Депутаты Заксобрания Петербурга предложили присоединить Петербург к новому налоговому режиму, который действует в качестве эксперимента. Доцент департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Борисова рассказала «МК в Питере», как работает автоматизированная упрощенная система налогообложения.
Парламентарии Петербурга предложили начать эксперимент, который уже проводится в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан, с 1 января 2025 года. Предполагается, что новая система налогообложения позволит предприятиям усовершенствовать процесс формирования налоговой отчетности. Федеральную инициативу утвердили в окончательном втором чтении.
Борисова объяснила, что для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в качестве эксперимента была введена автоматизированная упрощенная система налогообложения. Переход возможен с любой системы налогообложения и предполагает возможность не уплачивать страховые взносы за сотрудников.
Основные критерии, которые должны соблюдаться при переходе и использовании системы:
– численность работников не должна превышать пять человек;
– годовой доход не более 60 миллионов рублей;
– остаточная стоимость основных средств не более 150 миллионов рублей.
Компании, перешедшие на АУСН, обязаны соблюдать ряд ограничений:
– иметь открытый счет в уполномоченном банке;
– выплачивать заработную плату в безналичной форме;
– использовать только данный режим налогообложения.
Переход на АУСН предполагает, что в дальнейшем не нужно будет вести книги учета доходов и расходов, подавать налоговые декларации компаниям и ИП, а также справки о доходах и суммах налога физических лиц, документы, подтверждающие расчет страховых взносов.
Предполагается, что переход к единому налоговому счету для плательщиков налогов (физических и юридических лиц) и четкий контроль за счетами в уполномоченных банках (по которым отражается движение средств налогоплательщиков) позволят ФНС России контролировать полностью механизм налогообложения малых предпринимателей и ИП.
Недостатки АУСН:
– необходимость обоснования и документального подтверждения расходов;
компании и ИП;
– полная прозрачность бизнеса, редко соблюдаемая малыми компаниями и ИП;
– ФНС будет видеть все поступления и расходы налогоплательщиков;
– Сложности с привлечением персонала в предпенсионном возрасте за счет возможности не уплачивать страховые взносы, а следовательно, не формировать пенсионные накопления сотрудников.