Друзья вспоминают студента, убитого охранником на Невском проспекте

Тема убийства Влада Голикова не закрыта

Смерть студента Владислава Голикова, убитого на Невском проспекте Зауром Каримовым, охранником так называемой «кадровой фирмы» – боль для семьи и друзей, большая потеря для Университета и еще одна утраченная надежда для города и для страны. Можно пригнать в Петербург еще миллион «охранников», но вернуть молодых и талантливых нам никто не сможет. И говорить об этом приходится без малейшей надежды на лучшее.   

Тема убийства Влада Голикова не закрыта
Влад Голиков мечтал «быть востребованным». Фото: соцсети

В этом материале «МК» в Питере» собрал воспоминания друзей и знакомых о погибшем студенте. Многие из них публикуются у нас впервые. Сейчас мы постараемся воздержаться от оценок и комментариев – просто дадим людям слово.

«МЫ МЕЧТАЛИ ПЕРЕЕХАТЬ В БЕЗОПАСНУЮ СТРАНУ»

Девушка Владислава – Алина (имя изменено) – нашла в себе силы рассказать журналисту «МК» в Питере» о том, каким она его будет помнить. Также Алина поделилась печальными воспоминаниями последних дней жизни молодого человека.

«Что я могу сказать… Влад был лучшим человеком из всех, кого я знала. Без преувеличений. Абсолютно бесхитростный, искренний. Он смотрел на мир с оптимизмом, что бы ни происходило. Всегда верил в добро и справедливость. Он – живое воплощение всех лучших человеческих качеств. Был душой компании, такой обаятельный и располагающий. Он очень любил квесты, логические игры и викторины. Создал не так давно свою группу с авторскими загадками, писал статьи на Дзене с ними же.

Мы оба много учились, а в свободное время любили собираться с друзьями на «настолки» (интеллектуальные настольные игры. – Ред.), ходили гулять, в кино и музеи. Мы мечтали много путешествовать и планировали переехать в другую страну. Более безопасную. Туда, где наши качества будут востребованы.

Влад из обычной любящей семьи. У него есть младший братик, в котором тот души не чаял. Думаю, это видно из фотографий на странице Влада, где тот завел для Глеба отдельный альбом. Мы до сих пор не знаем, как сообщить Глебу о смерти брата.

Влад [учился в магистратуре и] работал программистом. С началом самоизоляции его перевели на дистанционную работу, а зарплату сильно сократили. Мы жили на съемной квартире, нужно было как-то зарабатывать.

Он решил подработать и обратился сами понимаете куда (в мошенническую фирму «Ресурс», в которой пообещали ему контракт на летнюю подработку. – Ред.).

Когда он понял, что его обманули, он весь помрачнел. Не столько из-за денег, сколько от несправедливости. Он не мог поверить, что в такие трудные времена кто-то может так нагло обворовывать людей.

Мы сидели и думали, что же делать дальше, как помочь людям, которые по-прежнему толпами идут в этот офис. Влад написал нескольким блогерам письма с просьбой осветить проблему. Затем хотел ехать забирать деньги, но я отговорила.

Но спустя несколько дней, когда я думала, что он уже на это «забил», он всё-таки поехал туда. Потому что собрались люди, он был не один. Он был уверен, что никакого вреда ему не причинят, это же нарушение закона!

Утром 4 июня он, улыбаясь, попросил пожелать ему удачи и ушёл. Через какое-то время перестал отвечать на сообщения и звонки. Я открыла его ноутбук и прочитала в чате, что в кого-то из пришедших отстаивать свои права стреляли. Позвонила в полицию, побежала к нему. Потом все выяснилось. В больницу меня не пускали. Из-за карантина не пустили никого, но мы с его родителями приезжали неоднократно, чтобы поговорить с врачами.

Последние дни были самыми тяжёлыми за всю мою жизнь, хотя я не осознала все до конца. И вряд ли когда-то осознаю».

«БЫЛО СЛОЖНО ЕГО ПЕРЕУБЕДИТЬ»

Когда мы готовили первые публикации о гибели Влада Голикова и преступных «кадровых фирмах», которые годами работают в Петербурге, в редакцию «МК» в Питере» обратилась и другая девушка из компании Владислава и его друзей. Ее воспоминания мы тоже приведем без комментариев.

«Все друзья и знакомые Влада запомнят его как честного и отзывчивого парня. Он всегда улыбался, лишь изредка можно было заметить тень грусти на его лице.

Мы познакомились с Владом на одной из игр в «Мафию». Меня сразу заворожили его умения и знания. Он всегда говорил спокойным, уверенным голосом, логично объяснял свои действия. Очень сложно было его переубедить. Влад был первым человеком, который показал, что простая игра может быть чем-то серьезным. Он много рассказывал про спортивную «Мафию», которая была его увлечением. Делился видео с чемпионатов по этой игре.

С ним всегда было интересно поговорить, обсудить какую-нибудь тему, а иногда просто постоять и посмеяться. В одном из таких диалогов я узнала, что он приехал в Санкт-Петербург из Междуреченска. Я была очень удивлена, так как в этом городе живут мои родственники. Мимолетный факт стал темой для разговора.

Несмотря на то, что у нас с Владом была немаленькая разница в возрасте (5 лет), я никогда этого не чувствовала в общении с ним. Мы всегда общались, как ровесники. Как-то раз, мы поехали компанией в MazaPark. Мы бегали по нему, как маленькие дети. Никогда не забуду партии в боулинг и страйкбол. Очень грустно и тяжело осознавать, что, к сожалению, это все больше не повторится".

«ОН РАССКАЗЫВАЛ О САМОРАЗВИТИИ»

О бывшем одногруппнике вспоминает на своей странице в соцсети магистрант СПбГУ Иван Железняков:

«Мы с Владом были знакомы еще с того времени, когда он впервые поступил в СПбГУ – на матмех. Тогда шёл 2014 год, мы попали в одну группу и сразу нашли общий язык. Он был добродушный, смекалистый, с хорошим чувством юмора. Помимо учёбы, мы с ним периодически играли в «Мафию», и у всех моих знакомых он ассоциировался именно с этой игрой. Все им восхищались: не только его сильной игрой, но и в целом, как человеком.

Именно в этой игре я увидел, насколько он умён, как хорошо у него поставлена речь и как прекрасно он вливается в компанию. Через год он перепоступил на ПМ-ПУ (факультет прикладной математики – процессов управления СПбГУ. – Ред.), поэтому наши пути слегка разошлись, но мы временами виделись.

С ним было приятно общаться. Почти каждая наша встреча сопровождалась пятиминутным разговором «о том - о сём». В магистратуре мы попали в одну группу, и я был очень рад снова видеть Влада и его обаятельную улыбку.

Он рассказывал о своих амбициях, о том, что саморазвивается, делает сайты и что уже почти попал на работу в Яндекс».

Еще одна студентка факультета прикладной математики – процессов управления добавляет к этому портрету еще несколько штрихов:

«За игрой в «Мафию» мы проводили кучу времени, примерно с 18:00 до 23:00 на протяжении нескольких дней. Три года подряд мы так и «проводили время вместе» во время факультетских турниров. Тогда он мне запомнился совершенно спокойным, умным, неконфликтным. Безусловно, меня впечатлила его игра, и, конечно, других ребят тоже. Хотя Влад, все-таки, на мой взгляд, был больше интровертом».

ПРОЩЕНИЯ НЕ БУДЕТ

Добавим: именно этот «интроверт» объявил войну многолетнему преступному промыслу по оказанию «информационных услуг». И оказался в этой войне наиболее бесстрашным и последовательным. И в соцсетях, и прямо у офиса «инициативная группа» предупреждала потенциальных клиентов «Ресурса» о мошенничестве. Наконец, в самый последний день планировалось, что к офису «кадровой фирмы» придет около двадцати человек, но в итоге на это решились всего трое. Друзья вспоминают: Влад долго спрашивал, ждать ли кого-то еще, и последнее его сообщение в общем чате было таким: «Ну всё, мы пошли».

Приведем еще немного сухих фактов.

После смерти Влада адвокат обвиняемого в убийстве Заура Каримова пытался связаться с его семьей, но родные Владислава не стали с ним разговаривать.

Мать погибшего студента, Людмила Голикова, сказала журналистам всего несколько слов:

«Можно, я не буду ни о чем вспоминать? Мне очень сложно, правда. Я хочу как можно быстрее уехать из вашего города».

У Людмилы Голиковой остался в Междуреченске младший сын.  

У убийцы – сорокадвухлетнего выходца из Азербайджана – четверо детей, две жены (одна из которых охотно фотографируется в полицейской форме), а также два диплома о высшем образовании. Здесь мы тоже обойдемся без комментариев.

В суде при определении меры пресечения Заур Каримов заявил, что после инцидента со стрельбой он не скрывался, а уехал в Лугу, чтобы «поставить свечку за здоровье потерпевшего к иконе Божьей Матери».

На вопрос судьи, почему нельзя было сделать это, хотя бы вызвав «скорую помощь» для раненого, он не ответил.

Мы обещали обойтись без оценок, их и не будет. Но на этом тема не закрыта. «МК» в Питере» считает своим долгом не забывать о судьбе погибшего Влада Голикова и его близких, а также обещает проследить за тем, как в этом случае сработает наше самое гуманное в мире правосудие. Иначе получится, что талантливый парень погиб зря. И это было бы худшим финалом из всех возможных.

(Из некролога в сообществе студентов СПбГУ University Unity):

Владислав Альбертович Голиков родился 21 мая 1996 года в Междуреченске (Кемеровская область). Он учился в лицее № 20 и участвовал в олимпиадах по математике, а в 11 классе даже вышел на региональный этап Всероссийской олимпиады. Летом 2014 года он поступил на математико-механический факультет СПбГУ и сразу принял активное участие в ролевых и интеллектуальных играх в ПУНКе. В апреле 2020-го магистрант Влад Голиков создал Easy Quizy – группу с авторскими задачами на логику и знание фактов, при этом предполагалось, что из затеи вырастут целые соревнования.

Девять дней назад он получил выстрел в голову из травматического пистолета, когда в числе группы других обманутых клиентов потребовал от мошеннической фирмы вернуть ему деньги.

Врачи в операционной НИИ имени Джанелидзе делали все возможное, но состояние студента было с самого начала крайне тяжёлым. Затем оно еще и ухудшилось из-за отека мозга и развития пневмонии.

В те дни, как уже писал «МК» в Питере», студенческий клуб СПбГУ открыл сбор средств на будущую реабилитацию Влада. К сожалению, надежды не сбылись. Владислав Голиков умер, не приходя в сознание.

Охранник (по другим данным – компаньон) преступной фирмы, Заур Каримов, вскоре после выстрелов был задержан полицией и помещен в СИЗО до 4 августа. Октябрьский районный суд СПб отметил, что «стрелок с Невского» ранее привлекался к уголовной ответственности за преступление средней тяжести, кроме того, он проходил проверку по факту нанесения увечий гражданину Киргизии. Сейчас убийце грозит до 20 лет тюремного заключения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 24 июня 2020

Заголовок в газете: Мы теряем лучших

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру