Петербургское метро обновляет парк техники

Общественный транспорт Санкт-Петербурга обслуживает более 2 млрд пассажиров в год, а это почти 5 млн поездок в день. Больше половины всего трафика приходится на линии метрополитена. Такие данные приводятся в проекте программы по развитию транспортной системы Северной столицы. Как обновляется петербургское метро и не помешают ли этому санкции?

Петербургское метро обновляет парк техники
Фото: ГУП "Петербургский метрополитен"

Однако станции подземки, построенные в период с 1950-х по 1980-е годы (а их больше половины), имеют пропускную способность всего 400 человек в час, что особенно заметно в пиковые нагрузки. По данным того же документа, требует обновления и транспортный парк. Сами петербуржцы трепетно относятся к своему метро и ценят его особенности, однако почти 40% горожан считают, что самый глубокий и красивый метрополитен мира, как и транспортная система города,  нуждаются в развитии.

«Необходимо провести тщательное исследование на предмет потребностей города в части транспортной доступности. Учесть потребительские предпочтения, показатели расселения и многое другое. Очевидно, что Петербург нуждается в расширении географии присутствия метро. Сегодня целых пять крупных районов города не имеют в своей черте ни одной станции. Как минимум необходимо построить еще одну диагональную ветку и кольцевую линию. Не стоит забывать и про наземный транспорт. В свое время Санкт-Петербург имел одну из самых развитых трамвайных сетей в Европе. Ее нужно восстановить, обновить и обязательно сделать обособленной, иначе теряется всякий смысл. Ну а в целом для обеспечения эффективного трафика пассажиров нужно развивать так называемую рельсовую триаду. Не только строить новые станции метро, но и вводить в «тело» города пригородные электрички, заботиться о бесперебойном движении наземного транспорта — это основной путь к устойчивой мобильности города», — поделился директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

Руководство города поддерживает петербуржцев и согласно с мнением экспертов. Сегодня полным ходом идет реализация крупного проекта по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Подписан контракт между Петербургским метрополитеном и «Трансхолдлизингом» на поставку 950 современных вагонов метро, которые должны появиться в транспортном парке города в период с 2022 по 2031 год.

Созданный для Петербурга

И действительно, первый инновационный поезд с созвучным названием «Балтиец» стал курсировать по линиям Петербургского метрополитена в ноябре 2022 года. Сегодня горожан обслуживают уже 16 таких вагонов.  Важно, что новый поезд — это полностью российская разработка, подвижной состав спроектирован инжиниринговым центром «ТМХ Инжиниринг», а дизайн выполнен Национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.Лаб.

Специалисты с большим интересом и уважением отнеслись к производству нового поезда, заложив в него особый питерский дизайн-код. Он основан на узнаваемости силуэта разводных мостов — главного символа Санкт-Петербурга. Эксклюзивный паттерн используется при оформлении эргономичных пассажирских кресел, характерный символ можно увидеть и в очертаниях потолочных световых линий, а особо внимательные разглядят силуэты мостов даже в изгибах поручней.

Но не только внутренним убранством, но и праздничным экстерьером радует горожан новый поезд. С октября «Балтиец» в эксклюзивной праздничной ливрее стал курсировать по красной линии метро, поздравляя петербуржцев с 320-летием города. Вагоны поезда украсили исторической гравюрой петровских времен, на которой изображены момент строительства Северной столицы, Нева и корабли.

По словам шеф-дизайнера компании «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Евгения Маслова, появление кораблей на новом «Балтийце» очень символично, ведь в прошлом суда были такими же символами инженерного искусства и высоких технологий, как и современные поезда сегодня.

С заботой о пассажирах

Действительно, «Балтиец» — это представитель последнего поколения вагоностроения, оптимизированный под эксплуатационные нужды Петербургского метрополитена. Его отличает высокий класс энергоэффективности и надежности. По словам производителей, чтобы создать максимально удобный для пассажиров салон, был собран полноразмерный макет концепта, благодаря которому специалисты в режиме тестирования могли оценить удобство тех или иных инженерных и дизайнерских идей. Вместе с этим в поезд постарались заложить максимально возможное количество цифровых решений.

Для информирования о ходе движения вагоны оснастили цифровыми табло и LSD-экранами, на стенах разместили USB-зарядки для гаджетов, в головных вагонах предусмотрели места для маломобильных пассажиров, а за счет проработанной компоновки кресел удалось значительно увеличить свободную площадь салона. Сегодня новые поезд способен перевозить почти 1,5 тысячи человек единовременно. Обеспечен и более быстрый, на 17%, пассажирообмен за счет увеличения размера дверей (1400 см). Помимо этого, петербуржцы отмечают более низкий уровень шума и плавный ход поезда.

Фото: ГУП "Петербургский метрополитен"

Максимальная безопасность

Конструктив маски «Балтийца» позволяет значительно увеличить обзор, что обеспечивает дополнительную безопасность и повышает качество работы машиниста. Также для новых поездов был разработан новый, эргономичный пульт управления с сенсорным экраном.

Отдельное внимание производители уделили автоведению и беспилотности поезда. По словам Дарьи Марку, директора по развитию городского транспорта ТМХ, Петербургский метрополитен двигается в этом направлении очень большими шагами. Есть платформенные двери, которые являются ключевым требованием для обеспечения беспилотности, осуществляется модернизация основных систем подвижного состава. К слову, в современных поездах автоведение как система уже интегрирована, и функция беспилотного управления активирована всегда. Сегодня основная задача машиниста сведена скорее к роли оператора. Специалист запускает состав, контролирует, чтобы он двигался по расписанию, следит за закрытием/открытием дверей и поведением пассажиров. Как раз такой тандем «человек — компьютер» позволяет обеспечить максимальную безопасность пассажиров на транспорте.

Сделано в России

«Балтийцы» курсируют по подземным тоннелям Питерского метрополитена уже больше года. За это время, по словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Кирилла Полякова, технически и технологически поезда зарекомендовали себя хорошо, вагоны эксплуатируются без нареканий, пассажиры довольны. Но особенно важно, подчеркнул Поляков, что «Балтиец», в условиях санкционной политики, почти на 95% производится в России.  Его выпускает Октябрьский электровагоноремонтный завод при участии подмосковного завода «Метровагонмаш» (оба предприятия входят в ТМХ), большинство компонентов и ключевых систем изготавливает Санкт-Петербург.

«На нас давно оказывают санкционное давление. Но за этот период в сегменте общественного транспорта, в частности железнодорожной отрасли, никакого серьезного кризиса не произошло. Под кризисом имеется в виду, что поезд сломался, его невозможно починить, он больше не выходит на рейс. Ничего подобного, просто поменялись некоторые логистические цепочки. Сегодня в стране действует несколько производителей, которые вполне успешно справляются с запросом на поставку современного высокотехнологичного транспорта.  И то, что мы идем по пути импортозамещения и инвестируем в развитие и модернизацию предприятий вагоностроения, — это хорошо. Метрополитеном и в целом железнодорожным транспортом мегаполисы будут пользоваться всегда, и не только в городах России, но и в странах СНГ.  Мы и сейчас поставляем туда нашу продукцию. Однако, развивая такие мощности, нам необходимо увеличить долю своего присутствия как внутри страны, так и на внешних рынках», — прокомментировал директор Центра транспортного планирования Института транспорта НИУ ВШЭ Павел Зюзин.

Действительно, с импортозамещением в отрасли все в порядке. Производителям достаточно быстро удалось адаптироваться к новым условиям санкционной экономики. К примеру, изначально тормозная система для того же «Балтийца» поставлялась из Германии, а двери производились в Европе. Сегодня все ключевые системы поезда изготовлены в России.

Напомним, к 2031 году Санкт-Петербург получит в свое пользование 950 новых «Балтийцев». При этом солидный заказ власти объясняют не только потребностью в обновлении парка техники и увеличении уровня комфорта пассажиров, но и хорошим импульсом для развития промышленности города, увеличения числа рабочих мест и в целом роста экономики Санкт-Петербурга.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру