Прокуратура на 15 часов парализовала работу крупнейшего стационара Петербурга

Только благодаря слаженной работе медиков человеческих жертв удалось избежать

Солидная комиссия нагрянула накануне днем с проверкой в Елизаветинскую больницу Санкт-Петербурга. Как выяснилось, прокуратура посчитала, что руководство стационара, в который поступают на «скорой» пациенты со всего севера города, вероятно, похитило 18 млн бюджетных рублей. А совершило это, внедрив у себя современную медицинскую информационную систему (МИС).

Благодаря данной системе, работа стационара была ускорена, врачи стали оперативно получать данные о пациентах, результаты анализов, УЗИ, рентгена, МРТ, КТ. В случаях поступления пациентов с инсультами, ОКС, внутренними травмами такая оперативность помогает спасти человеку жизнь.

Прибывшая комиссия выяснила, что их специалисты не могут проверить установленную систему, не отключив ее. Запасные варианты, которые не несли бы в себе потенциальной угрозы жизни и здоровью пациентов Елизаветинской больницы, искать не стали. А ведь на тот момент в стационаре находилось около 1300 пациентов с самыми разными диагнозами, непрерывным потоком поступали новые.

Проверка для выявления вероятного мошенничества ревизорам показалась важнее неизбежного ЧП, к которому приведет отключение МИС, и вероятной смерти пациентов с острыми состояниями.

Сервер, к которому была подключена информационная система больницы, отключили на долгие 15 часов – до 6 утра 21 февраля. Итог – часть поступивших в медицинское учреждение пациентов госпитализировали, не имея полных данных по результатам обследования. А ведь без этого почти невозможно поставить точный диагноз и, следовательно, назначить наиболее эффективную терапию. Все данные по пациентам врачи собирали в течение долгого времени, и не факт, что что-то не было утеряно. Между тем, коллапса, который возник в больнице, можно было избежать.

ПУТЬ К ЦИФРОВИЗАЦИИ

Внедрять информационные системы в российских больницах начали в середине 2010-х годов. Тогда Минздрав страны запустил первую волну информатизации. Но в тот период выбор ПО и их установку отдали на откуп регионам. Каждый выбирал, исходя из предложений на рынке IT и финансовых возможностей. Ни рекомендаций, ни советов из центра не поступало. Прежнее руководство Елизаветинской больницы, как рассказали «МК в Питере» представители учреждения, выбрало и установило «МедСферу» и постепенно ее совершенствовало. Конечно, это ПО было далеко от идеала и, по сути, все, что позволяло – зарегистрировать пациента. Выяснилось, что у разработчиков «МедСферы» нет сертификации в качестве медицинских изделий. А без этих документов невозможно установить ПО, которое позволит автоматически отправлять данные в Терфонд ОМС, взаимодействовать с лабораторией, обмениваться данными исследований и многое другое, что необходимо для оптимизации и ускорения работы стационара. В 2018 году новое руководство Елизаветинской больницы контракт с владельцами «МедСферы» расторгло, но, за неимением другой МИС, стационар продолжал пользоваться установленным ПО.

А вскоре подоспело указание из федерального центра, касающееся Национального проекта «Здравоохранение». Чиновники сообщили, что все объекты здравоохранения страны должны быть подключены к «Единому цифровому контуру здравоохранения». Причем осуществить это больницы должны были к концу 2019 года. Для этого им надлежало к началу 2019 года присоединиться к Региональной единой государственной информационной системе (РЕГИСЗ). В мае 2019 года подведомственный городскому комитету по здравоохранению Медицинский информационный аналитический центр (МИАЦ) сообщил, что не рекомендует «МедСферу» для интеграции в Единый конкур здравоохранения. При этом специалисты Центра предоставили руководству больницы самостоятельно решать – продолжать ли работу на то и дело сбоящей «МедСфере» или модернизировать МИС.

ЛУЧШЕЕ СТАНДАРТНОМУ НЕ ТОВАРИЩ

Руководство крупнейшего стационара Санкт-Петербурга приняло решение переходить на новую информационную систему.

- Кроме того, в середине 2019 года систему «МедСфера» официально признали несоответствующей требованиям, а ее владельцев внесли в реестр недобросовестных поставщиков. То есть, использовать ее больше было нельзя в любом случае, - рассказывает главный врач СПбГБУЗ «Елизаветинская больница» Сергей Петров.

Начались поиски подходящей современной информационной системы.

- МИАЦ дал установку на скорейшую цифровизацию с выходом стационара на Единый контур городского Комитета по здравоохранению. Мы посетили разные стационары, знакомились с работой разных МИС, - рассказал «МК в Питере» заместитель главного врача по терапии Евгений Рыбин.

По итогам организованного контракта был заключен договор с ЗАО «СП.АРМ», владеющей системой qMS.

- Она наиболее понятная, информативная и признанная. Именно с этой системой многие годы работают в крупнейших медицинских учреждениях. Она эффективна и имеет возможность передачи данных в Единый цифровой контур Комитета по здравоохранению, - сообщил Евгений Рыбин.

Новая МИС, как рассказали в больнице, имеет огромный функционал: от быстрой идентификации пациента до создания полноценной, доступной врачам электронной медицинской карты, возможности управления качеством лечения путем соответствия утвержденным клиническим рекомендациям. По сути, именно через нее взаимодействуют врачи разных подразделений больницы и лаборатории. Об уникальности системы, с которой уже несколько лет эффективно работают крупнейшие федеральные медицинские учреждения «МК в Питере» уже рассказывал сегодня. 

СТАЦИОНАРНЫЙ АД

В одно страшное для врачей и пациентов мгновение информационная система больницы стала недоступна. А пациенты продолжали поступать – за день Елизаветинская больница принимает в среднем 300-350 человек с самыми разными заболеваниями и патологиями. Именно сюда везут на «скорой» жителей Выборского, Калининского и части Приморского районов Петербурга, когда им нужна неотложная экстренная помощь. От слаженной работы всех подразделений и скорости обмена информации между ними зависит своевременность и качество оказания медицинской помощи поступившим в больницу пациентам. Нагрузка, как правило, возрастает после 16-17 часов, когда закрываются поликлиники и люди, при возникновении болей разного характера, обострении заболеваний вызывают «скорую», а бригады увозят в больницу. И именно в это время крупнейший стационар города остался без информационной системы.

Система, с которой работают практически все отделения больницы, долгое время была недоступна из-за проверки.

- Мы не можем позволить себе остановить работу больницы даже на час, не говоря уже о более длительном времени. Это привет к затруднению работы экстренной службы города в целом, - рассказал «МК в Питере» Евгений Рыбин. – Для работы больницы очень важна МИС, в которую интегрируется вся оперативная медицинская информация – экстренные анализы, экстренные исследования, УЗИ, ЭКГ. Если она отключена, у лечащего врача нет оперативного доступа к медицинской информации, на основании которой он должен принимать решение по лечению и госпитализации. Привычная оперативная работа крупнейшего многопрофильного стационара была нарушена.

Как рассказал изданию врач, отключение МИС привело к тому, что врачам, лаборантам, медсестрам и другому персоналу пришлось бегать по всей больнице, чтобы как можно быстрее отдать биоматериалы на анализ, получить ответ лаборатории и информацию о результатах инструментальных исследований. Только благодаря слаженной работе дежурных бригад удалось переключить работу больницы «на ручное управление». А профессионализм медиков позволил избежать человеческих жертв, хотя в больницу поступали пациенты с острыми сосудистыми патологиями, острыми инфарктами, инсультами, тромбоэмболиями легочной артерии. Это случаи, когда на счету каждая минута.

- Врачи старались максимально быстро определять пациентов в реанимацию и начинать терапию. А, получая с задержкой результаты анализов и исследований, корректировали ее и определяли последовательность действий по лечению, - описывает ЧС, в которой оказались медики Елизаветинской больницы Евгений Рыбин. – Результаты диагностики определенных патологий поступали с задержкой. Врачи справились, и неожиданное отключение МИС в итоге не повлияло на состояние пациентов. Сейчас больница работает в штатном режиме. Но до сих пор идет процесс исправления последствий отключения МИС – врачи и медсестры по всему приемному отделению собирают результаты анализов и исследований и заносят их в систему.

ПРОВЕРКА С РИСКОМ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

На официальном портале прокуратуры города о ситуации, которая подвергла риску жизни и здоровье почти 1,5 тысячи человек нет ни слова. Лишь сухая информация о том, что прокуратура с 2019 года «совместно с правоохранительными и контрольно-надзорными органами» проводит мероприятия по контролю за расходование бюджетных средств, направленных на реализацию нацпроектов.

«В ходе проверки оценена правомерность расходования выделенных средств», - сухо сообщает прокуратура, уточняя, что материалы проверки, из-за которой медикам пришлось работать в условиях ЧС, направлены «в органы предварительного расследования».

Один из вопросов, который возникает при попытке проанализировать произошедшее – каково было основание для столь внезапной проверки именно со стороны прокуратуры. Согласно федеральному закону №2202-1 «О прокуратуре РФ», «проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки».

Направляла ли прокуратура запросы в больницу, МИАЦ или Комздрав, на портале ведомства не уточняется. Между тем, ответы на такие запросы могли разъяснить ситуацию и позволили бы избежать отключения системы с риском для здоровья петербуржцев. Ведь несложно догадаться, что без одобрения ТЗ со стороны Комздрава никакие конкурсы государственных медучреждений просто не состоятся.

В данном случае мысль о вероятном хищении денег перевесила даже положения статьи 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», которая гласит, что прокуратура осуществляет «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», а также за соблюдением Конституции. К слову, в 41-й статье Конституции сообщается, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Из-за неожиданной проверки пациенты Елизаветинской больницы едва этого права не лишились.

Для полного разъяснения ситуации «МК в Питере» направит официальные запросы в Комитет по здравоохранению и контрольно-надзорные органы Санкт-Петербурга.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру