Из опасного борщевика в Ленобласти хотят делать спирт и уголь

В 47-м регионе придумали новый способ борьбы с растением

До конца лета в Лужском районе запустят производство по переработке сорняка в древесный уголь и этиловый спирт. Поможет ли это избавиться от борщевика — пока непонятно. Сейчас на борьбу с ним в Ленобласти ежегодно тратят около 40 миллионов рублей. Впрочем, это не мешает гигантскому сорняку захватывать все новые территории. В прошлом году он добрался и до Петербурга: заросли травы обнаружили в Приморском районе у Серафимовского кладбища.

В 47-м регионе придумали новый способ борьбы с растением
В соке борщевика есть вещества, которые лишают кожу человека способности сопротивляться ультрафиолету. Поэтому бороться с ним надо полностью закрыв тело. Фото: RIAMO

Ожоги, слепота и смерть

В июле 2017 года в НИИ скорой помощи им. Джанелидзе привезли мужчину с тяжелыми ожогами от борщевика. Он косил бурьян на заросшем участке в Ленобласти, а через некоторое время его кожа покраснела и пошла волдырями. Мужчина быстро вызвал скорую, его отвезли в больницу, где он провел несколько недель. И это еще ему повезло.

В соке борщевика содержатся особые вещества, которые лишают кожу человека способности сопротивляться ультрафиолету. В итоге — сильные ожоги, в том числе третьей степени тяжести. Если они занимают больше 80 процентов тела, человеку грозит смерть. Если сок попадает в глаза — слепота.

От борщевика страдают не только люди, но и растения. Из-за токсинов, которые он выделяет, рядом с ним не могут расти другие культуры. Еще одна «суперспособность» сорняка — быстрое распространение. Сейчас он занимает около 60 миллионов гектаров в России (это около 30 процентов всех сельхозугодий) и примерно 100 тысяч гектаров в Ленобласти. И останавливаться на этом не собирается. Все дело в семенах борщевика, которые могут разлетаться на несколько метров, плавать в водоемах до двух дней и таким образом «уходить» от материнского растения на десятки километров.

— У одного растения может быть сотни тысяч семян, — говорит заведующий кафедрой ботаники в Педагогическом университете имени Герцена Иван ШАМРОВ. — Для борщевика нет преград и границ, он уже в Западной Европе, он прорвался в города. В какой-то мере в этом нашествии виноваты мы.

На Северо-Западе борщевик себя чувствует куда вольготнее, чем на Кавказе, откуда он родом. В Ленобласти он занял уже около 100 тысяч гектаров. Фото: pixabay.com

Химическая война

В первой половине XX века советские ученые нашли в Кабардино-Балкарской АССР древовидную траву — родственника борщевика сибирского, который издревле употребляли в пищу. Растение назвали борщевиком Сосновского — в честь знаменитого ботаника. После Великой Отечественной войны, якобы по личному приказу Иосифа Сталина, огромные территории стали засеивать борщевиком. Предполагалось, что он пойдет на корм скотине. Растение не требовало никакого ухода и давало до пяти килограммов силоса с экземпляра.

Когда выяснилось, что борщевик еще и ядовит, было уже поздно: он захватил придорожные территории и опустевшие поля, в 80-е годы добрался до садоводств, а в 90-е — до городов.

— На Кавказе борщевик произрастал в горных местах, это было относительно маленькое растение. — говорит Иван Шамров. — А наши условия оказались очень хороши для него, он приобрел больший размер и стал вытеснять аборигенные виды. Более того, вскоре оказалось, что от борщевика нет никакой пользы — его даже животные не ели. Так мы выпустили из бутылки джинна, бороться с которым очень сложно.

В Ленобласти программа по уничтожению борщевика действует уже семь лет. Каждый год на нее выделяется около 40 миллионов рублей. В 2017 году сорняк должны были извести на территории более чем в шесть тысяч гектаров. Это, кстати, совсем немного. Напомним, в Лен­области борщевик захватил примерно 100 тысяч гектаров. Чаще всего его уничтожают, обрабатывая землю гербицидами. Ученые считают, что эти химикаты вредят человеку и природе не меньше, чем борщевику.

У одного растения может быть сотни тысяч семян. Фото: newsvo.ru

— Гербициды имеют очень серьезное негативное воздействие на организм человека и животных, — считает сотрудник Института экспериментальной медицины, кандидат биологических наук Владимир СЫСУЕВ. — В последнее время появилось очень много работ, которые доказывают, что гербициды влияют на процесс метилирования ДНК. Это может привести к онкологии, диабету, рассеянному склерозу, болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера. Поэтому, на мой взгляд, применение гербицидов является абсолютным вредом. Это настоящая химическая война.

Ленобласть станет запретной зоной?

Конечно, бороться с борщевиком можно и без химии. Несколько лет назад биологи из Педагогического университета имени Герцена предлагали организовать научную экспедицию на Кавказ. Ее участники дол­жны были выяснить, какие микроорганизмы и бактерии являются там естественными врагами борщевика, и привезти их в Ленобласть. Впрочем, Иван Шамров к этой идее относится очень настороженно.

— Может оказаться, что мы завезем микроорганизмы, которые окажутся не лучше борщевика. И выпустим из бутылки еще одного страшного джинна, — говорит ученый.

Куда безопаснее выкорчевывать сорняк. Вот только это очень трудный и долгий процесс, ведь корни борщевика могут быть больше метра, а семена живут пять-семь лет.

— Видимо, надо вводить на зараженных территориях карантин. — говорит Иван Шамров. — Там должны работать люди, которые будут следить за сорняком, уни­чтожать его и не давать распространяться. Отменить карантин можно только после полной очистки территории. Конечно, все это потребует очень много усилий и денег. А иначе ничего не сделать. Мы все зарастем борщевиком.

Свой план по уничтожению борщевика есть и у питерских бизнесменов. К концу лета компания «Каприкон» пообещала запустить опытное производство по переработке растения в технический этиловый спирт и древесный уголь. По словам гендиректора фирмы Павла Козбана, таким образом можно переработать до пяти тонн борщевика. Если это получится, будет прорыв. Пока что ни одна страна в мире не смогла ни уничтожить борщевик, ни получить от него доход.

 

МЕЖДУ ТЕМ

Ядовитый гигант

В Европе и США есть еще один родственник борщевика Сосновского — борщевик Монтегацци. Его высота достигает шести метров, а размер зонтика доходит до метра! Это растение также ядовито.

В 1817 году его привезли с Кавказа зоологи и высадили в Королевских ботанических садах Кью. В 1828 году борщевик выбрался на волю, а через сто лет добрался до Америки. Сейчас он произрастает во многих штатах США, в том числе в штате Нью-Йорк, в Центральной, Восточной и Северной Европе, в том числе в Финляндии.

 

«МК» ИНСТРУКТАЖ​

Как избавиться от борщевика на своем участке

Фото: gorod-che.ru
  • Надеть прорезиненную одежду. Должно быть защищено все тело, включая лицо и руки. Хлопчатобумажная одежда не подойдет, потому что сок борщевика может пройти сквозь ткань.
  • Выкопать борщевик. Лучше это делать, когда растение маленькое. Убитый вами борщевик, конечно, оставит огромное количество семян. Поэтому выкапывать его придется из года в год.
  • Сжечь выкорчеванное растение.
  • Постирать одежду, принять душ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 11 июля 2018

Заголовок в газете: «Мы выпустили джинна из бутылки»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру