Покупать что-то необязательно. Можно просто исследовать цены (почему-то всегда немалые) и слушать, как театральная богема с ленцой обсуждает постановку. Театральный буфет — это скорее место для бесед, нежели для поглощения снеков. В то же время в городе есть и негосударственные театры, в которых буфетов попросту нет. «МК в Питере» решил выяснить, нужны ли вообще современным храмам искусства точки общепита. Может, это уже пережиток прошлого?
Бежать за пирожным уже не хочется
Анастасия все детство провела в театрах одного из сибирских городов. Ее дед подрабатывал охранником ТЮЗа. Нередко случалось так, что мать только отведет дочь в детский сад, а следом приходит дед и забирает внучку к себе на работу. А там — костюмерные с красочными костюмами и огромная сцена со сказочными декорациями. И конечно, общение с артистами. Настю пускали везде, и девочка с горящими глазами следила за театральной жизнью. По выходным она уже вместе с мамой ходила на постановки, репетиции которых видела не раз. Была и воскресная традиция: обязательно во время антракта заглянуть в буфет и взять песочное пирожное с чаем.
«Я до сих пор помню вкус этого пирожного, хотя прошло около 20 лет, — говорит Анастасия. — У него была абрикосовая прослойка, а сверху — шоколадная глазурь. Денег у нас было немного, поэтому мама брала пирожное только мне и никогда себе. Часто приходилось стоять в длинной очереди, а времени, чтобы съесть лакомство, оставалось немного, поэтому я всегда очень торопилась. Хотела успеть к началу следующего акта. Мама смеялась и твердила, чтобы я не спешила. Эти походы в буфет были нашей с мамой традицией».
В подростковом возрасте Настя с матерью ходили уже в музыкальный театр на оперетты и музыкальные комедии. Иногда заглядывали и в ТЮЗ, но уже на вечерние не совсем детские постановки. В буфет они продолжали заглядывать, но пирожное сменили бутерброды.
«Мы всегда поражались: почему для бутербродов так тонко порезана колбаса? Она же практически прозрачная, — говорит Анастасия. — Впрочем, это нас не останавливало: каждый поход в театр обязательно сопровождался небольшим перекусом в буфете».
Получать высшее образование Настя поехала в Петербург. Попутно начала исследовать театры культурной столицы. Будучи студенткой практически без средств к существованию, Настя покупала билеты на места в последних рядах на балконах, а от перекусов в антракте отказалась — лишних средств не было.
«Уже когда начала работать и могла позволить себе места в партере, я стала снова заглядывать в буфеты. Например, в “Мариинском‑2” однажды взяла бутерброд с икрой за 400 рублей. Дорого, да, но икры сверху было вдоволь. Иногда мы с мужем в антрактах берем себе по бокалу игристого. В Театре имени Ленсовета как-то взяла пирожное за 200 рублей, но была не особо впечатлена», — рассказывает Анастасия.
Девушка признается: для нее театральные буфеты — это больше про детские воспоминания. Сейчас бежать во время антракта за пирожным уже не хочется, но ей всегда интересно узнавать, что предлагают посетителям в разных театрах. Поэтому она не спеша идет до буфета, осматривает витрины, а потом прогуливается по храму культуры в ожидании начала следующего акта.
А что думают в самих театрах?
По мнению пресс-секретаря Большого театра кукол Дарьи Гоцмановой, буфет — очень важное место. Это сердце учреждения. Он привлекает как младших, так и старших зрителей. По словам нашей собеседницы, современные театры адаптируются под зрителя. Например, во время детских спектаклей в буфете можно приобрести всякие сладости, чай и какао, а когда идут постановки для взрослых, на прилавках появляются и классические «театральные» бутерброды с колбасой или рыбой, и закуски посложнее.
Как рассказала Дарья Гоцманова, Большой театр кукол сотрудничает с кейтеринговой службой, и буфетчики не являются непосредственно работниками театра. Но так было не всегда. Когда-то в БТК был гастробуфет: меню менялось раз в 7 дней, а продукты для блюд шеф-повар закупал в фермерских лавках. По словам нашей собеседницы, их буфет интересен и своим интерьером.
«Он украшен фресками, сделанными театральными художниками БТК, — рассказывает Дарья. — Таким образом, зрителя всегда окружает атмосфера театра, это не обособленное от учреждения культуры помещение, куда приходят просто поесть или попить».
Управляющая буфетом Театра имени Ленсовета Василиса Фомина убеждена: для многих поход в театр — это настоящий праздник. Поэтому дамы, как правило, надевают для выхода красивые платья, а мужчины — костюмы. Ну а какое же торжество без бокала игристого и легких закусок?
«Меню театрального буфета заметно отличается количеством ассортимента относительно ресторанов или кафе. Это связано в первую очередь с тем, что за короткий промежуток времени нужно успеть обслужить большое количество зрителей. А чем шире ассортимент, тем больше времени тратится на выбор», — объясняет Василиса Фомина.
В меню буфета Театра имени Ленсовета можно найти стандартные позиции: бутерброды (с колбасой, с запеченной бужениной, с рыбой слабой соли и, конечно же, с икрой), десерты, а также напитки — безалкогольные и покрепче. Летом гостям предлагают фруктовую нарезку, в особо жаркие дни — мороженое.
«Самые ходовые позиции всегда стабильны, и ни время года, ни погода за окном никак не влияют на это. Как несложно догадаться, ими являются бутерброд с рыбой и бокал игристого. В нашем буфете такой набор будет стоить от 950 до 1250 рублей (в зависимости от вида напитка). В дни постановок для школьников у нас увеличиваются продажи десертов и лимонадов», — рассказывает Василиса Фомина.
Проходят в театре и утренники для самых маленьких зрителей. Их обычно угощают любимой детьми выпечкой — сосиской в тесте. А из сладостей наибольшей популярностью у юных театралов пользуются разноцветные эклеры.
«Хоть ассортимент театрального буфета и небольшой, каждый найдет для себя именно то, что ему по вкусу», — добавляет управляющая.
«Достаточно просто воды»
Петербурженка Мария Скударнова предпочитает негосударственные театры и даже ведет блог, посвященный именно им. Это небольшие камерные учреждения, которые могут располагаться на 100 квадратных метрах. В таких храмах Мельпомены буфеты отсутствуют — под них просто нет места. В антракте гостям, как правило, предлагают бесплатно воду, иногда — чай и печенье.
«Конечно, я бываю и в государственных театрах. Отметила, что в них всегда есть буфеты. Когда я иду на постановку с сыном, всегда заходим, чтобы купить воды: спектакли обычно идут долго. И каждый раз стоим в огромной очереди. Помню наш поход в “Балтийский дом”: когда мы с ребенком в итоге подошли к прилавку, выяснилось, что в буфете не принимали оплату банковскими картами. В общем, остались мы без воды. Кстати, в некоторых государственных театрах буфеты работают только за наличную оплату», — рассказывает театральный блогер Мария Скударнова.
Наша собеседница вспоминает и знаменитый буфет Мариинского театра, где она брала игристое и бутерброд с икрой для себя и пирожное для ребенка. Девушка называет посещение точки общепита в Мариинке «популярным клише»: каждый театрал должен хоть раз заглянуть в буфет.
«Я один раз сходила, поставила галочку “съесть бутерброд с икрой в Мариинке”, и мне этого хватило. Чаще же всего было так, особенно в годы студенчества: во время длинного антракта мы с одногруппниками успевали сбегать в ближайшую сеть быстрого питания и купить что-нибудь перекусить там», — говорит Мария.
По мнению блогера, буфеты в театре — вещь необязательная. Хотя признается, что есть в городе очень симпатичные заведения, куда хочется заглянуть. Например, в «Приюте комедианта» буфет — это закрытое помещение, больше напоминающее кафе. Мария отмечает, что цены там не кусаются, а атмосфера приятная, поэтому в этот буфет она периодически заглядывает, когда приходит на спектакли.
«Также есть театральная площадка “Скороход”, где несколько театров-резидентов. Там очень большое фойе, где есть буфет, больше похожий на бар. Там продают хот-доги, стоят удобные кресла, разложены подушки, на которых можно посидеть, поэтому люди часто приходят заранее, где-то за полчаса до спектакля, чтобы поесть фастфуд, выпить коктейль. И цены там очень приятные», — делится Мария.
Мария добавляет, что для человека, который воспринимает поход в театр как некое светское мероприятие, буфет является частью этой элитарной культуры. Особенно когда речь идет о таких театрах, как Мариинский, Александринский и Михайловский: собираясь туда, хочется нарядиться. Эти учреждения выбирают для похода со второй половинкой на свидание. И вот тогда посещение буфета в антракте — один из обязательных пунктов программы.
«Лично мне ближе формат, когда в театре ты можешь просто попить воды, бутылочки с которой расставлены на столиках в фойе, — этого достаточно. И лучше, чем стоять в длинной очереди ради какого-то бутерброда, — говорит Мария. — Для меня культура буфетов уже устарела. Во время антракта мне хочется обсудить увиденное или рассмотреть внимательнее афиши и фотографии артистов на стенах театра».
Тем временем
Шеф-повар рассказал, чем можно разнообразить меню театральных буфетов
По мнению шеф-повара Святослава Спивакова, в театры ходят точно не ради буфета. Цель — это посмотреть хороший спектакль, а в антракте обсудить увиденное, возможно, за бокалом игристого и без какой-то закуски.
«Отсутствие большого выбора еды и в целом разнообразия ассортимента — это правильно. Однако сделать выбор более интересным точно можно. Например, добавить именно фуршетные закуски: предложить гостям салаты в маленьких стаканчиках, креветки на шпажке. Сейчас большим спросом пользуются профитроли с различными начинками (как сладкими, так и сытными). Для угощения в буфетах также можно рассмотреть молекулярную кухню. Также я бы предложил еще такое необычное блюдо, как зефир из горгонзоллы, которое будет отлично сочетаться с игристым вином», — рассказывает шеф-повар Святослав Спиваков.
Что касается напитков, для буфета шеф-повар выделяет именно игристое, однако крепкий алкоголь, по мнению эксперта, также нужен: он пользуется спросом у мужчин в возрасте. Из безалкогольных напитков достаточно классических — чай, кофе, морсы, соки и вода.