«Она была ведомой»
25 апреля 2012 года супруги Ольга и Виктор Маркелов создали автономную некоммерческую организацию «Зеора» и стали устраивать для петербуржцев платные тренинги. Виктор Маркелов по образованию психолог. А вот было ли профильное образование у его жены, неизвестно.
В «Зеоре» можно было обучиться ораторскому мастерству, технике продаж и ведению бизнеса. Были, конечно, и курсы личностного роста. Стоили они недешево — от 12 до 90 тысяч рублей.
Вот только пережить эти «уроки» удалось далеко не всем петербуржцам. Двое участников тренингов покончили жизнь самоубийством, причины и мотивы их поступка сейчас устанавливает следствие.
Первая трагедия произошла в 2014 году. Тогда погибла 30-летняя Оксана Дмитровская. Она работала специалистом по логистике, но в 2012 году родила сына и ушла в отпуск по уходу за ребенком.
«Оксана была очень активной, целеустремленной, у нее было много друзей… она строила активные планы на жизнь, хотела развиваться. По характеру была неконфликтной, послушной, открытой, скромной и застенчивой, часто ходила в церковь, читала православную литературу, была крестной матерью 5 или 6 человек. Также к чертам ее характера можно отнести восприимчивость ко всему окружающему, доверчивость, податливость. Она поддавалась влиянию окружающих лиц и была ведомой», — так говорил об Оксане Дмитровской ее муж Денис. (Фотокопии допроса его и матери второго погибшего Натальи Волошиной выложены в Интернете Маркеловым. Сообщенную в копиях информацию Наталья Волошина подтвердила «МК» в Питере»).
В документе указано, что супруги хотели открыть свой бизнес, и Оксана пошла учиться в «Зеору», где окончила два курса. После занятий молодая женщина начала вести себя странно.
«Например, в один из дней она вырезала из бумаги корону, а однажды ей понадобился красный наряд… Также Оксана говорила, что было задание остановить на улице любую машину и покататься на ней бесплатно, покормить бомжа, что-то прокричать на улице», — рассказывает Дмитровский.
Бросилась нагишом под поезд
Дальше — больше. 15 июля 2014 года Оксана взяла сына и отправилась пить кофе с подругой, а Денис поехал в гараж, где супруги и договорились через некототрое время встретиться. Приехав, Оксана пожаловалась на усталость. Муж вытащил ей из гаража матрас с подушкой и посоветовал полежать в теньке, пока ребенок спит в машине. Но Оксана не просто легла, а еще и полностью разделась. Когда муж попросил ее прикрыться (возле гаража были люди), девушка предложила ему заняться любовью прямо в машине. Денис Дмитровский согласился. Через некоторое время, пока мужчина приводил себя в порядок, Оксана взяла ребенка и ушла с ним. Прямо нагишом она вышла из гаражного кооператива и направилась к лесополосе, рядом с которой проходили железнодорожные пути, огражденные забором. Девушка оставила ребенка у дыры в заборе, а сама побежала к проходящему поезду и бросилась под него.
Позже отец погибшей рассказывал СМИ, что деньги на тренинги в «Зеоре» — всего около 90 тысяч рублей — Оксана искала у родных и занимала в банках. Потом она просила у мужа денег еще на один тренинг, но он не дал. По одной из версий, разговор состоялся как раз в гараже. Последняя же запись в дневнике Оксаны гласила: «Я не знаю, как мне жить дальше, у меня в голове каша».
«Они делали странные вещи»
Вторым погибшим стал 32-летний Егор Попов. По словам его матери Натальи Волошиной, он был женат, потом развелся и вернулся жить к маме. В 2015 году Егор с братьями занялся бизнесом в строительной сфере. Знаний ему, как считал сам мужчина, не хватало, и он отправился учиться на бизнес-курсы и тренинги по личностному росту. Первое время с Егором учился его младший 24-летний брат Василий. Но ему быстро надоело. А Егор увлекся.
— Они делали странные вещи, — рассказывает Наталья Волошина. — Например, писали записки, которые выглядели как предсмертные. Мол, дорогие мама и папа, приношу вам свои извинения, что не сумел… Потом на других занятиях они готовили такие записки, адресованные друзьям.
Сколько денег Егор отнес в «Зеору», Наталья Волошина не знает, но предполагает, что немало.
— Я хотела с ним сходить на один такой тренинг, — рассказывает женщина, — Я переживала за сына и хотела сама посмотреть. Но людей на запланированную встречу в Петербурге не набрали в достаточном количестве, и тренинг перенесли в Казань. Я не смогла отпроситься с работы, чтобы поехать туда.
С последнего своего тренинга из Казани Егор вернулся 24 августа 2017 года.
А спустя четыре дня — 28 августа — Наталья Волошина обнаружила сына на подоконнике открытого окна (квартира Поповых находится на 11 этаже). Чтобы не напугать сына, она на четвереньках подползла к Егору и стащила его с окна на кровать. После этого Егор заплакал и стал рассказывать матери, что не может справиться с заданием. Наталья Волошина позвала еще одного сына, Павла, и вместе они стали успокаивать Егора. Тот вроде на уговоры поддавался. Тогда Наталья и Павел решили увести Егора на кухню и напоить чаем. Все трое вышли в коридор, но Егор вдруг рванулся назад, бросился в ту самую комнату, из которой только вышел, и выбросился из окна...
Спустя примерно две недели — 12 сентября — Наталье Волошиной позвонил Виктор Маркелов. Он… пригласил женщину посетить его тренинг личностного роста. А потом прислал смс с датой, временем и местом проведения мероприятия.
Муж сбежал, жена осталась
На официальном сайте питерского Следкома сказано, что согласно судебно-медицинскому заключению, тренинги, которые слушали погибшие петербуржцы, «способны нанести вред здоровью человека».
2 октября 2017 года суд отправил Маркеловых под домашний арест. Спустя полгода Виктор Маркелов сбежал, оставив жену отдуваться за двоих.
— Это, конечно, удивительно, — говорит Наталья Волошина. — Я от своего сына много слышала о нем (Викторе Маркелове. — Ред.), они прямо дружили. И очень мало о ней (Ольге Маркеловой. — Ред.). Я считаю, что отвечать должна не только она, а еще и он.
«Зеору» закрыли. Виктора Маркелова объявили в международный розыск, но в социальной сети его можно легко найти. Судя по его странице, экс-тренер увлекается бегом. А 10 августа 2018 года он перепостил сообщение Натали Ростовцевой о том, что грядут некие трансформационные тренинг-дни. Комментировать свой отъезд Виктор Меркулов не стал.
«Почему я должен отвечать на ваши вопросы? Я предполагал, что личные вопросы задаются после выстраивания отношений доверия. Наверное, я ошибаюсь», — написал он корреспонденту «МК» в Питере».
Ольга Маркелова свою вину признала и попросила рассматривать дело в суде в особом порядке без исследования доказательств, чтобы смягчить наказание.