МНОГОЭТАЖКА РЯДОМ С ХРАМОМ
Разбирательства вокруг «Ригеля» начались примерно три года назад. Как рассказывает интернет-газета «Фонтанка», к спикеру ЗакСа Вячеславу Макарову обратилась настоятельница Иоанновского Ставропигиального женского монастыря. Женщина попросила не допустить строительства многоэтажки на соседнем с храмом земельном участке. Спикер парламента написал соответствующий запрос тогдашнему губернатору города Георгию Полтавченко.
«В феврале 2016 года ОАО «Аккумуляторная компания «Ригель» были проведены подготовительные работы в целях дальнейшего получения градостроительного плана и реализации проекта по строительству многоэтажного здания», - цитировала «Фонтанка» запрос Макарова.
Также спикер отмечал, что Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь является памятником начала XX века и строительство нового здания в непосредственной близости ему повредит. Полтавченко ответил Вячеславу Макарову, что действительно, компания планирует провести реконструкцию существующего здания, и что согласно Генплану «Ригель» вполне может возвести на пустом участке жилой дом.
В начале 2019 года петербургские депутаты включили участок между Карповкой и улицей Профессора Попова в перечень зон зеленых насаждений общего пользования. Это никак не влияло на работу предприятия, но сделало невозможной жилую застройку участка. Тем не менее, исполнительный директор ОАО "Аккумуляторная компания "Ригель" Андрей Баранов обвинил ЗакС в деятельности, ущемляющий интересы предприятия, работающего для обороны нашей страны. Начались судебные процессы, которые «Ригель» в итоге выиграл. Пока.
ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ПОД УДАРОМ
При этом, судя по всему, борьба – за право использования «вкусной» земли развернулась не только в юридическом поле, но и в сфере общественного мнения. Так, в марте 2019 года состоялись публичные слушания по изменению в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) территории предприятия. На них, как писал портал «Ктостроит.ру», пришли представители нескольких домовых советов Петроградского района. Их просьба была, мягко говоря, удивительна. Люди подали заявку об установлении для этой территории зоны средне- и многоэтажной застройки. Кроме того, они попросили включить промзону завода в перечень проектов комплексного устойчивого развития территорий. Это означает, что на участке можно будет делать там общественные пространства и зоны рекреации, строить соцобъекты и жилье. Надо отметить, что горожане редко ратуют за создание зоны застройки. Обычно они наоборот, просят запретить строительство высоток.
Аккумуляторный завод «Ригель» предприятие с более чем 100-летней историей. Это первый аккумуляторный завод в России. Совладельцами компании являлись, по официальным данным, Юрий и Екатерина Быстровы и Евгений Власов. Предприятие выпускает литий-ионные батареи, в частности - для атомных и дизельных подводных лодок. Оно действительно очень важно для промышленности страны. Причем, не легкой или тяжелой, а оборонной. До последнего времени оно успешно работало, демонстрируя стабильную прибыль. Однако затем сайт предприятия перестал обновляться. Странным образом это совпало с датой смерти основного собственника завода Юрия Быстрова в 2017 году.
Собственные источники издания «Коммерсант» сообщают, что владельцы «Ригеля» ведут переговоры о продаже территории промышленной площадки и уже близки к соглашению с потенциальным покупателем. Поскольку представители завода не сообщали о том, что «Ригель» планирует перенести производственные мощности на другие площадки, можно сделать вывод, что завод планируют просто закрыть. Это, возможно, не только оставит без работы профессиональный коллектив, но и поставит под удар обороноспособность страны, ведь аналоги части продукции завода просто невозможно закупить за границей – в условиях импортозамещения. И все это – в интересах личной наживы? Как, к слову пишет «Коммерсант», эксперты оценивают стоимость промплощадки аккумуляторного завода в 3-3,5 миллиарда рублей.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАТАРЕЯ
Доля Юрия Быстрова по наследству перешла к его дочери Екатерине Быстровой. Женщина, как сообщают СМИ, живет в основном не в Петербурге и вообще не в России. Она замужем за гражданином Германии, они обитают в Берлине. Вероятно, ей расхотелось иметь бизнес в России, и поэтому она планирует от него избавиться. Видимо, ее не очень волнует, что страна останется без необходимых оборонной промышленности деталей.
Впрочем, возможно корни желания избавиться от «Ригеля» лежат в другой плоскости. Дело в том, что АО «Аккумуляторный завод «Ригель» участвовал в поставке аккумуляторов на печально известную атомной глубоководной станции АС-31 («Лошарик»), которая загорелась 1 июля 2019 года в Баренцевом море. В результате масштабного пожара погибли 14 старших офицеров подводников. Пламя было таким, что у моряков не было шансов спастись. Глава оборонного министерства доложил тогда президенту России, что пожар возник в аккумуляторном отсеке. Как затем писала «Фонтанка», комиссия по причинам назвала предварительной версией короткое замыкание, тепловой разгон и взрыв литиевой батареи. Следствие по этому делу еще не закончено, но уже известно, что литий-ионные технологии называются перспективными для глубоководных работ. Но пока только называются. Очевидно, исследований в должной мере пока проведено не было. Как же такая батарея попала на борт подлодки?
Расследование интернет-газеты выявило, что, вероятнее всего, модернизирована подлодка была в 2016-2017 годах. Тогда же, очевидно, на нее и установили литиевую батарею.
«В договорные отношения конструкторское бюро "Малахит" и завод "Севмаш" вступили в конце 2015 года. Два контракта заключены под эгидой одного, центрального, госзаказа, где северодвинское предприятие выступало головным исполнителем, а петербургское – исполнителем», - писала «Фонтанка в июле 2019 года.
Издание рассказало, что давним партнером «Малахита» является аккумуляторный завод «Ригель». На своем сайте «Ригель» сообщал, что успеха в работе над литий-ионные аккумуляторами для глубоководных аппаратов достиг еще в 2007 году.
Беседовать с «Фонтанкой» в июле 2019 года руководство «Ригеля» не пожелало.
«Один из бывших руководителей аккумуляторной компании не захотел поверить в то, что литиевые батареи "Ригеля" могут стоять на подводной лодке. "Я думаю, никто бы эту батарею туда не поставил. Если поставили, то идиоты. Извините, сомневаюсь, что туда кто-то поставил эту батарею. Ей там не место, она там не нужна", - произнес он, но объяснить сказанное отказался», - пишет издание.
Из всего этого можно сделать вывод, что именно «Ригель», судя по всему, и произвел тот самый аккумулятор, который полыхнул на глубоководной станции.
Расследование уголовного дела, возбужденного по факту пожара на станции, еще продолжается. Если «Ригель» действительно поставил на станцию литиевый аккумулятор, у владельцев завода есть шансы оказаться на скамье подсудимых. Возможно, они пытаются таким образом избежать уголовной ответственности или, по крайней мере, в буквальном смысле слова сбежать от проблем, которые, безусловно, возникнут в ходе расследования пожара.