— Евгений, буквально на днях завершилось ваше долгое и громкое дело против Соколова, который сначала стал известен тем, что использовал ваши научные концепции без ссылки на автора, а затем был пойман в Мойке с частями тела расчлененной сожительницы. Отсудив у него крупную сумму денег, вы удовлетворены итогами «битвы»?
— Победа полная и знаковая, но в подобных случаях терять бдительность не стоит. За этим чудовищным существом все еще стоит административный ресурс. Частично это те, кто опосредованно реализуют свою ненависть ко мне, частично те, кого Соколов может «сдать», если поймет, что его кинули. Кроме того, суды я выиграл, но теперь сложно получить деньги и извинения. По решению суда от 29 октября, которое весной было подтверждено второй кассацией, Олег должен был извиниться передо мной на «ближайшей лекции в СПбГУ», но через несколько дней после этого решения этот шут гороховый оказался в СИЗО. Теперь он безработный, и его ждет колония.
— Все обсуждают вашу оригинальную идею, состоящую в том, чтобы он отрабатывал деньги в качестве вашего слуги или вообще раба на даче.
— В истории часто трагедия переходит в комедию, а затем в фарс. Действительно, я внес такое предложение. Дело в том, что по закону, если кто-то не выплачивает издержки, то возможна опись имущества. Но, как вы понимаете, мне не нужна квартира, где пилили сначала мои концепции, потом аспирантку. А исполнять решение суда Олег обязан. Я вообще считаю, что все надо конкретизировать, придать смысловые индивидуальные черты. Если Соколов должен понести наказание за чудовищные события, то пусть это будет именно то, что ему страшнее любой колонии, где он, кстати, по блату может отсидеться на кухне. А став моим слугой, например, на даче, он получит по полной программе. Я полагаю, что должна быть общественная дискуссия, какой-то консенсус. Наверное, скоро опубликуем петицию. Можем создать интереснейший именно смысловой, даже художественный прецедент!
— Вы опубликовали очень смелую монографию о войне 1812 года, и тем удивительнее, что вас и в суде, и в медийном пространстве поддержало научное сообщество — и прежде всего, Российская академия наук.
— Да, ведущие эксперты, наши крупнейшие ученые из Института российской истории и Института русского языка Российской академии наук подготовили объемные исследования специально для суда, многие крупные фигуры высказали восторженные суждения о моей книге «Первая научная история войны 1812 года». Но снова замечу, что не надо расслабляться. Понимаете, в нашей стране «бюджетники» — это публика во многом подконтрольная. Даже если они профессионалы (что не всегда так), на них могут надавить. Мне повезло, что наверху были временно заняты другими делами, оффшорами и так далее — и немного ослабили арапник пропаганды. Но сейчас я заканчиваю новую книгу — историю Второй мировой войны — и у меня есть вполне конкретная инсайдерская информация, что уже готовится крупномасштабная кампания против меня. Будут задействованы как «режимные блогеры», так и спущена команда «крепостным бюджетникам». Задача простая — неважно, какую ахинею и клевету нести, главное — гадить и отвлекать аудиторию от именно научных вопросов, вылить тонны ненависти лично на меня.
— Но у вас уже сложилась своя огромная аудитория: в Youtube совокупное количество просмотров Канала здравого смысла уже 89 миллионов.
— Да, люди чувствуют, кто говорит правду, кто трудится. На этом канале много научных лекций по истории, искусству, политические выкладки.
— Тогда перейдем к политике. Мир сотрясают драматические события. В январе вы предсказали пандемию коронавируса…
— Я вас сразу поправлю. Я настаиваю на том, что это необходимо называть «китайским вирусом», по месту появления и по виновности в распространении этой страшной болезни. Мы знаем десятки коронавирусов, которые совершенно безвредны. А это чудовищное явление очень и очень опасно, и большинство людей еще не понимают, какие будут последствия для мира. Я убежден, что необходим трибунал над правительством «красного» Китая, которое долго скрывало и сам вирус, и его распространение. За это время миллионы китайцев разнесли его по миру. На сегодняшний день погибли сотни тысяч людей: как военный историк я вам скажу, что это по сути военные потери. Но левые на Западе покрывают преступников, а у нас так и просто все скатилось к сырьевому придатку азиатского монстра.
— В своих книгах, статьях и интервью вы всегда говорите об опасности «полевения» политики на Западе. Как бы вы это пояснили?
— Да, безусловно, самое страшное — это левый переворот. Именно левые идеи уничтожали Россию в 1917 году, именно левые идеи сотворили ГУЛАГ, концлагеря, бандитизм и терроризм со стороны именно государства, страшную тоталитарную идеологию. Все, к чему прикасается социализм или костлявая рука бандитского коммунизма, большевизма — все гибнет в страшных кровавых муках или для начала деградирует. Сегодня мы это наблюдаем в Европе.
— Обратимся к США, которые в последние месяцы сотрясают беспорядки: в чем вы видите их причину и как могут развиваться события?
— Это итог гибельной политики последних десятилетий. Левые, в том числе с нелегальной подачи ГРУ СССР, внедрялись в СМИ и вузы, в юриспруденцию приличных стран — сегодня они фактически захватили эти сферы. Снова звучат чисто коммунистические лозунги. Если они победят, то это означает крах США, а значит, полную дестабилизацию сил во всем мире. Катастрофа. Смерть бандита-рецидивиста, Джорджа Флойда, который был задержан на месте очередного преступления — это только предлог для перехода в атаку. Левые проиграли исторически: коммунизм и социализм провалились как экономическая и политическая модель, но левачество — это болезнь, как вирус. Он живет в организме общества — и мутирует. Сегодня левые сделали своей ударной силой африканцев и исламских террористов.
— Это имеет что-то общее с происходящим в Европе?
— В Европе леваки намеренно подменяют население цивилизованных стран пришлыми элементами, которые не могут воспринять высокую культуру и ненавидят ее, ненавидят всех нас. Только что выходец из Руанды сжег великий собор, несколькими днями раньше африканцы во Франции и Англии напали на людей: просто порезали средь бела дня. Постоянные акты исламского терроризма. И это в благодарность за гостеприимство, пособия по безделью, бесплатные квартиры, медицину, машины. В США ситуация перешла в настоящую войну — уничтожаются целые кварталы, людей избивают ежедневно, сжигают машины. По-моему, Black Lives Matter — это откровенно террористическая организация. Жанр интервью не позволяет читать долгие научные лекции, поэтому скажу кратко: хотим мы этого или не хотим, приятно или неприятно, но есть объективная реальность — разные расы не уживутся в одном обществе в массовом варианте. Надо разъезжаться. То есть — пожалуйста: по визе, милости просим — по туристической, учебной, рабочей. На гастроли — то же самое. Но вот миллионами не выйдет. Это не мое желание, это констатация факта.
— Вы создали уникальную частную коллекцию произведений искусства 17–19 веков, многие предметы вы регулярно демонстрируете во время ваших стримов на Канале здравого смысла. Расскажите о самых ярких новых поступлениях своего собрания.
— Это очень большой разговор — и, конечно, необходимо еще и показывать саму вещь, но я особенно счастлив двум недавним приобретениям. Это картина, написанная самим Уинстоном Черчиллем (в последние годы он страстно и профессионально занимался живописью) и книга из личной библиотеки Талейрана (министра иностранных дел Франции в эпоху Наполеона).