Они ушли, мы их заменим: как живет бизнес Петербурга в условиях санкций и ограничений

По всей стране прокатилась массовая волна закрытий и приостановки работы зарубежных компаний. Петербуржцы на своем примере убедились, как тяжело бывает без уже привычных сервисов оплаты, оценили очереди в «Макдоналдс» и магазины одежды, чьи головные офисы приняли решение временно покинуть российский рынок. 

Они ушли, мы их заменим: как живет бизнес Петербурга в условиях санкций и ограничений
Многие известные бренды — отечественные. Фото: pixabay

Паника некоторых горожан и пустые полки, где ранее лежали предметы первой необходимости, только добавляют к общей картине апокалиптичности. Поводы для опасений есть, чего боятся некоторые граждане, тоже вроде бы понятно. Но если посмотреть на происходящее чуть внимательнее, то мы поймем, что на волне всеобщей истерии в нашей жизни реально изменилось только название — программ, брендов и компаний.

Происходящие события — не отказ от благ цивилизации и уж точно не возвращение в каменный век. Компании продолжают работать, рынок заполнен аналогами, а смартфоны — все еще неотъемлемая часть современного человека. Банковские карты работают, оплата с телефона тоже. Просто теперь мы пользуемся российскими аналогами, которые как минимум чисто в бытовых сегментах рынка мало отличаются от зарубежных товаров. Стоит признать: импортозамещение становится вынужденной мерой. Но при детальном рассмотрении ничего уж слишком страшного в этом корреспондент «МК в Питере» не нашел, хотя и старался.

Беда не приходит одна

Новости о массовых закрытиях и бойкотировании российского рынка крупными зарубежными компаниями появились в начале марта. Первая неделя весны ознаменовалась уходом гигантов автомобилестроения (Ford, BMW, Hyundai и других), проблемами авиа­отрасли (закрытое небо и отказ от обслуживания самолетов) и скачущим валютным курсом, из-за которого петербургский бизнес потерял некоторых поставщиков.

В отдельных случаях и вовсе слышались крики о помощи и озвучивался страх полного закрытия из-за возможных финансовых проблем. Но массовая истерия была недолгой. Эмоции быстро отступили на второй план, так как работать нужно сейчас — выполнять заказы, платить сотрудникам, исполнять договорные обязательства. Проблемы, которыми нас пугают различные аналитики и псевдогуру, звучат серьезно и иногда убедительно, но являются вероятными реалиями отдаленного будущего. А главным фактором выступает время — ­когда-­нибудь позже мы можем ощутить дефицит, неудобства, нам может быть плохо. И в данном случае каждый должен себя останавливать и говорить: «А может, и нет». Нам обещают ужасы, но подают их в оболочке «Ванга предсказывала». Гарантий никто не дает, а от нашей паники, честно говоря, ничего не меняется.

Приходится снова носить кошелек

На территории России официально перестали действовать зашитые в смартфоны платежные системы Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay, к которым можно было «подключить» карты с международными системами Visa и Mastercard.

Apple заявила об уходе с российского рынка 1 марта. Компания ограничила использование Apple Pay и некоторых возможностей внутренней экосистемы своих продуктов. В том числе это касается магазина AppStore. Российские пользователи не могут произвести оплату как в магазине, так и внутри приложений. Дополнительно невозможность оплаты усугубляется ограничениями международных платежных систем Visa и Mastercard, которые перестали поддерживать переводы российских банков. Внутри страны карты этих систем прекрасно работают, а вот вывести деньги за рубеж или совершить платеж на иностранном сервисе уже нельзя.

Компания Google присоединилась к «яблочному» IT-гиганту: ограничила пользователей в магазине приложений «Play Маркет» и ввела ряд ограничений на свои сервисы — YouTube, например.

Но хитрецы из сети уже придумали миллион способов, как это обойти. Помнится, до появления различных Pay мы просто клали банковскую карту в чехол телефона, предварительно отключив на устройстве возможность считывания карт — NFC. Такие несложные махинации проверены годами, но есть физические ограничители — карта лишь одна. А если вам хочется использовать приложение, то есть множество российских аналогов, которые выполняют такие же функции, как программы Google Pay или Apple Pay. Например, петербургский «Кошелек».

Пойдем своим путем

«Любой кризис не только является проверкой на прочность компании и бизнеса, но и всегда открывает новые возможности. Те ниши, из которых ушли крупные западные игроки, не будут пустовать и могут быть заняты локальными игроками», — сообщает операционный директор приложения «Кошелек» Константин Степаненко.

Последние ограничения от международных платежных систем коснулись и сервиса «Кошелек Pay», так как все Pay-сервисы завязаны на технологии, которая реализована непосредственно через Visa и Mastercard. Но в компании отмечают, что уже приступили к решению этой проблемы и сейчас разрабатывают собственную альтернативную систему, которая не будет привязана к международным сервисам.

«Важно отметить, что ограничения касаются только российских банков и использования приложения «Кошелек» на территории России. При этом «Кошелек Pay» работает штатно для всех банков Беларуси, которые есть в «Кошельке», кроме Белинвестбанка, «ВТБ Беларусь» и «Дабрабыт». Это те банки, которые попали под санкции ранее, — отмечает Константин Степаненко. — Мы следим за ситуацией. Нам важно, чтобы у 14 млн наших ежемесячных пользователей оставалась возможность пользоваться приложением в привычном формате. Также мы стараемся координировать действия с нашими партнерами в ретейле, чтобы помогать им оперативно реагировать на изменяющуюся повестку».

В конце февраля, когда только началось введение санкций в отношении некоторых российских банков, в компании наблюдали рост количества добавленных банковских карт в приложение.

Как же я без новой сумки

Некоторые крупные зарубежные компании, которые специализировались на продаже одежды и аксессуаров, также сообщили о своем уходе. В частности, H&M, Inditex (владелец брендов Zara, Bershka, Pull and Bear, Stradivarius и Massimo Dutti) и Mango. Но это не сильно беспокоит россиян, потому что российские аналоги в этой сфере есть. И это не белорусский трикотаж и прочие стереотипные примеры. Даже ТРК «Галерея» наполнен бутиками российских дизайнеров. Более того, многие известные бренды, пользующиеся популярностью у шопоголиков, — российские: Oggi, Gloria Jeans, BeFree, Love Republic, Zarina, Sela, Meucci, InCity, Savage и прочие. А если учитывать любовь горожан к барахолкам и особенный петербургский стиль, то уход крупного и, скажем честно, не особо качественного масс-маркета пойдет только на пользу. А вот с аксессуарами уже сложнее. Аналоги, конечно, есть, но это локальные фирмы и бренды. Так, может, освободившиеся места займут наши петербургские компании?

«В сложившейся ситуации на рынке мы видим отток прежде всего западных брендов, заменить которые могут как российские, так и, например, китайские. Вряд ли стоит ожидать появления новых оте­чественных торговых марок — скорее есть шансы на более динамичное развитие тех компаний, которые уже представлены на рынке, — объясняет сооснователь петербургского бренда аксессуаров из кожи «Верфь» Илья Гольдин. — Конкуренция с зарубежными компаниями за клиента будет достаточно жесткой, однако в одинаковом ценовом сегменте отечественная продукция будет выше качеством, чем продукция из Китая, — скажется логистика».

Петербургские компании кроме своих товаров хороши еще и тем, что держат производство на местах. Например, производство у «Верфи» базируется в городе, а следовательно, и сотрудники — петербуржцы. Компания обеспечивает Северной столице 170 рабочих мест, 140 из которых — непосредственно на производстве. Кроме того, это защищает предприятие от возможных логистических проблем.

Сейчас компания продолжает работать в штатном режиме, а руководство ищет дополнительные каналы поставок и альтернативные материалы должного качества. Но на полную стабилизацию ситуации потребуется время.

«Наша компания столкнулась с рядом сложностей в вопросе поставок сырья. Речь идет о прокладочных материалах, фурнитуре, термопласте, которые составляют чуть ли не половину материалов для изготовления нашей продукции. По тем материалам, которые продолжают поставляться, цены серь­езно выросли: от 50 до 130%, — делится Илья Гольдин. — Нужно понимать, что все российское производство имеет импортную составляющую. Да, она может быть минимальной, но она присутствует. Российское производство не может сейчас поставлять должные объемы, так как все обратились к ним, и их мощностей не будет хватать для удовлетворения спроса. Следующая проблема, с которой мы можем столкнуться, — наличие самой кожи. Российские производители, с которыми мы много лет работаем, используют зарубежную химию для обработки кожи. На данный момент проблем с поставками химии нет, но в перспективе они могут возникнуть».

А выпить есть?

Кофейни и бары города пока продолжают свою работу. Хотя один из крупнейших поставщиков алкоголя Simple временно остановил отгрузку со своих складов из-за скачущего валютного курса. А крупный импортер Luding Group на один день приостановил поставки. Это становится проблемой для ресторанного бизнеса — цены на закупки растут, некоторые фирмы уходят, приходится перекраивать барные карты и меню. Но локальный бизнес Петербурга не отчаивается: проблемы временны, сейчас все на контроле.

Пример — любимый автором этих строк кофе-бар Hollingshead. Любимый за то, что здесь можно купить кофе навынос, провести приятный вечер за бокалом вина или компанией посмотреть кино, которое «транслируют» прямо на стену расположенного рядом ТЦ. Сейчас локальные компании делают акцент на собственном комьюнити, которое формируется в том числе благодаря пиару в соцсетях.

«Hollingshead растет и развивается за счет формирования мощного комьюнити вокруг себя. Конечно, стоит признать, что санкции и экономические ограничения сильно задели индустрию, но мы стараемся оперативно отстраиваться. Вся команда выкладывается на максимум, чтобы дать клиентам лучший сервис и качество отпускаемой продукции, — делится генеральный директор, основатель пространства «Кинопаркинг» и кофе-бара Hollingshead Александр Борисюк.

Компанию задело повышение цен и проблемы с поставками, но как только пошли слухи о возможных затруднениях, она быстро пополнила складские запасы. На ближайшие три месяца кофе-бар готов к автономной работе.

«Так как мы небольшой бизнес, который живет в формате ручного управления, стараемся держать руку на пульсе, смотрим в сторону альтернативных товаров, которые дадут возможность предлагать качественный продукт без существенного повышения цен», — отмечает Александр.

Пенное все еще с нами

Индустрия пивных напитков сейчас тоже испытывает некоторые сложности, которые в большинстве связаны с импортом сырья. Как объяснил генеральный директор ООО «Красный пропеллер», представитель сети баров Jawsspot Станислав Левкин, в пиве есть четыре основных компонента: хмель, солод, дрожжи и вода. Воды в России полно, дрожжи также завели свои, налаживается производство солода. А вот с хмелем, скорее всего, будут сложности. Крупные хмельники в стране есть, но будет ли их достаточно для всех российских производителей? В Петербурге отрасль пока держится и продолжает радовать ценителей пенным напитком, особенно крафтовым.

«Многие российские крафтовые пивоварни и догнали, и перегнали западных коллег в плане качества, вкуса и стабильности продукта. При наличии сырья этот процесс продолжится. Однако отсутствие импортных сортов и своеобразной конкуренции с ними может привести к застою развития локальных производств. Мы продолжим нести идею крафтового пива и знакомить все больше людей с хорошим местным продуктом, — заверил Станислав Левкин. — Мы пережили почти два года (без одного месяца) ограничений разной степени суровости из-за пандемии. Последние месяцы они уже были больше похожи на наказания, но как есть. Новые ограничения добивают те части бизнеса, которые устояли во время разгула коронавируса и борцов с ним. Насколько успешно — покажет время».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру