общаясь с гостями представлений! У всех чувствуется огромное желание сделать хорошо и красиво. Это прекрасная возможность проявить себя для всех участников. У нас даже образовалась своего рода коммуна. Мы постоянно общаемся «семьями», так что и повседневная жизнь стала намного живее.

И знаете, мне кажется, такого сейчас больше в городе нет. А может, и в стране нет аналогов. У нас и театр со спектаклями и зрителями, и самая настоящая кузня, и школа-мастерская, где ребят учат работать с наковальней.

Мы пока репетируем, еще идет набор новых участников, но все участники проекта сходятся во мнении, что это будет что-то интересное и уникальное, удивительное место встречи с огненной магией! Кстати, и сами спектакли написаны очень профессионально и увлекательно. Так что скучать в иммерсивном театре никому не придется!»

Андрей, участник команды:

«Я знаю организаторов достаточно давно и следил за развитием проекта от истоков. И хочу сказать, что была проделана титаническая работа, хотя впереди еще много задач.

Сейчас мы получили новое помещение, будем готовить его в качестве площадки. Нас заметили городские власти и помогают нам. Благодаря этому идет расширение проекта.

Дать возможность людям с ОВЗ заняться реальным интересным делом, проявить себя, научиться новому, завести реальные знакомства — это очень важная миссия. И я рад, что у нас нашлись неравнодушные люди, которые вкладывают все силы в развитие общего дела.

Я благодарен судьбе, что посчастливилось попасть в команду проекта. Сейчас готовятся новые постановки, и мы собираемся удивить зрителей! Будем говорить об истории и о ремесле, о роли кузницы в повседневной жизни, рассказывать зрителям интересные особенности кузнечного дела простым языком — и буквально ковать железо у них на глазах!»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 9 сентября 2020

Заголовок в газете: Железный театр эпохи пандемии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру