Кузькина мать для Гарри Поттера

Петербургский писатель Антон Соя рассказал об опасных для детей книгах

Санкт-Петербургский международный книжный салон, который прошел в Петербурге, куда больше в этом году напоминал детскую ярмарку: многие издательства продавали литературу именно для малышей и школьников. После успеха Гарри Поттера детская литература в мире вообще переживает ренессанс, а каждый издатель ищет свою Джоан Роулинг, чтобы заработать на ней миллионы.

Петербургский писатель Антон Соя рассказал об опасных для детей книгах

Тем временем в России читатели не спешат экспериментировать и по-прежнему выбирают для детей старых, советских авторов вроде Агнии Барто или Корнея Чуковского. Петербургский рок-продюсер и детский автор Антон Соя рассказал «МК» в Питере», как конкурировать с мертвыми писателями.

Променял водку на ангелочков

— Как получилось, что от продюсирования очень известных рок-групп вроде «МультFильмов», «Бригадного подряда», «Кукрыниксов» вы пришли в детскую литературу? Вам так надоели рокеры?

— Конечно, надоели. Что такое рокеры? Водка, табак, перегар и щетина, как писал о них классик. А дети — прекрасные ангелочки с румяными добрыми лицами. Они любят мои книжки, смеются над моими шутками, а не надо мной, как бессовестные рокеры… По-моему, выбор очевиден. А если серьезно, то сначала было слово. Я же и в мир рок-музыки попал изначально, как автор текстов. Песни на мои стихи пели даже Михаил Горшенев и Юрий Шевчук. Мишка исполнял две песни: «Иван Факов» и «Долой гопоту», а Шевчук пел «Попсу». Так что я всегда писал — стихи, песни, потом сценарии, романы, пока наконец не дорос до детских книжек.

— Новые авторы в детской литературе сейчас востребованы? Или в России по-прежнему диктат Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака?

— Родители и бабушки с дедушками хотят, чтобы их чада читали то, что так радовало их самих в ностальгическом детстве. И это нормально. Но ситуация меняется. Детская литература сегодня переживает ренессанс. Появилось много новых талантливых авторов. Подростки с удовольствием читают отечественное фэнтези и книги о своих насущных проблемах. Мамочки ведут блоги о детских книгах. Издатели идут на риски, ради новых имен. Я смотрю в будущее с оптимизмом. Вот подписал недавно контракт на выход новой книги с немецким издательством. С ними быстрее удалось договориться, чем с нашими. При этом пробиваться писателям везде одинаково непросто. Но есть же интернет. Теперь писательский талант не утаишь, даже если захочешь.

— Писатель детской литературы может сейчас прожить только на свой литературный труд? Особенно в ситуации, когда многие книги бесплатно скачивают из интернета.

— Детские книги — это фетиш, вещь в себе, и очень красивая вещь в себе. Их нужно держать в руках, листать, крутить, чувствовать запах бумаги и краски. Поэтому меня совершенно не пугает конкуренция ни с электронными книгами, ни с пиратским интернетом. Ее нет. А если кто качает мои текстовые книжки, то я не против. Я же пишу, чтобы их читали. А с флибустьерами пусть борются специально обученные гвардейцы.

Прожить на свой литературный труд можно, но удается это единицам. И речь тогда уже идет не о творчестве, а реально о тяжелом ежедневном труде. Ремесленничестве. Против которого я ничего не имею. Но есть наверное с десяток титанов, которым удается сочетать творчество с ремеслом и жить на это.

— В СССР государство уделяло большое внимание детской литературе. Сейчас оно как-то регулирует ее, есть какая-то госполитика в этой области?

— Слава богу, пока нет. Хотя большинство писателей меня тут не поддержит. Ведь с советскими тиражами и социальными институтами многие детские писатели и художники жили королями. А господство коммунистической идеологии одним не мешало, а другим удавалось ее не замечать. Но я за свободу творчества от государственного регулирования.

Штучный товар

— Существует мнение, что детская литература должна быть максимально простой и короткой, а то, что нравится ребенку никогда не будет читать взрослый. Вы согласны с этим?

— Забавно. Каких только странных мнений не существует. Лучшие детские книги написаны для взрослых. «Гулливер», или «Маленький принц», например. Читать своему ребенку Астрид Линдгрен, Туве Янсон или раннего Успенского — отдельное удовольствие. При этом в мировой детской литературе для маленьких — от трех до семи лет — действительно есть сейчас такая тенденция к сокращению текста. Очень популярны пикчербуки, книжки-картинки с минимальным количеством слов. Но у нас традиционно читающая страна. Люди — и взрослые и маленькие — хотят истории, они способны оценить слог, юмор, игру слов. Поэтому у нас приходится искать золотую середину.

— Какие книги, как вам кажется, изменили детскую литературу у нас в стране и в мире?

— Успех детской книги во многом зависит от художника. В двадцатые годы прошлого века в детскую советскую книгу пришли лучшие художники того времени, настоящие новаторы. Владимиру Лебедеву удалось создать непревзойденную школу с созвездием имен, каждое из которых имеет право на вечность: Владимир Конашевич, Николай Тырса, Николай Лапшин, Юрий Васнецов. Это был настоящий прорыв, революция в книгоиздании. И сейчас наши иллюстраторы держат марку. Михаил Бычков, Антон Ломаев, Игорь Олейников — мировые звезды иллюстрации, их работы займут свое место в музеях. Их книги коллекционируют.

Ну, и еще в этой теме нам никак не пройти мимо «Гарри Поттера». Гарри, как настоящий волшебник, изменил отношение мирового рынка к детским книгам, сделал его гораздо более уважительным. Теперь каждый издатель мечтает найти свою Роулинг и заработать на ней миллионы.

— Почему же у нас тогда ее нет?

— Роулинг — штучный товар. Это не способ зарабатывания денег, а неповторимый гений. Казалось бы, чего сложного — изучи стиль, пиши про то же самое, теми же словами и с теми же приемами, любой робот справится, ан нет — не получается. И, вообще, это смешной вопрос. У нас нет своего Уитмена, Диккенса, Паланика, зато у нас есть свой Достоевский, Пушкин, Чехов, Толстой, Пелевин, Успенский, Салтыков-Щедрин. А в отечественном фэнтези есть такие звезды, как Наталья Щерба и Екатерина Соболь. Они еще покажут Роулинг кузькину мать.

«Я скучный тип»

— Существуют ли опасные для детей книги?

— О, да! Конечно, существуют. Это такие тяжелые, огромные, старинные фолианты в кожаных и бархатных переплетах. Их надо ставить на полку повыше, чтобы дети не дотянулись. Ведь они могут больно ударить по неокрепшим головам. Ну, а так, выбирайте на свой вкус и цвет, благо выбор сейчас в книжных магазинах колоссальный. Достаточно прочитать аннотацию и пролистать книгу, чтобы понять насколько она вам подходит. И не бойтесь новых имен.

Сейчас огромное количество новых детских писателей! Вот Антон Соя, например, иногда очень смешно пишет.

— Раз уж мы заговорили об опасности… Будучи продюсером вы часто ездили с рок-группами в турне. Какие у вас были самые странные гастроли?

— В начале 2000-х мы отправились вместе с «МультFильмами» и группой «Ленинград» в город Хельсинки. Пока мы ехали туда на автобусе, духовиков «Ленинграда» дважды арестовывали за дебоши. Вообще, трудно представить две более непохожие группы. Но концерт прошел «на ура». Финны скакали, как укушенные, их совершенно не смутило, что Шнур на эти гастроли не поехал, и все песни пел Саша Пузо. Было кстати ничем не хуже.

— Скучаете по тем временам?

— Я скучаю по будущему. И по-настоящему тоже скучаю. И по прошлому, естественно. Я, вообще, очень скучный тип. Ностальгирую по своей безбашенной юности. Даже сценарий фильма недавно написал про 1984-й год. Как мы первую группу собирали и альбом за один день записывали. Может, теперь из него книжка получится.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 23 мая 2018

Заголовок в газете: Кузькина мать для Гарри Поттера

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру