«Она может забыть, как дышать»

Как в Петербурге выхаживают недоношенных детей

Во всем мире около 10 процентов детей рождается раньше срока. Некоторые из них весят всего около 500 грамм — это меньше буханки хлеба. В Петербурге ежегодно на 65 тысяч родов приходится 270—290 рождений детей с экстремально низкой массой тела. И всех их выхаживают неонатологи и детские реаниматологи. «МК в Питере» узнал, как выживают эти дети и с чем сталкиваются, когда вырастают.

Как в Петербурге выхаживают недоношенных детей
Поспешившие родиться малыши минимум три месяца живут в реанимации. Фото: assafh.org

«ЛИШЬ В ГОДИК ПОНЯЛА, ЧТО ВСЕ ПОЗАДИ»

Беременность у Юлии Демской протекала легко, без осложнений. До 26-й недели.

— Скорее всего, была какая-то инфекция — точную причину преждевременных родов врачи назвать не смогли, — вспоминает события восьмилетней давности Юлия. — Лия родилась с весом 980 грамм, рост — 34 сантиметра. Ей сразу поставили много диагнозов. У нас была бронхолегочная дисплазия (хроническое заболевание бронхов и легких. — Ред.), кровоизлияние в мозг.

Под присмотром врачей Лия провела два месяца. Ее выхаживали, выкармливали. Вспоминая наставление медиков при выписке, Юлия начинает тихо плакать. Она отворачивается, чтобы этих слез не видела уже восьмилетняя дочь.

— Меня предупредили, что в любой момент Лия может забыть, как дышать, — кажется, на этих словах Юлия сама перестает дышать. В этом аду — состоянии постоянного страха за жизнь ребенка — она прожила десять месяцев. — Когда Лие исполнился годик, врачи сказали, что самый страшный период позади, и дальше все будет хорошо.

Сейчас Лия ходит во второй класс обычной школы. Она долгое время занималась вокалом (это хорошо тренирует легкие), а сейчас увлекается хип-хопом.

— Главное, всегда верить, что малыш справится, — дает Юлия свой совет родителям, которые оказались в такой же ситуа­ции, как и она. — Ребенок чувствует поддержку, и он обязательно выкарабкается!

«МЫ СЧАСТЛИВЫ, ЧТО НАС СПАСЛИ»

Наталья Останец родила дочь Полину на 24-й неделе. Вес девочки едва доходил до 620 граммов, а рост крохи составлял 26,5 сантиметров. Преждевременные роды спровоцировала простуда. Битва Натальи за здоровье любимой Поли продолжается уже 5,5 лет. Первую операцию девочка перенесла в первую неделю жизни — врачи закрывали Боталлов проток (открытый проток — один из врожденных пороков сердца. — Ред.). Потом было вживление в голову ребенка специальной помпы и проведение дренажа в брюшную полость.

— Помимо этого мы зацепили ретинопатию недоношенных — глазки у таких деток недозревшие. Нас поймали на третьей стадии заболевания, а пятая — это полная слепота. Дважды делали операцию — прижигали сетчатку, чтобы сохранить зрение. Наши глаза спасли, — рассказывает Юлия. — Помимо этого у нас заболевание легких.

Около 2,5 месяцев Поля дышала с помощью прибора искусственной вентиляции легких. И до пяти месяцев лежала в больнице.

— Не было перспективы, что Поля будет ходячим ребенком. Нас готовили к тому, что, возможно, мы будем всю жизнь лежать, — вспоминает Наталья. — В три года Поля лишь ползала, но благодаря врачам сейчас она уже ходит. Нам даже планируют снять диагноз ДЦП.

28 ноября 2018 года Полина, в числе других выхоженных врачами «торопыг», стала гостьей на юбилее отделения реанимации новорожденных Детской городской больницы № 1. Она станцевала вальс со своим первым врачом — реаниматологом, и. о. заведующего отделением ДГБ № 1 Сергеем Ивановым.

Полине (слева) прогно­зировали «лежачее» будущее. На встрече детских реаниматологов она танцевала вальс

— Сейчас мы боремся за речь: занимаемся с логопедом, ходим к нейропсихологу, в бассейн, — продолжает рассказ Наталья Останец. — Мы растем, развиваемся и очень счастливы, что доктора нас спасли.

Сейчас девочка старается повторять все, что делает ее старший девятилетний брат. Он рисует — она тоже, он идет в бассейн — Поля за ним.

— У нее какая-то своя внутренняя программа развития, — улыбается Наталья. — Полина пенсия по инвалидности — 11 тысяч рублей. Это то, что дает нам государство. Остальные вложения в Полино здоровье и развитие — наши, семейные. Папа работает на двух работах, бабушка с дедушкой помогают. На развитие Поли и ее дальнейшее выздоровление уходит примерно 50 тысяч в месяц. Развитие такого ребенка, как Поля — это ежедневный титанический труд. Дома мы занимаемся нейропсихологией, рисованием, логопедией, хождением, учимся готовить, убирать. Благодаря этому наша Поля — красивая, добрая, умная девочка.

ПРОЕКТЫ ЕСТЬ, ДЕНЕГ НЕТ

По словам врачей, неверно говорить, что абсолютно все недоношенные дети рождаются с патологиями.

— Да, процент здоровых малышей среди недоношенных меньше, чем больных. У них чаще развиваются пороки, чем у доношенных. Но эти проблемы появляются далеко не у всех, — говорит начальник кафедры и клиники детских болезней Военно-медицинской академии, профессор Николай Павлович ШАБАЛОВ. — Самое основное, что выявляют у преждевременно рожденных — незрелость легких и мозга. А также слабый иммунитет — он был адекватен для внутриутробного развития, но не созрел для внешней жизни. Нет единой причины, по которой дети рождаются раньше срока. Спровоцировать преждевременные роды могут даже случайные вещи — мама чего-то испугалась, перенесла инфекционное заболевание или просто подняла тяжесть. Наша же задача — выходить такого ребенка. Благо сейчас у медицины для этого больше инструментов.

В то же время медики уверены, что после выписки родители не должны оставаться один на один с заболеваниями детей и самостоятельно бороться за жизнь и развитие малышей. Ведь если государство берет на себя ответственность выхаживать таких детей, то должно и быть ответственно за их реабилитацию.

Немного улучшить ситуацию могло бы создание перинатального центра. И речь о нем уже заходила. Еще в 2014 году специалисты ДГБ № 1 создали проект такого центра при больнице. В нем могли бы вести сложных пациентов. Но денег на строительство центра — 7–8 миллиардов рублей — тогда не нашли. В октябре 2018 года организовать на территории больницы родильное отделение хотя бы на 100 коек предложили уже сами чиновники — бывший губернатор Петербурга и действующий вице-губернатор.

— На его строительство надо было до 2 миллиардов рублей — но денег опять нет. — говорит заведующая отделением реанимации и интенсивной терапии ДГБ № 1 Юлия ГОРЕЛИК.

По словам самих мам, им во время беременности не хватило еще одного важного элемента подготовки к родам — информации.

— Беременным нужно рассказывать о том, что могут родиться недоношенные дети, — говорит Наталья Остапец. — Например, для меня это стало неожиданностью. Будущие мамы должны знать, к чему готовиться. И, если такое произошло, что с этим делать и куда обращаться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру