Эксперт рассказала, как сделать дистанционное обучение комфортным

По словам специалиста, можно перестроить работу школ так, чтобы дистанционное обучение не становилось сильным шоком

Дистанционное обучение, в которое рухнули родители, учителя и школьники весной 2020 года, оставило неоднозначное послевкусие. Почему так произошло и какую работу над ошибками стоит выполнить, чтобы в случае повторных пандемий учеба не стоила таких нервов? Об этом «МК» в Питере» рассказала эксперт в области образования, инициировавшая и реализовавшая такие федеральные проекты, как «Культурный марафон» и онлайн-платформа дополнительного образования для детей «Нормальная школа» Наталья Чеботарь.

По словам специалиста, можно перестроить работу школ так, чтобы дистанционное обучение не становилось сильным шоком
Переход на «дистанционку» подсветил ряд проблем в образовании. Фото: ultra52.ru

— Карантин показал, что школы не вполне готовы к дистанционному обучению. Какие причины этому: недостаточное финансирование, неподготовленность учителей?

— К такому невозможно подготовиться, сценарий полного перехода на удаленное обу­чение никто никогда не рассматривал и не рассматривает для массовой школы. Это может быть выбор отдельных семей в особых обстоятельствах; у меня нет точных данных по России, но в США, где онлайн-школы существуют давно, процент детей никогда не был больше 5 %. Это дети-спортсмены, дети, которые по состоянию здоровья не могут каждый день ходить в школу, выбор и возможность отдельных родителей посвятить свою жизнь детям, отказаться от работы и заниматься их образованием самостоятельно.

Но можно говорить о том, что переход на вынужденное удаленное обучение мог бы пройти более мягко. Сама ситуация подсветила ряд проблем в образовании, которые до сих пор были заметны только экспертам, а сейчас стали очевидны родителям. Каждый смог заглянуть в класс и увидеть, что находится в черной коробочке под названием 11-летняя школа. Родители увидели недостаточную подготовку преподавателей, скудную речь, программу, которая сильно отстает от современного мира (об адаптации программ говорил еще президент в «Майских указах», но массового обновления до сих пор не произошло), родители видят, что учителя не могут или у них нет сил мотивировать детей другими способами, кроме как запереть всех в классе. Моя аналитика последних лет говорит о том, что самая большая проблема на стороне учителя в России — недостаточное понимание собственных задач, работы на учебный результат и комплексное развитие личности, тренировку гибких навыков (креативность, критическое мышление, эмоциональный интеллект) — навыки, которые сейчас требует от соискателя любая современная компания.

Самое значимое исследование последних десятилетий в сфере образования и педагогики — работа коллектива ученых под руководством профессора Джона Бетти, суммированная в книге «Видимое обучение», где исследователи задавались вопросом, что же все-таки влияет на результаты обучения. Так вот, это исследование показывает, что чуть ли не за половину успеха ребенка отвечает то, как учитель воспринимает свою работу. Насколько хорошо в каждый момент времени он осознает, над чем именно он сейчас работает с каждым ребенком в классе. Скажу проще, если в классе задача — отчитать программу, пройти тему и перейти к следующей, то и в онлайне будет бессмысленное начитывание нового материала без всякой обратной связи. Если учитель понимает, чему конкретно сейчас он учит, какого результата хочет добиться у каждого ребенка — он без труда перестроит свою работу в любых обстоятельствах. В онлайне — разделит класс на маленькие группы, чтобы работать не с 30 детьми 40 минут, а, скажем, по 13 минут с маленькой группой из 10 детей, разделит эти группы по успеваемости — чтобы сильные дети не заскучали, даст им более сложные задания, а дети с трудностями получат больше внимания и поддержки. Именно поэтому из-за глубокого понимания своих задач на каждом уроке сильные школы и сильные педагоги справились с карантином лучше.

— Ситуативное, вызванное пандемией ускорение цифровизации школьного образования — какие, на ваш взгляд, основные проблемы школьного образования оно показало?

— Большинству учителей не хватает современной глубокой педагогической и психологической подготовки; когда есть задачи, которые нужно решить, научиться технологиям — дело пары минут. Учителя пользуются соцсетями, такси-сервисами, скайпом, и зум они осваивают мгновенно. Когда задачи нет, а есть только требование перенести процесс — это не работает.

— Если вернуться к кадровому вопросу, готовы ли оказались учителя к такой экстренной цифровизации своей профессии?

— Важно сказать про нагрузку, в том числе отчетную нагрузку, не всегда это бумага, электронных отчетов тоже много, в попытках соответствовать всем требованиям — учителя теряют большие образовательные цели, просто не успевают думать про целостное развитие личности, индивидуальный подход, не могут фокусироваться на образовательном результате, хотя именно это самое важное в их работе (смотрите исследование, о котором я говорю выше).

— Мы уже видели статистику, которая показала, что результаты ЕГЭ от карантина не пострадали; это действительно так или есть какой-то отложенный эффект?

— Результат ЕГЭ — это почти всегда не только школа, это еще и репетиторы, дополнительное образование. Тут, кажется, наоборот, те, кто еще не пробовал заниматься удаленно и упорно продолжал ездить на занятия через весь город, испытали на себе все преимущества прогресса, когда можно без потери качества заниматься онлайн. Я говорю о занятиях один на один или в мини-группе. Полностью школьное образование, повторюсь, в онлайн никто переносить не рекомендует, не планирует и не хочет.

— Как можно улучшить школьное образование с точки зрения его перехода в онлайн?

— Во всем мире, и уже много где в России распространен подход смешанного обучения, когда часть учебных задач решается в традиционном классе, а часть — за компьютером. А работа за компьютером или планшетом может быть и дома, и в школе. Самый распространенный вариант, когда часть домашних заданий выдается онлайн и проверяется автоматически. Для учителя — это не просто экономия времени на проверке, но возможность доказательно повысить результаты детей за счет индивидуального подхода. Ну, невозможно всем детям в классе выдавать и проверять потом разные задания на бумаге. А в цифровой среде каждый может получать задание с максимально индивидуализированным подходом. В средней школе и старшей школе, все больше заданий можно выполнять на компьютере — скажем, писать сочинения, странно в наше время, выйдя из школы, не уметь пользоваться word, power point,excel или их аналогами — проводить исследования, читать научные работы в интернете, слушать лекции ведущих специалистов в своей области, такого богатства содержания, при осмысленном подходе к интернету, не сможет предоставить ни одна школьная библиотека. 

— Может ли дополнительное образование помочь детям и их родителям достигать образовательных целей?

— Школьные образовательные программы меняются очень медленно, школа не успевает за миром, поэтому самые важные и актуальные знания и навыки дети (да и вспоминает себя) получают все-таки не в школе, а когда исследуют свои собственные интересы. Cейчас, например, у нас в «Нормальной школе» ребенок из любой точки России может заниматься в маленькой группе с университетского уровня преподавателями, развивая свои собственные интересы практически в любой интеллектуальной области. Спортом все-таки лучше вживую заниматься, но новые профессии, актуальные области естественнонаучных и гуманитарных знаний можно получать дистанционно. Ребенок из обычной районной школы без онлайн-образования просто не узнает о  существовании таких знаний, а ведущие специалисты никогда не придут работать в школу. Дополнительное онлайн-образование для таких детей — возможность получить опыт лучших школ России и мира с лучшими преподавателями, не выходя из своей квартиры. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 19 августа 2020

Заголовок в газете: Сквозь компьютерный экран

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру