В новом шведском документальном фильме высказана сенсационная версия причин катастрофы парома «Эстония». В понедельник, 28 сентября, пятисерийный проект «Estonia – находка, которая изменит все» вышел на канале Discovery.
Съемочная группа использовала подводный аппарат, которому удалось снять крупную пробоину в борту судна, лежащего на дне Балтийского моря. Размеры пробоины впечатляют: 4 метра в высоту и 1,2 метра в ширину.
Отмечается, что раньше дыру в правом борту частично скрывало морское дно, но за годы, проведенные под водой, корпус судна изменил свое положение.
Эксперты, которых опросили создатели фильма, предполагают, что такая пробоина могла быть только результатом внешнего контакта – возможно, с подводной лодкой.
Мнения экспертов и политиков разделились. Министр финансов Эстонии Мартин Хельме заявил, что «любому замалчиванию должен прийти конец», и что нет никаких сомнений, что судно погибло из-за столкновения с крупным внешним объектом. Министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто, по данным YLE, исключил возможность появления пробоины в результате взрыва – что не исключает варианта столкновения.
А вот серьезнейший эксперт – бывший глава комиссии по расследованию гибели парома «Эстония», госпрокурор Маргус Курм – накануне также предположил, что судно могло затонуть после столкновения подводной лодкой – причем со шведской. Его слова цитирует эстонское агентство ERR.ee.
«Вопрос в том, – сказал Маргус Курм, – что эта подводная лодка делала прямо по курсу «Эстонии». Известно, что в этот период в том районе проводились учения ВМФ Швеции».
Вторая версия, которую высказал Курм, говорит о том, что «контакт» не был случайным. Подводная лодка задела «Эстонию», предположил он, поскольку на борту «Эстонии» находилась информация или груз деликатного содержания (о чем ходили слухи и раньше). «Склоняюсь к мысли, что верной является вторая версия», – заявил Маргус Курм.
Министры иностранных дел Финляндии, Швеции и Эстонии уже пообещали проанализировать поступившие «новые данные».
Паром «Эстония» погиб в Балтийском море ровно 26 лет назад, 28 сентября 1994 года. Наиболее проработанная версия причин катастрофы состоит в том, что на полном ходу и в условиях шторма у судна открылся и оторвался визор (открывающаяся вверх часть носа парома, расположенная над водой). Как считается, после этого на нижние автомобильные палубы хлынули тысячи тонн воды, и паром быстро затонул, унеся жизни 852 человек.