Пляска на кладбище: как блокадная трагедия превратилась в праздник

Историк и писатель Вячеслав Красиков рассказал «МК в Питере», нужны ли нам торжественные шествия в честь снятия блокады

27 января в городе отметили 75-летие полного освобождения Ленинграда от блокады. Власти Петербурга отпраздновать это парадом на Дворцовой площади.

О ПИРРОВОЙ ПОБЕДЕ

У историков есть два мнения о том, как относиться к прорыву и процессу снятия блокады. Одни считают, что «победа есть победа». Да, угробили много народу, но ведь блокаду же прорвали. И неважно, что наши потери были в несколько раз больше, чем у немцев. С другой стороны — это был самый кровопролитный для Красной Армии участок фронта. «Армия Власова» — Вторая ударная армия Волховского фронта — погибла, несколько попыток прорыва блокады захлебнулись. Красная Армия вновь и вновь бросалась на немцев и захлебывалась кровью.

Только на Невской Дубровке официально было убито 200 тысяч человек. И это на небольшом пятачке три на один километр. Это кладбище в несколько рядов. Настоящее число погибших в войне до сих пор неизвестно. В советское время говорили о 16–17 миллионах, сейчас — более чем о 20 миллионах. При этом немцы потеряли в разы меньше — порядка четырех миллионов.

С чем связана такая разница? С мозгами! У немцев 10–15 поколений военных: дедушка — генерал, папа — полковник, сын — оберлейтенант. А у нас Жуков с тремя классами образования против фон Лееба, у которого 15 поколений военных. И кто как будет воевать? Более того, огромное количество солдат у нас и вовсе были неграмотными.

Есть и еще один момент. В нашу армию призывали даже возрастных 62-летних мужчин. В таком возрасте им было тяжело воевать. В итоге потери оказались колоссальные. Красная Армия заваливала врага трупами, немцы воевали мозгами, профессионализмом.

Вспоминается такое понятие — пиррова победа. Царь Пирр тоже хорошо воевал, одерживал победы, но в конце концов остался без армии.

О БОМБЕЖКАХ ЛЕНИНГРАДА

От бомбежек в Ленинграде погибло около 17 тысяч человек. А от голода — по разным источникам от 600 тысяч до миллиона. У немцев было мало снарядов, поэтому в основном они бомбили флот, какие-то определенные точки в Ленинграде.

Все-таки у нас стоял Балтийский флот. Это корабли, крупнокалиберная артиллерия, которая заведомо могла ответить, подавить огонь. К тому же вражеская авиации работала на фронте. У них не было столько ресурсов, чтобы бомбить город ради развлечения.

Почему же тогда попадали в жилые дома? Предположим, стоит на Неве корабль, на него сбросили бомбу, промахнулись и попали в детский сад рядом. Конечно, немцы прицельно бомбили зенитные батареи, но они часто были расположены на крышах зданий. Показательных бомбежек, призванных напугать население, в Ленинграде не было. В отличие, например, от Ковентри в Англии или Роттердама в Голландии.

О СКЕЛЕТАХ И ЗАВОДАХ

Во время войны официальной информации о том, что происходит в городе, не было. Ходили только слухи, ведь из Ленинграда вывозили раненых, а в 1942 году началась и эвакуация людей: все видели, какие «скелеты» привозили из блокадного города.

Работало ли кино и заводы? Люди голодные были, без сил — какая работа? Электроэнергии и угля не хватало. Что здесь могли производить? Только делать самый примитивный ремонт техники и оружия.

О ГОЛОДЕ И КОНФЕТАХ

Моей маме в блокаду было девять лет. Она с мертвой сестрой на одной кровати спала, потому что у ее мамы — моей бабушки — не было сил похоронить дочь. Маленьким, живя в коммуналке, я регулярно слышал: «Здесь дядя Вася сидел». Мертвый сидел. Нес домой ведро с водой, присел отдохнуть и умер. «Там Тонька повесилась». Почему? А потому что хлебные карточки украли. «Там человек с крыши упал, гасил «зажигалки» бегал». Блокада долгие годы витала над Ленинградом.

В то же время, как потом писали в перестройку, для работников Смольного выпекались ромовые бабы. А из столовой доносились чудесные запахи. Отец моей жены был достаточно высокопоставленным военным, их семья не голодала, даже конфеты дома были.

О ЛЮДЯХ-«ТАРАКАНАХ»

Почему сразу не эвакуировали Ленинград? По той же причине, что и Киев, Минск, Псков, Новгород и другие города. В 1941-м году немцам оставили половину европейской территории страны, ниоткуда жителей не вывозили.

Для Сталина было главное вытащить из Ленинграда полмиллиона войск. Никто не думал про обычных людей. Если бы поставили задачу эвакуировать жителей, метростроевцы построили бы порт, а стоявшая на Ладоге флотилия — вывезла ленинградцев. Но армия в 1941-м была важнее. А к гражданскому населению всегда относились как к тараканам. У нас сейчас, когда нет войны, пенсионеров ограбили, отодвинув на пять лет пенсию, а что говорить про военные годы?

О НЕУМЕСТНОСТИ ПАРАДА

На мой взгляд, парад 27 января — это пляска на костях. Даже при советской власти никому не приходило в голову проводить парад в честь снятия блокады. Потому что на кладбище не пляшут, а на похоронах не поют песни. Но сейчас решили провести парад. Я думаю, это происходит потому, что знания об истории теряются, а люди, помнящие те времена, уходят. Сейчас многие даже представить себе не могут, что творилось в Ленинграде, но при этом хотят на этом заработать какие-то политические очки. Победа — это же всегда приятно. «Мы крутые, всех разбили, можем повторить». А что повторить? С мертвой сестрой на кровати полежать?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 23 января 2019

Заголовок в газете: Пляска на кладбище

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру