На улицы Петербурга вышли трамваи Победы

На улицы Петербурга вышли трамваи Победы
Фото: Горэлектротранс

В честь 75-летия Победы в Северной столице трамваи совершили торжественный рейс по «Маршруту Памяти».

Украшенные к 9 мая вагоны стартовали от Музея городского электрического транспорта на Васильевском острове и доехали до знаменитой «Блокадной подстанции» на Фонтанке, обеспечивающей восстановление трамвайного движения в блокадном Ленинграде.

«Трамваи Победы», на бортах которых размещена юбилейная символика, сделали остановку на Инженерной улице. Здесь их приветствовали председатель петербургского Комитета по соцполитике Александр Ржаненков и директор Большого Санкт-Петербургского цирка (ныне здание "Блокадной подстанции находится в ведении цирка, - прим.ред.) Илья Ляхов. Вместе с директором Музея городского электрического транспорта Кирилом Нюквистом и представителями трамвайного парка № 3 они возложили цветы к мемориальной доске в честь подвига ленинградских трамвайщиков, установленной на фасаде подстанции.

Фото: Горэлектротранс

Торжественный проезд трамваев состоялся в рамках большого межрегионального проекта «Кабель жизни» к 75-летию Великой Победы, который в условиях самоизоляции перешел в онлайн формат. Идея проекта объединяет вокруг истории прорыва энергетической блокады Ленинграда современный Санкт-Петербург, Волхов, Кобону и Новую Ладогу. В Петербурге тема проекта «Кабель жизни» раскрывается через работу трамвая в годы войны и историю «Блокадной подстанции». В эти праздничные дни в интернете на официальных каналах участников проекта запущен цикл видеороликов, посвященных Музею истории города Волхова, Новоладожскому историко-краеведческому музею, Музею «Кобона: Дорога жизни», «Блокадной подстанции», «Трамваю Победы». Запланированный ранее финал проекта с большим трамвайным парадом и проездом именных трамваев «Волхов», «Кобона», «Новая Ладога» и «Ленинград» перенесен на более позднюю дату.

ТРАМВАЙ ПОБЕДЫ

Вообще, с трамваями Петербург связывают особенные воспоминания. Этот исконно городской транспорт не оставил людей без помощи даже в дни блокады, став символом Победы. В кольцо город враги взяли 8 сентября 1941 года. Ровно через три месяца, 8 декабря 1941 года основное движение транспорта в городе практически остановилось. И это стало трагедией для жителей.

«Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше — трамвайным временем, автобусным, — а шагами. Иногда количеством шагов», — писали потом Даниил Гранин и Алесь Адамович в «Блокадной книге».

Быстро стало очевидным, что без транспорта Ленинград не выживет. Трудно представить, скольких сил стоило транспортникам запустить движение. Однако 15 апреля 1942 года по улицам все еще осажденного Ленинграда зазвенел трамвайный звонок.

«Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Почудилось? Нет! Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать? Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает ото всюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили!» — вспоминал потом начальник Трамвайно-троллейбусного управления в годы войны, которого ленинградцы прозвали «командиром блокадного трамвая» Михаил Сорока.

Впоследствии пережившие блокаду ленинградцы отмечали, что курсирующие по городу пассажирские трамваи были их символами уверенности в победе, ведь если в городе работает транспорт — значит, все точно будет хорошо.

Фото: Горэлектротранс

15 апреля 1942 года работать начали сразу пять трамвайных маршрутов. Они расходились из центра города в разные районы. Это было сделано специально, чтобы жители могли добраться до любой части города всего с одной пересадкой.

Причем, эти маршруты обеспечивались током из самого Ленинграда. На это работали городские подстанции, в числе которых была и подстанция «Центральная» на Фонтанке 3А. Изначально собственными силами удалось запустить пять маршрутов. Однако для расширения трамвайной сети энергоресурсов города было недостаточно. Усилить в значительной мере трамвайное движение удалось после того, как в осажденный Ленинград был протянут высоковольтный кабель по дну Ладожского озера. Его назвали «Кабелем жизни».

Примечательно, что начальник ТТУЛ Михаил Сорока был одним из тех, кто нес личную ответственность за доставку «кабеля жизни» к берегам Ладоги. Десятки километров кабеля к лету были изготовлены на заводе «Севкабель». Грузили огромные мотки на трамвайные платформы буквально вручную и под обстрелом, многие сотрудники ТТУЛ были ранены. Но кабель удалось погрузить, доставить к железной дороге, вывезти из Ленинграда и протянуть по дну Ладожского озера. В осажденный Ленинград пришел ток с Волховской ГЭС, энергетическая блокада была прорвана.

МК-ФАКТ

Электрический транспорт в военные годы использовался очень широко. Настолько, что руководители Ленинграда всерьез подумывали о запуске троллейбуса через Ладогу. Михаилу Сороке даже поручили проработать идею строительства троллейбусной линии в оба направления. Предполагалось, что троллейбус будет эвакуировать жителей из осажденного города, а обратно повезет продовольствие и сырье.  Тяговые подстанции хотели разместить на обоих берегах – в Кобоне и Коккорево. Однако блокаду прорвали, и необходимость в троллейбусе через Ладогу отпала.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру