О том, чем запомнится петербуржцам текущий созыв и ожидать ли омоложения парламента, «МК в Питере» поговорил с председателем Законодательного собрания Петербурга Александром Бельским. Кстати, 29 сентября будет четыре года с момента его избрания спикером.
Вехи работы депутатов седьмого созыва
— Начались последние каникулы для текущего созыва Заксобрания в Петербурге. Остался последний год, и, как обычно, завершающий этап всегда отпечатывается в памяти у людей. Чем, по вашему мнению, запомнится этот созыв петербуржцам? Что главное в планах в последний год работы этим составом?
— Основные вехи, которые отпечатаются в памяти, мы уже прошли. Это Генеральный план, который мы уже приняли. Это задачи, которые мы выполняли в рамках специальной военной операции. Мы прекрасно понимали, что надо помогать органам исполнительной власти, и работали совместно, разрабатывая меры поддержки семьям бойцов, ребятам, которые находятся в зоне проведения СВО. Помимо этого, депутаты постоянно ездят на линию боевого соприкосновения. Мы курируем Ленинградский полк: в нем служат ребята, которые были мобилизованы осенью 2022 года. Это большая работа.
В какой-то момент из-за введенных на фоне СВО санкций появилась задача по спасению экономики Санкт-Петербурга, России. Грузовой морской порт начал обрабатывать меньшие объемы, закрылся морской пассажирский порт, в поддержке нуждалась IT-отрасль… Совместная работа с органами исполнительной власти принесла результат: мы видим, что экономика Петербурга растет.
Еще запомнится закон о КРТ. Это был первый опыт беспрецедентного по масштабу взаимодействия с жителями нашего города. Мы сделали штаб по КРТ, в который вошли органы исполнительной и законодательной власти, муниципалитеты, жители нашего города, активисты, депутаты Госдумы. Результат этой работы принес свои плоды. Совсем недавно Госдума приняла закон, Совет Федерации его ратифицировал, и президент подписал изменения в закон о КРТ, которые наделяют региональную власть, Законодательное собрание Санкт-Петербурга, возможностью на региональном уровне принимать важные решения. В первую очередь, о вступлении в программу КРТ. Ранее, если жители дома в течение 90 дней не выразили свою позицию, объект автоматически включался в программу. Я надеюсь, что депутаты примут решение, чтобы дома, жители которых не хотят участвовать в программе, не попадали в нее. Это снимет напряжение, существующее в городе. Второй важный аспект — география расселения: федеральное законодательство подразумевало расселение на территории всего города. Мы обсуждали достаточно бурно на штабе: расселение должно производиться в границах административного района. Переезд для жителей города, если они примут решение вступить в программу КРТ, должен быть комфортным. В закон внесены и другие изменения. Надеюсь, что в осеннюю сессию мы примем решения, которых ждут от нас жители Петербурга.
Я никогда не испытывал оптимизма по поводу программы КРТ в Петербурге. Не видел экономической составляющей, которая позволяла бы застройщикам массово заходить в город. В первую очередь, из-за ограничений по высотности. В Москве по программе для людей, которые будут переезжать, строят дома от 22 этажей. У нас такой возможности нет.
Во-вторых, закредитованность компаний не дает им реализовать проекты. А объем потребительского спроса недостаточен для того, чтобы строительство развивалось в необходимых для КРТ объемах. Я пока не смотрю с оптимизмом на развитие этой программы в Санкт-Петербурге: не вижу, как она может быть реализована.
Еще одно важное направление, по которому работали депутаты, — ЗНОПы. Их площадь выросла более чем на 300 гектаров. Это задача, которой всегда занималось Законодательное собрание, разные его созывы. С точки зрения последовательности работы это важно.
«ЗакС — этап не карьеры, а жизни»
— Вы отработали спикером четыре года. Для вас это стало новым этапом в карьере после коммерческих структур и Смольного. Какие главные выводы вы сделали для себя через четыре года? Если говорить о каком-то предварительном итоге, каков он для вас лично?
— Думаю, что итоги надо будет подводить в следующем году. Я никогда не рассматривал работу в Законодательном собрании как этап в своей карьере — это этап моей жизни. То, что происходит здесь, — для меня личная история. Оценку тому, что и как изменилось в Заксобрании, может дать только кто-то со стороны: депутаты, коллеги, работающие в органах исполнительной власти, жители нашего города. То, чем я занимаюсь, мне нравится. Тому, что я делаю, отдаюсь полностью. Цели и задачи, с которыми я пришел сюда, не изменились: в первую очередь это, конечно, работа на улучшение жизни в нашем городе, сохранение Петербурга. Для меня это всегда было и остается приоритетом. Нужно обязательно помогать людям: через изменение законодательства, мотивацию органов исполнительной власти. Мне эта работа нравится.

— Если вы войдете в следующий созыв ЗакСа, хотели бы продолжать работу в качестве спикера?
— Это зависит не от меня, а от депутатов, которые будут избраны. Если будет доверие партии «Единая Россия» и я пойду на выборы в следующем году, значит, будем бороться за то, чтобы пройти в Законодательное собрание Петербурга. Мы прекрасно понимаем, что есть и другие политические силы в городе, которые тоже будут стремиться попасть в Заксобрание. А дальше, стану я спикером или нет, — это будут выбирать депутаты, которые придут в ЗакС. Депутаты седьмого созыва мне доверили важную роль спикера. Доверят ли депутаты будущего созыва и попаду ли я в Законодательное собрание, сказать сложно. Выборы в следующем году, а пока мы трудимся в том составе, который есть.
«Люди будут готовы сделать выбор»
— До выборов еще целый год, но насколько вы сейчас можете оценить готовность к этому процессу со стороны города? А избиратель готов?
— Город готовится. Мы скоро приступаем к «нулевым» чтениям бюджета и уже видим предварительные параметры: Избирательная комиссия Петербурга заложила денежные средства. Думаю, что город будет полностью готов с точки зрения проведения выборов. Заработает около 2 тысяч участковых избирательных комиссий, территориальные комиссии. Пока все укомплектовано. С технической точки зрения город будет готов. Надеюсь, что осенью депутаты проголосуют за бюджет и финансирование будет выделено. Что касается жителей нашего города, их готовность к выборам всегда разная. Надеюсь, что в 2026 году она будет повыше, появится интерес к депутатам, к тому, что они сделали, смогли ли реализовать наказы, с которыми шли сюда, — это очень важно. Мне кажется, что в следующем году жители нашего города будут готовы к выборам. И всегда, надо отметить, к выборам в Петербурге относятся ответственно, люди активно в них участвуют. Многие политические партии родились в Петербурге. Наш город является столицей парламентаризма. Политически год, конечно, будет насыщенным. И убежден, люди будут готовы к тому, чтобы сделать свой выбор.
— Приведет ли новая нарезка одномандатных округов к каким-то неожиданным результатам?
— Это технический вопрос, связанный в первую очередь с количеством жителей, проживающих в тех или иных округах: должно быть более-менее равномерное распределение. Думаю, что изменения будут практически по всем округам. Городская избирательная комиссия этим вопросом озадачена. До конца года она должна принять решение и передать его в Законодательное собрание для утверждения.
Главное не возраст, а опыт
— Когда седьмой созыв только вышел на работу, коллеги-журналисты подсчитали, что средний возраст депутатов — 52 года. То есть сейчас народным избранникам в среднем уже по 55. А самому старшему депутату — Борису Звереву — уже 78. Как вы считаете, почему законодательная власть как-то не омолаживается в последнее время и молодые люди не особо стремятся помогать людям на выборных должностях?
— Чтобы ответить на этот вопрос, я вернусь к своим умозаключениям, которые у меня были несколько лет назад, когда я работал в органах исполнительной власти. В Законодательное собрание должен приходить человек опытный. Он должен побывать как минимум в одной из других властей — муниципальной либо исполнительной — и понимать, какие законы нужно принимать, чтобы они работали на благо жителей. Я не считаю, что Законодательное собрание должно быть сильно молодым. Оно должно быть разнообразным. Сейчас у нас есть парламентарии разных возрастов. Например, один из самых профессиональных и опытных депутатов — Четырбок Денис Александрович — самый молодой в созыве. Конечно, есть депутаты опытные, которые, может, и не работали в органах исполнительной или муниципальной власти, но уже, например, более 10 лет находятся в ЗакСе. Их уровень взаимодействия с этими органами власти достаточно высокий. Со временем, конечно, появятся и молодые ребята… Мы достаточно серьезно сейчас работаем с точки зрения развития молодежного парламента. Ребята пробовали себя в выборах муниципального уровня. Мне кажется, что работа в этом направлении должна вестись и дальше.

— Вы руководитель «Единой России» в Петербурге. Как оцениваете позиции партии в городе в настоящий момент?
— Мне кажется, что «Единая Россия» — это главная политическая сила и в городе, и в стране. На сегодня уровень доверия к партии достаточно высокий. Все прекрасно понимают, что это партия дела. Она это доказала и во время пандемии, и во время СВО, и когда помогала людям, которые находятся на новых территориях. Состоящие в партии волонтеры и специалисты помогают семьям бойцов, самим воинам, ветеранам СВО. «Единая Россия» всегда в Петербурге была главной политической силой. Притом что палитра политических партий в Законодательном собрании достаточно большая: у нас шесть фракций. В то же время порядка 30 тысяч человек находится в партии «Единая Россия», около 40 тысяч в нее вступят до конца года. Это более 70 тысяч человек, которые представлены во всех органах власти. У нас примерно 2 тысячи первичных отделений, которые, что важно, работают. Все эти люди вовлечены в жизнь города.
Героев — в депутаты
— С первого дня Заксобрание поддерживает Ленинградский полк. Сейчас с СВО приходят ветераны и активно включаются в городскую жизнь. Как вы думаете, будут ли в новом созыве ветераны спецоперации?
— Наверняка будут. Мы сейчас все являемся участниками происходящих процессов, никто не остается в стороне. Уверен, что «Единая Россия», вероятно, и другие партии будут выдвигать кандидатов, которые прошли СВО. В зоне проведения спецоперации находятся люди, которым не нужно рассказывать, что такое Родина, и объяснять, ради чего они там, — для них это все понятно. Отстаивать интересы Родины, находиться на грани жизни и смерти, осознавая всю сущность происходящего, — для них естественно. Эти люди неизбежно должны попадать во власть, обновлять ее. Президентом России принята программа «Время героев», она реализуется в органах исполнительной власти. Мы уже видим, что некоторые ребята прошли в депутаты муниципальные. Я уверен, что и Государственная дума, и законодательные органы во всех регионах страны обязательно будут пополнены ребятами, которые возвращаются с СВО. Да, где-то они очень конкретны и просты с точки зрения защиты интересов нашего города, страны, петербуржцев. Но такое и нужно: чтобы появлялись люди, которые честно отстаивают интересы, неподдельно, не думая, что им нужно пристроиться к какой-то власти и построить карьеру. Они идут не за карьерой, а чтобы донести голоса и чаяния людей, защитить их интересы.

Парламент — отражение общества
— Парламенту Петербурга в этом году исполнится 31 год. В кулуарах политической жизни иногда звучит мнение, что пора бы отказаться нашему городу от профессионального парламента в сторону привлеченного. Как вы думаете, это когда-нибудь случится? И надо ли?
— Сложно сказать. С точки зрения экономической это не имеет принципиального значения. Парламент Петербурга достаточно плотно работает, находится в авангарде федеральных инициатив: в городе принимается много решений. Поэтому, если мы говорим о парламенте Санкт-Петербурга, невозможно, чтобы здесь на профессиональной основе работал только спикер и председатели комитетов. С финансовой точки зрения ничего принципиально не изменится, а эффективность работы пострадает. Здесь очень важно держать марку. Мне представляется, что система, по которой работаем мы, наиболее эффективна для нашего города.
— Мы с коллегами посмотрели: ни один созыв в последние 15 лет не обходится без уголовных дел в отношении депутатов. Не миновала эта чаша и седьмой созыв. Как вы считаете, что надо сделать, чтобы избежать таких скандалов? Когда-то говорили о том, чтобы проверять кандидатов на полиграфе. Сомнительная идея, но что же все-таки делать?
— Депутатов, которые находятся в парламенте, выбрали люди. И навязывать им: «Можете выбирать не из тех, кто живет в округе, а только из прошедших определенное горнило проверок» — неверный путь. Конечно, скандалы случаются. Это же жизнь. Парламент Петербурга — такой же социум, как и все остальное. В нем может и будет происходить все, что происходит в нашем обществе, потому что парламент является его отражением. Поэтому возможны и такие казусы. В данном случае нужно поблагодарить наши правоохранительные органы, которые делают свою работу. Не думаю, что надо вводить какие-то дополнительные ограничения, их и так достаточно. Давайте объективно: полиграф не может применяться где угодно. И любой человек может давать о себе только ту информацию, которая есть на самом деле и которую он хочет донести до своего избирателя. Бывают разные случаи.
О машинах и даче
— В январе вы говорили, что в пользование ЗакСа поступили первые машины петербургского производства. Какие впечатления от использования этих автомобилей за полгода? Когда весь парламент пересядет на машины нашего родного завода?
— Аппарат Законодательного собрания уже пользуется, все довольны. На сегодня 23 депутата пересели на машины петербургского производства. Надо отдать должное правительству города, губернатору — они уже закупили достаточное количество автомобилей для парламента. Сейчас идет процесс переоформления. Не все депутаты пользуются одинаковыми машинами, поэтому будем менять транспорт постепенно — по мере износа техники, чтобы не тратить лишних денег. В целом, полагаю, большая часть депутатского корпуса пересядет на автомобили петербургского производства до конца года.
— Как проходят каникулы депутатов? Все ли поступили патриотично и остались отдыхать в России? А вы где в этом году отдыхали или, быть может, планируете отдых?
— Как отдыхают депутаты — это вопрос к ним. Мы с семьей сели на теплоход в Москве и шли до Петербурга чуть больше недели. Было интересное, познавательное путешествие: мы посетили несколько регионов. И городов, соответственно, тоже: Кижи, Валаам, Мандроги, Углич… Мне и детям очень понравилось. Познавательное путешествие, всем рекомендую «Серебряное ожерелье» — проект, который объединяет Северо-Запад. Видно, как страна меняется, города, инфраструктура. Это радует. А как отдыхают депутаты, мне сказать сложно. У себя в соцсетях они фото выкладывают: Анастасия Рюриковна — с дачи, Константин Чебыкин — огурцы, кто-то — грибы. Выезжать куда-то не запрещено: есть дружественные страны, куда люди путешествуют. Вопрос патриотичности заключается не в том, кто и где отдыхает. Хотя, может быть, отчасти это отражает отношение к происходящему в нашей стране.