Из Гороховой в Дзержинского: как время меняло топонимику Петербурга

Ровно 105 лет назад Петроград перестал быть центром огромной страны. 12 марта 1918 года в Кремле приняли постановление о переносе столицы в Москву, и с тех пор для города началась новая эпоха.

1918-й стал для России первым годом при большевиках. Уже тогда карта Петрограда начала заметно меняться – и вскоре стала в новинку даже для коренных жителей города. С домов исчезали старые таблички, а на их месте появлялись незнакомые адреса, прославлявшие имена революционеров.

Прежние названия улицам стали возвращать лишь после развала СССР. Как и десятки лет назад, многие из них оказались непонятны горожанам. С историей петербургской топонимики мало кто хорошо знаком и по сей день. О самых интересных названиях «МК в Питере» рассказал историк Николай Буканев.

«Названия улиц Петербурга порой очень поэтичны, а иногда и совершенно непонятны простому обывателю, как, например, улица Фурштатская. Но все они хранят в себе отпечаток былых времен, истории Петербурга», – отметил он.

Фурштатская улица впервые возникла на картах города в XVIII веке. Некогда здесь находился фурштатский двор гвардейского Преображенского полка, где размещались транспортные средства и лошади. После революции Фурштатская стала улицей Петра Лаврова, получив имя известного русского социолога, философа, революционера и историка. Прежнее название дороге вернули в 1991 году.

Не раз в городе переименовывали и Гороховую улицу. До прихода большевиков к власти она побывала Средней Проспективной улицей, Адмиралтейской и Семеновской перспективой, а еще – Гороховым проспектом. С 1918 года ее указывали на картах как Комиссаровскую, а с 1927 года – как улицу Дзержинского.

Самое известное свое название эта дорога получила абсолютно случайно. Некогда здесь жил торговец из Германии по фамилии Гаррах – мужчина держал лавку неподалеку от Адмиралтейства, и она пользовалась немалой популярностью. Местным жителям фамилия иностранца казалась сложной, и они называли его на русский манер – Горохом.

«О популярности его бизнеса может свидетельствовать тот факт, что и улицу, где она располагалась стали называть Гороховой, хотя к гороху она никакого отношения никогда не имела», – подчеркнул историк.

Несмотря на бурную историю петербургской топонимики, некоторые имена в городе оказались неподвластны времени, заметил наш собеседник. Часть названий даже старше самого Петербурга. В числе таких, например, Васильевский остров, по легенде названный в честь некого Василия Селезня. Эта земля принадлежала ему еще в XV веке.

«Судьба его незавидна – казнен Иваном III. Но вот остров носит его имя и по сей день. Такую популярность заслужить специально довольно сложно», – заметил Буканев.

Главный петербургский топоним – Нева – известен с еще более глубоких времен. Уже в XIII веке название реки встречается в «Повести о житии Александра Невского», а об истоках имени этого водоема ученые спорят до сих пор.

О прошлом этих земель напоминают и финно-угорские названия районов, которые многим петербуржцам слышатся как родные. Например – Коломяги. Этот топоним известен еще с начала XVIII века.

Многие имена достались нам в наследство со времен императора Петра I. По словам Буканева, среди них выделяются Линии Васильевского острова, пересекающие Большой, Средний и Малый проспекты.

«Изначально Петр задумывал проложить по ним водные каналы, чтоб уж совсем город был похож на Амстердам или Венецию. Не случилось. Поняли, что любое наводнение, а они случались часто, будут затапливать весь район. От идеи отказались, а Линии нам на память оставили. Большинство из них избежали переименований в самые разные времена», – добавил историк.

Что еще почитать

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру