Как в Петербурге воруют деньги с банковских карт

Аферисты разработали новые методы обмана банковских клиентов

«МК» в Питере» рассказывает о том, как они действуют, и как себя обезопасить.

Аферисты разработали новые методы обмана банковских клиентов
В телефонных разговорах с гражданами мошенники бывают очень убедительны. Фото: stavropolskiy.com

«У ВАС ПЫТАЛИСЬ СПИСАТЬ ДЕНЬГИ»

Петербурженка Алина Веряскина всегда считала себя продвинутой в вопросах техники. Читала о случаях мошенничества и, как она сама признается, была уверена, что уж ее-то обманщики на удочку не поймают.

6 августа неизвестный мужчина позвонил Алине Веряскиной на сотовый телефон. Он представился сотрудником службы поддержки крупного банка и сообщил, что с ее счета сейчас пытались перевести 5000 рублей.

— Он сказал, что в банке операцию заблокировали, потому что она была проведена с нового устройства. Спросил, есть ли у меня айфон или айпад. Я сказала, что нет, у меня только телефоны с системой андроид. А потом сказал, что операцию проводили с моего личного кабинета. И раз я операцию не подтверждаю, то надо присвоить моим картам новые номера, это можно сделать удаленно. Тут я насторожилась и попросила звонившего назвать какую-то информацию, известную только мне и банку — чтобы проверить, правда ли это звонят из банка. Я же считала себя подкованной в этих вопросах, — грустно признается Алина Веряскина.

Мужчина охотно согласился. И назвал личные и паспортные данные женщины, ее дату рождения и даже номера договоров, заключенных Алиной Веряскиной с банком. Петербурженке, по ее словам, пришлось достать свои копии документов, чтобы сверить цифры — они совпали. Женщина поверила. И согласилась установить на свой аппарат программу для удаленного контроля TeamViewer. Мужчина на другом конце провода попросил ее снять чехол с аппарата и положить его на стол экраном вниз — так, мол, нужно для работы.

— Не знаю, почему я ему поверила и все выполнила, — говорит Алина Веряскина. — Я положила телефон на стол. А звонивший стал мне рассказывать о правилах безопасности, о том, что никому нельзя называть код на обороте карточки, что нельзя пользоваться приложением PayPal. И тут у него сменилась интонация. Он стал говорить более суетливо. Я насторожилась.

Женщина схватила телефон и увидела, что как раз сейчас идет процедура списания денег с ее карточки на чужой счет. При этом изначально на карточке не было денег: мошенники сначала перевели их с ее счета на карточку, а затем отправили на свою карту. Пытаясь прервать операцию, Алина Веряскина выключила телефон и побежала в банк — благо отделение находилось в соседнем здании.

Информацию о переводе средств Алина Веряскина случайно заметила на своем телефоне. Скриншот

ОСТАНОВИТЬ ОПЕРАЦИЮ НЕВОЗМОЖНО

В отделении ей сказали, что средства как раз в режиме ожидания, идет какая-то проверка перед переводом их в другой банк. Алина Веряскина попросила остановить операцию, предъявив свои документы. Но в банке отказались.

— Они сказали, что если на том счете (на который деньги переводили) их не примут, они в течение трех дней вернутся обратно на мой счет. Но понятно же, что их приняли. Я просила продлить проверку, заморозить средства как-то до выяснения, но бесполезно. Я написала заявление об опротестовании операции, мне пообещали разобраться в течение 15 дней и, возможно, вернуть деньги. Но в это слабо верится. Карту и счет я, конечно, заблокировала, буквально в течение трех минут после попытки вывода денег. Но это не помогло, - рассказывает Алина.

Из банка Алина Веряскина побежала в отделение полиции. Там, по ее словам, заявление сначала не хотели брать — мол, сумма потери невелика (у Алины Веряскиной списали 24 300 рублей). Женщина настояла на своем и все же написала заявление.

— Тогда в полиции спросили, где я находилась, когда обнаружила пропажу денег. Я сказала, что была у себя дома, на Московском проспекте. Мне в отделении говорят: а это не наша территория, идите в отделение по месту жительства. Я спорила с ними, говорила, что нет разницы, где я это обнаружила, тем более, что пришла я в ближайшее отделение полиции. Но они были непреклонны. Сказали, что передадут мое заявление в отделение по месту моего жительства. Я, кстати, в полиции просила заморозить операцию до выяснения обстоя­тельств, но они тоже отказались, - продолжает рассказ Алина.

В полицию пострадавшая женщина тоже написала заявление.

По словам специалистов, если вы заподозрили, что с вашей карты списывают деньги, карту нужно немедленно блокировать. Это должно остановить все совершаемые операции.

— В случае, если клиент не совершал операцию по карте, ему необходимо обратиться в банк и оформить заявление с просьбой разобраться в ситуации. При этом нужно указать детали оспариваемой операции, причину несогласия с транзакцией, приложить дополнительные документы. Подать заявление можно в течение 60 календарных дней с даты совершения операции, — рекомендуют в пресс-службе банка ВТБ.

СМС-КОД ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЛИЧНОСТИ

Обман, на который попалась Алина Веряскина, не единственный в арсенале мошенников. Технологии развиваются, и мошенники тоже совершенствуют свои навыки. При этом, утверждают специалисты, аферисты часто представляются сотрудниками службы безопасности банка. Затем пугают, сообщая, что была попытка вывода средств. А после этого начинают морочить голову, обещая якобы позаботиться о безопасности денег клиента.

Так, например, позвонили петербурженке Анне Ипатовой. Неизвестная женщина сообщила, что работает в службе поддержки клиентов госбанка (в котором у Анны Ипатовой был счет). Она сообщила Ипатовой, что с ее карты пытались снять пять тысяч рублей на территории Мурманска и уточнила, что локация использования карты непривычная, поэтому операцию банк заблокировал. Потом женщина стала задавать Анне Ипатовой различные вопросы, касающиеся операций, совершенных по ее карте.

— Ко мне обратились по имени и отчеству, назвали правильный номер моей карты и вроде не спрашивали ничего секретного, — рассказывает Анна Ипатова. — Уточнили дату рождения, причем назвали ее верно. Долго выспрашивали, в каком городе я обычно плачу по карте.

По словам Анны Ипатовой, ее даже несколько раз переключали со специалиста на специалиста. Потом попросили назвать код, который придет сейчас в СМС-сообщении — якобы для проверки личности. Женщина насторожилась и посмотрела на входящий номер телефона. Это не был классический номер банка. Тогда Анна Ипатова поинтересовалась: а почему, собственно, служба поддержки банка звонит с незнакомого номера телефона? Звонившая женщина бросила трубку.

Иногда лжеспециалисты поддержки просят сообщить CVC-код карты (три цифры на обороте карточки). Бывает, просят для подтверждения личности назвать код, который придет сейчас в СМС-сообщении. И всегда торопят, уверяя, что действовать нужно немедленно.

Эксперты, кстати, утверждают, что, если на вас начали давить по телефону, грозя потерей денег, сразу кладите трубку и звоните в свой банк.

— Основное правило — не отвечать на подобные смс и звонки. Внесите в телефон контакты вашего банка и игнорируйте все остальные варианты. Если же вы случайно все же ответили, то не паникуйте — мошенники рассчитывают именно на это. Не вступайте в диалог и не выполняйте никаких требований кого бы то ни было. Инициатива должна исходить от вас — повесьте трубку и перезвоните в банк по имеющемуся у вас номеру, — советуют в банке «Санкт-Петербург».

 

Между тем

ОБМАН С ПОМОЩЬЮ БАНКОМАТА

Этот метод мошенничества появился сравнительно недавно. Страдают от него преимущественно клиенты госбанка из числа невнимательных. Выглядит схема так. Мошенник начинает проводить на банкомате некую операцию, не требующую сначала ввода карты. Например, оформляет платеж на телефон. Когда данные введены, банкомат требует вставить карту, с которой будут перечислены средства, а мошенник отходит. Следующий клиент ничего не подозревает и, видя на экране требование вставить карту и ввести пин-код, выполняет его, считая, что это нужно для начала работы с банкоматом. После чего с удивлением видит на экране сообщение о том, что средства успешно зачислены на чужой счет. Однако провернуть такое можно только в том случае, если между операциями прошло менее полутора минут. 90 секунд банкомат ждет карту, затем отменяет операцию. Соответственно, чтобы обезопасить себя и свои деньги, не стоит бросаться к банкомату сразу же, как только от него отошел предыдущий клиент. Желательно выждать пару минут. Или хотя бы внимательно читать все сообщения на экране.

 

«МК» инструктаж

10 ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ

Чтобы сохранить свои деньги на карте, нужно неукоснительно соблюдать несколько правил.

  1. Никому и никогда не сообщайте полный номер карты и 3 последние цифры с ее обратной стороны. Если в разговоре вас об этом спрашивают — это точно мошенники.
  2. Никогда и никому не сообщайте смс-коды, пришедшие на ваш телефон. Ни при каких условиях. Никогда не называйте посторонним людям пин-код от карты и не записывайте его на карточке.
  3. Не соглашайтесь устанавливать программы на свой телефон по требованию посторонних людей. Да и вообще все программы скачивайте только с официальных магазинов.
  4. Не давайте никаких личных данных собеседникам, если это не вы позвонили в службу поддержки банка, а вам позвонили «специалисты». Кладите трубку и самостоятельно звоните в банк.
  5. Не перезванивайте в «службу поддержки», набирайте номер специально и отдельно.
  6. Не экономьте на СМС-уведомлениях. Они помогут круглосуточно контролировать движение средств на карте, и в случае опасности вы успеете ее заблокировать.
  7. Не упускайте карту из вида, расплачиваясь в магазинах и кафе. За пару минут мошенники могут записать данные карты, а потом украсть с нее деньги.
  8. Подключите двухфакторную аутентификацию для входа в личный кабинет. Подтверждающая смс будет приходить на телефон.
  9. Установите суточный лимит по списанию денег с карты.
  10. Если возникли подозрения в краже, срочно блокируйте карту и все счета.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 21 августа 2019

Заголовок в газете: Виртуальные мошенники

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру