ВИП-аварии: Кто не в Смольном, тот и виноват?

или Как рядовое ДТП может стать нерядовым из-за ВИП-участника

Временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов неоднократно заявлял о том, что власти необходимо наладить прямой диалог с жителями города. Что власть и ее решения должны быть открытыми и понятными. Он говорил об этом в апреле, рассказывая о стратегии развития Северной столицы, в мае на совещании правительства Петербурга. Заявлял, открывая свою страницу в популярной социальной сети. Но на деле выходит, что для власть имущих и даже косвенно к ней, власти, относящихся слова врио губернатора остаются словами, а вовсе не становятся наказом и уж тем более руководством к действию.

или Как рядовое ДТП может стать нерядовым из-за ВИП-участника
Водитель "Тойоты" уверяет, что назад не сдавал. Положение колес, расстояние до поребрика и повреждения машин говорят об обратном. Фото предоставлено Ириной Дмитраковой

УЧИМ МАТЧАСТЬ

Пример тому — с виду обычнейшая авария, произошедшая в центре Петербурга 9 апреля 2019 года. Да-да, в день, когда президент России Владимир Путин присутствовал на проходящем в Северной столице Арктическом форуме. ДТП, которое можно было оформить по европротоколу и забыть, как мелкую неурядицу, дознаватель ГИБДД Центрального района расследует до сих пор. Оба водителя уверяют — они невиновны. Один — студент-медик, решивший в свободное время подработать в «Яндекс.Такси». Второй — водитель черной «Тойоты Камри», принадлежащей СПБ ГБАУ «Смольнинское». К слову, 44-летний водитель «Тойоты» Сергей Андреев тогда даже решил не тратить времени на общение со вторым водителем. В ситуации «разбирался» оперативно прибывший на место представитель службы безопасности «Смольнинского» и инспектор отдельного батальона ДПС № 5 ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, базирующегося на проспекте Тореза.

— Они стали буквально прессовать водителя такси, чтобы он признал себя виновным, — так описала дальнейшие события мама водителя «Яндекс.Такси» Егора Абрамова высококвалифицированный страховой агент Ирина ДМИТРАКОВА. Женщина просила отозваться водителей, которые могли в момент ДТП проезжать мимо и записать произошедшее на видеорегистратор. Таких, увы, не нашлось.

Из-за чего же именно на место ДТП был вынужден выезжать представитель службы безопасности чиновничьего гаража и сотрудник отдельного батальона?

9 апреля приблизительно в 11 часов утра «Тойота Камри» и такси «Киа Рио» ехали друг за другом по Шпалерной. На пересечении с проспектом Чернышевского водитель «Камри» решил развернуться. Возможно, если бы он это сделал, как прописано в пункте 8.6 ПДД, через центр пересечения дорог (не попадая в зону действия встречной полосы), аварии бы и не произошло. В реальности же траектория разворота была такова, что «Камри», не вписавшись, уперлась в бордюр. Ехавшая следом «Киа» повернула на проспект Чернышевского, огибая при этом «уперевшуюся» «Тойоту». Машина «Яндекса» проехала уже на две трети корпуса, когда «Тойота» вдруг начала движение задним ходом и врезалась в заднюю левую дверь такси. У «Тойоты» — вмятина на углу бампера, у «Киа» — царапины. После такого бы оформить европротолок и разъехаться… Однако у водителя из «Смольнинского» своя версия. По ней, он разворачивался на Шпалерной, уперся, а студент-таксист, мол, поворачивая на проспект Чернышевского, не выбрал безопасную дистанцию и врезался в него.

Повреждения на машине "Яндекс. Такси". Фото предоставлено Ириной Дмитраковой
Повреждения на "Тойоте". Фото предоставлено Ириной Дмитраковой

Фотоснимки, сделанные на месте ДТП, его версию как минимум подвергают сомнению. Во-первых, на них видно, что передние колеса «Тойоты» вывернуты вправо (для неавтомобилистов поясним — в данном случае это необходимо было сделать, чтобы сдать назад, отъезжая от поребрика). Во-вторых, между «Тойотой» и поребриком видно расстояние, что означает, что машина все же сдала задним ходом.

 

Правила дорожного движения РФ. Пункт 8.12:

«Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц».

Комментарий к данному пункту уточняет, что водитель должен:

  • Убедиться, что сзади нет помех для движения: людей, автомобилей, животных или ограждений;
  • Не вынуждать другие автомобили изменять свою скорость или траекторию движения;
  • Если нет возможности самостоятельно совершить езду задним ходом, возможно прибегнуть к помощи третьих лиц. Помощь третьих лиц не снимает ответственности с владельца/водителя автомобиля.

 

КАМЕРЫ ЕСТЬ, ВИДЕО НЕТ

Так как на месте договориться не удалось, документы по ДТП передали дознавателю Виталию Антошкину.

— Я сразу поняла, что моего сына решат сделать виноватым. Кто не прав, сразу стало бы ясно при просмотре записей с камеры наблюдения. Но 11 апреля мне сообщили (после выдали и официальный документ), что записи с камеры на данном пересечении за 9 апреля отсутствуют. Разве это не нонсенс? В день, когда в городе находится президент России, камера на одной из магистралей в центре города, по которой регулярно проезжают машины Смольного, не работают! Моему сыну нужно диплом защищать, в сентябре его ждут выборы в муниципальные депутаты. Я оформила на себя доверенность, чтобы представлять его интересы, — рассказала «МК» в Питере» Ирина Дмитракова.

Поняв, что система скорее будет защищать своих, нежели следовать букве закона, Ирина обратилась за помощью к главе Центрального района Максиму Мейксину. Гараж «Смольнинский» находится на его территории.

— Я предупредила, что буду вынуждена предать дело огласке, потому что считаю, что решение данного вопроса должно выноситься по справедливости, а не по занимаемым постам. Вечером в день обращения Максим Семенович (Мейксин. — Ред.) мне позвонил и заверил: «Ирина Петровна, я вам гарантирую, что все будет решаться по закону», — продолжает рассказ Дмитракова.

А вот попасть на прием к главе ГИБДД МВД по Центральному району Петербурга женщина не смогла. Выяснилось, что через несколько дней после ДТП на пересечении Шпалерной и Чернышевского полковник Алексей Антошкин покинул свой пост. Как уточнили «МК в Питере» — вышел на пенсию по достижению предельного для службы возраста.

Между тем, само дело лишь начало закручиваться. Как рассказала «МК в Питере» Ирина Дмитракова, в частном разговоре с ней водитель «Тойоты» Сергей Андреев признался, что его могут просто уволить, если он будет виноват в ДТП. А у него семья. А решить вопрос на месте, поговорив с другим водителем ему, мол, не позволяет внутренний распорядок организации, который предписывает, что на ДТП выезжает представитель СБ.

А затем в деле неожиданно появились показания двух свидетелей со стороны Андреева, которые еще больше запутали ситуацию.

— Оба указали, что «Тойота» после разворота уперлась в поребрик. А так как на фото видно, что между машиной и препятствием есть расстояние, это, по сути, подтверждает то, что «Тойота» уже сдала задним ходом и мой сын не виноват, — рассказывает Ирина Дмитракова. — Потом я узнала, что Андреев даже не в курсе, что заявили его свидетели. Удивительно и другое — мой сын говорит, что на месте никаких свидетелей не было. За все долгое время оформления никто не подходил к ним. Один из свидетелей же заявляет, что он, съездив по своему делу, вернулся, чтобы оставить свои контакты.

«СЛОЖНОСТЬ В ТОМ, ЧТО ПОЛЬЗУЮТСЯ СВОИМИ ПРАВАМИ»

По словам Ирины Дмитраковой, во время одной из бесед дознаватель сообщил ей, что может вынести постановление, что не может определить виновных.

— Когда я сообщила, что такой вариант меня совершенно не устраивает и что в этом деле все абсолютно ясно, он предложил мне провести независимую экспертизу, — рассказывает женщина. — Я выписала себе длинный перечень компаний, проводящих независимую экспертизу, отобрала по отзывам и рекомендациям пять. В трех из них, увидев номера «Тойоты», у меня спросили: «Оно вам вообще надо?». Еще одна не вызвала доверия у меня. И лишь в пятой мне сказали, что им в принципе все по фотоснимкам понятно.

Сейчас эксперты ищут ответы на перечень вопросов: есть ли в действиях водителей нарушения ПДД, могли ли они предотвратить ДТП, чьи действия привели к аварии и чья версия произошедшего наиболее состоятельна с технической точки зрения. Результаты их расчетов должны быть готовы на этой неделе. Их ждет и Ирина Дмитракова, и дознаватель Виталий Антошкин.

По словам дознавателя, для службы дознания нет понятий «простое» или «сложное» ДТП. Расследование же данного дела растягивается до предельного 2-месячного срока лишь из-за самих участников процесса.

— По расследованию этого ДТП никаких сложностей не возникает, — уверял «МК в Питере» капитан Виталий АНТОШКИН. — У каждого из участников есть свой перечень прав — предоставить объяснение, заявить ходатайство, предоставить свидетелей, записи с видеорегистраторов и так далее. Оба участника их реализуют. Они пользуются своими правами. После того как прекратят… нести ходатайства, заявлять что-то, тогда и будет вынесено решение на основе имеющихся данных.

Увы, в перечне «имеющихся данных» отсутствует один из главных элементов — видеозапись. По словам капитана, они запрашиваются «практически в 100 процентах случаев при ДТП». Но на неоднократный вопрос о наличии видеозаписи с фиксацией именно этой аварии добиться однозначного ответа так и не удалось (напомним, Ирина Дмитракова говорит о том, что у нее есть официальный документ, сообщающий, что данной записи нет). Да, сообщил дознаватель после заданного второй раз вопроса, запрашивались. А вот вопрос о том, были ли они получены, породил массу попыток уйти от прямого ответа. Вплоть до того, что дознаватель стал не уверен, а с журналистом ли он разговаривает.

— Я не могу сказать, что у меня есть в наличии, я могу ознакомить с материалами только самих участников, — заявил в итоге капитан Виталий Антошкин. Тем самым, к слову, ставя под сомнение компетенцию коллег из ГИБДД и полиции Петербурга, регулярно сообщающих, что «записи с камер наблюдения изъяты и приобщены к делу». Под сомнение он поставил и заверения врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, что власть стремится к полной открытости перед горожанами.

Ирина Дмитракова же не видит смысла скрывать информацию о ходе расследования. Более того, она намерена идти до конца, и, если понадобится, искать справедливости в суде.

— Если дело до этого дойдет, то я буду требовать возмещения морального ущерба. И не только с водителя из гаража Смольного, но и с его мифических свидетелей, — обещает петербурженка. — Такие ситуации нельзя оставлять, боясь чего-то. Решение должно выноситься по справедливости и закону, а не по занимаемым постам.

«МК» в Питере» будет следить за ходом расследования и обязательно вернется к этому делу.

 

Произошедшая на пересечении Шпалерной и Чернышевского авария — не единственная с участием  ВИП-авто. Мы вспомнили лишь некоторые ДТП и ЧП с участием машин с ВИП-номерами.

20 декабря 2012 года. На проспекте Обуховской Обороны правительственный «БМВ» влетел в фонарный столб. Водителя пытались оправдать тем, то он не успел на что-то отреагировать и потому врезался.

29 октября 2013 года. Авто с номерами серии НВВ 178 региона столкнулось на пересечении Караванной улицы и Невского проспекта с автобусом 22-го маршрута.

31 мая 2017 года. «Ауди», на которой ездил бывший вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, на Вознесенском проспекте выехал на встречную полосу и на большой скорости врезался в фургон «Фиат Дукато». На момент аварии на машине красовались номера А003АА98. Прибывшие же сотрудники ГИБДД увидели номера Н005ВВ178. Тогда в отношении водителя возбудили-таки административное дело.

17 августа 2017 года. Проспект Бакунина. «Тойота» с номерами Смольного ехала на большой скорости, когда попутный «Ниссан» пошел на левый поворот, «Тойота» взяла еще левее, и в результате маневра машины столкнулись. «Тойоту» отбросило на припаркованный «Пежо». В аварии пострадал один человек.

31 мая 2019 года. Чёрная «Тойота» с приметными номерами на Пироговской набережной в районе поворота на Большой Сампсониевский проспект ехала «не в ту сторону» по дороге с односторонним движением. Пассажир авто — начальник аппарата вице-губернатора Кириллова Владимир Леонов — пояснил, что они якобы «следовали за машиной, которая поехала против движения, чтобы сфотографировать» нарушителя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Кто не в Смольном, тот и виноват?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру