Рисующая пуантами: балерина Мариинского театра создала новый жанр живописи

Ильмира Багаутдинова рисует пуантами, танцуя на холсте

Артистка Мариинского театра Ильмира Багаутдинова хорошо известна любителям балета. В труппу дочь балетных артистов Равиля Багаутдинова и Ольги Вторушкиной была зачислена в 1999 году, пройдя сложный отбор. Широко популярной она стала три года назад, после того как исполнила вариацию из «Лебединого озера» на льду Финского залива. Ильмира — живое доказательство того, что талантливый человек талантлив во всем. И пример, что упорством можно добиться многого.

Ильмира Багаутдинова рисует пуантами, танцуя на холсте
Ильмира Багаутдинова — балерина и художница. Фото из личного архива балерины

Наша героиня — красивая женщина, мать троих детей, артистка балета, экоактивистка, благотворитель, муза для фотографов, скульпторов и художников, а также создательница нового жанра в живописи — пуантизма. Ильмира рисует пуантами, танцуя на холсте.

Открытие пуантизма

— Ильмира, недавно вы получили награду на Международном художественном фестивале в Катаре. Расскажите, за что вас наградили и как проходила церемония.

— Начну с того, что просто попасть на Qatar International Arts Festival (QIAF) — это уже победа, а быть туда приглашенным — огромное достижение для художника. Опытный амбассадор русского искусства Ксения Григорян, увидев меня на World Art Dubai, была так восхищена моим творчеством, что предложила организатора QIAF позвать меня на их фестиваль. Первый образ, который я выбрала, был очень смелый для Катара. Так как мне хотелось продолжить эксперименты с краской и балетом, я надела нежно-­голубую пачку, во время танца краска стекала на холст с моих ног, пуантов и рук. Костюм и холст превратились в единое художественное произведение. Я вся была в краске. Второй образ был данью уважения стране, которая меня принимает: фантазийный костюм и картина «Арабская ночь». Основательнице и руководителю QIAF Рашми Агарвал очень понравились мои арт-перформансы. Из ее рук я получила кубок как арт-перформер за вклад в развитие современного искусства.

Ильмира на QIAF 2024. Фото из личного архива балерины

— А как вообще пришла идея рисовать пуантами во время танца?

— Сама жизнь меня к этому подталкивала. Я всегда была музой петербургских художников, фотографов и скульпторов. Первая проба пера была в 2007‑м: знаменитый сейчас балетный фотограф Марк Олич тогда работал в декорационных мастерских и только начинал свой профессиональный путь. Я придумала фотосессию с краской, и мы с командой единомышленников ее осуществили. В те времена русскоязычные соцсети только набирали популярность, фототехника была далека от современной, но та фотосессия, конечно, произвела фурор. В 2012 году я, хоть и училась в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, магистерскую диссертацию защитила по живописи. За год до изобретения мной пуантизма произошла череда судьбоносных событий. Открылась выставка Марка Олича: среди работ были три фотографии со мной. Я помогала организовать градозащитный аукцион и впервые написала две картины, которые были проданы. Мы отмечали 15‑летие совместного творчества с художником и фотографом Григорием Майофисом, и он поддержал мою идею: предоставил студию для моих живописных экспериментов. В общем, все вело к открытию пуантизма.

Красота во всем

— Как происходит творческий процесс? Работаете только в студии?

— Я пишу и на пленэре, и в студии, и на публике в рамках арт-перформансов. Недавно была спонсором конкурса имени Рахманинова: на сцене филармонии под музыку этого великого композитора писала картину, которая стала призом за первое место.

Если работаю в студии, на создание полотна может уйти не один день. Если это арт-перформанс, то картина создается за 15 минут.

— Сколько у вас сейчас пуант-­кистей и в каком цвете предпочитаете создавать полотна?

— Пуант-кистей уже очень много: для разного оттенка своя пара. Это, надо сказать, дорогие инструменты. Мои любимые цвета — фиолетовый, лиловый и все их оттенки. Но для картин выбираю очень разную палитру, в соответствии с задачей.

— Были картины, которые дались тяжело?

— Один раз в студии я поскользнулась на краске и сильно упала прямо на картину…

— Ильмира, а где современный художник находит музу? Может быть, лично вас на создание картин вдохновляет ­что-то в самом Петербурге?

— Да, конечно, мой родной и любимый город занимает важное место в моем творчестве. Например, у меня есть картина, написанная на пленэре у «Лахта Центра». Это современный символ нашего города. Да, это первый небоскреб в Петербурге, он заслуживает внимания и дарит вдохновение. А вообще источники для вдохновения самые разные: от музыкальных произведений до подводного мира.

— Что требует большей отдачи: балет или живопись?

— Сложный вопрос. Мой живописный жанр все же основан на профессионализме в балете. Высокий уровень владения балетной техникой как раз и позволяет не только создавать абстрактные работы, сочетать красоту танца и игру красок и оттенков, но и писать фигуративные картины.

— Сталкивались ли вы с хейтом или критикой, которую считали необоснованной, и как на нее реагировали?

— Я очень рада, что почти не сталкивалась с хейтом и критикой. Будучи человеком очень чувствительным и ранимым, я могла бы остановиться и не продолжать. А сейчас я уверена в том, что делаю. Столько выставок и арт-перформансов в разных городах и странах, счастливых, восхищенных глаз и восторженных отзывов… Это говорит само за себя. Сложно совсем не обращать внимания на некую критику. Чтобы не реагировать бурно на негатив, нужно определить личность, от которой он исходит, понять, что руководит человеком: плохое настроение, зависть, нереализованные мечты.

Ильмира на фоне одной из своих работ. Фото из личного архива балерины

Сказка для детей и взрослых

— Два года назад вы танцевали на льду Финского залива в рамках экологической акции. Сегодня участвуете в эко- и благотворительных проектах?

— Да. 25 декабря в Петербурге состоится премьера балета «Сказка о заколдованной принцессе» на музыку Леонида Левашкевича и Владимира Гапонова. Я и балетмейстер-­хореограф, и исполнительница главной роли. Часть билетов мы с Леонидом через Общественную палату Петербурга бесплатно передали семьям бойцов СВО.

— Недавно для фильма «Танец душ» вы станцевали на льду озера Малый Вудъявр в Кировске. Это ваш первый киноопыт?

— Нет. Я снималась и раньше, но не много. К сожалению, с кино у меня не сложилось. А жаль: мне кажется, я смогла бы очень ярко передавать образы.

— Лед Финского залива, помещения арт-фестивалей… Были еще ­какие-то необычные места, где вы танцевали?

— Да, на гастролях в Сирии я в составе труппы театра «Русский балет» имени Анны Павловой выступала в старинном замке, стоящем на горе. Танцевала главную партию Маши в «Щелкунчике».

Гордость двух столиц

— Балерины, как и спортсмены, всегда четко следят за своим питанием. Знаем, что ваша семья родом из Татарстана, любите иногда побаловать себя национальными сладостями и выпечкой?

— Я очень люблю татарскую кухню. Раньше, когда девеника (дэу эни — родная бабушка на татарском. — Прим. ред.) к нам в Петербург приезжала или мы к ней в Казань, она всегда пекла эчпочмаки и губадью.

— Кстати, Татарстан отметил ваши достижения в балете и живописи?

— Я очень горжусь честно заслуженным званием заслуженной артистки Республики Татарстан. Правда, я его ждала еще 10 лет назад, когда было много гастролей в Татарстан, были выступления на фестивале мусульманского кино. Сейчас очень рада, горжусь званием. Папа и вся родня в Казани тоже очень рады: отец родился в столице Татарстана, а я уже в Ленинграде.

Семья — на первом месте

— Вы участвуете в съемках, выступаете на сцене, читаете лекции, пишете картины… Если бы могли освоить еще один род деятельности, какой бы выбрали?

— Пение. Я завидую певцам и оперным исполнителям. Их нагрузка несравнима с той, что у балетных артистов, при этом творческий век намного длиннее. Наша профессия в этом плане жестокая: самый длинный период обу­чения и самый короткий творческий век.

— На фоне такой занятости как вам удается уделять внимание своим детям?

— Я во время каждого декрета выпадала из творческой деятельности. Забывала о ней вообще. Наслаждалась взрослением детей, их первыми шагами, словами. И сейчас самые дорогие для меня моменты — это праздники в детском садике, соревнования и концерты. Я это ни на что не променяю.

— 2024‑й был Годом семьи. Власти всех уровней регулярно вводят новые меры поддержки семей. Как вы считаете, достаточно ли их или ­чего-то не хватает?

— Когда я родила третьего ребенка и стала многодетной матерью, очень радовалась всем мерам поддержки. Когда дети маленькие и мама в декрете — это сложное время для любой семьи. Но в целом дети — это осознанный выбор людей и их ответственность. Поддержка государства — это прекрасно, но прежде всего родители должны рассчитывать на себя. Мои дети посещают замечательные государственные учреждения образования — детский сад № 8 Адмиралтейского района Петербурга и гимназию № 2. Знаете, чего, возможно, не хватает? Мер поддержки для достигших совершеннолетия граждан, чтобы они могли безбоязненно вступать во взрослую жизнь и не зависели от родителей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру