Все активы Nissan в России перешли в собственность ФГУП «НАМИ». Соответствующее соглашение стороны подписали 23 ноября, сообщается на официальном сайте компании. О том, какие перспективы открывает эта сделка, есть ли шанс на возвращение японского концерна на рынок России, и об условиях продажи активов «МК в Питере» поговорил с автоэкспертом Дмитрием Поповым.
Выбор НАМИ покупателем неудивителен: это крупное российское предприятие, автомобильный институт, ведущий разработки, проектирование и другие масштабные работы в отрасли, заметил эксперт. На заводе под Петербургом у него есть неплохая экспериментальная база. По его словам, велика вероятность, что сделка прошла на тех же условиях, что и в случае с Renault — когда активы передали за 1 рубль.
«НАМИ пока будет выполнять роль собственника, пока мы не разберемся с геополитикой. А организует производство менеджмент, который остался после ухода Nissan», — предположил Попов.
Очевидно, что концерн не хочет уходить, хлопнув дверью, а оставляет себе некую щелочку — для потенциального возвращения на рынок в России, уверен автоэксперт. Здесь тоже просматривается аналогия с Renault: тогда условием сделки была возможность вернуться в течение пяти-шести лет, предварительно погасив долг активов по развитию.
«Скорее всего, что такая же история с Nissan. Они уходят, но не навсегда. Оставляют щелочку, которая позволит им вернуться обратно. Правильно оценивают российский рынок. Терять такой лакомый кусок им не хочется», — заметил Попов.
Сейчас ключевым остается вопрос, как поступят с персоналом завода в Петербурге. По мнению эксперта, в интересах собственников сохранить за людьми рабочие места, а не менять все полностью. Ошибочность последней стратегии уже доказал Opel, сменивший немецких сотрудников на турок 3 тогда качество упало.
«На основе законодательства нужно сохранить им выплаты, пока завод простаивает. Нужно находить что-то, что можно ставить на конвейер завода: пусть это будет не Nissan, пусть это будет другой автомобиль. Руководство, которое осталось, займется поисками новой модели», — уверен Попов.
Завод Nissan в Петербурге находится в простое с весны. После смены владельца предполагается, что все две тысячи сотрудников предприятия на год сохранят рабочие места. Кроме завода в Петербурге, после сделки НАМИ получил центр продаж и маркетинга в Москве.
Проблемы с работой в России возникли и у других автомобильных производителей из-за рубежа. Так, ранее «МК в Питере» рассказывал, что сотрудники завода Hyundai в Петербурге останутся в простое до конца ноября.