Есть ли музыка после Бузовой: почему в Петербурге не появляются новые звезды

«МК в Питере» выяснил, есть ли в музыкальных чартах талантливая петербургская молодежь

В Москве есть деньги, а творчества нет. Так говорят собеседники «МК в Питере», подкрепляя свои слова именами коллег и названиями крупных мейджор-­лейблов (крупные студии, которые занимаются продвижением артистов). Однако еще лет 20 назад любой житель России мог четко сказать: «Это питерские» — и начать загибать пальцы на руках и ногах.

«МК в Питере» выяснил, есть ли в музыкальных чартах талантливая петербургская молодежь
Команда студии ТО 99.9 уверена, что музыка в Питере по-прежнему есть. Фото автора

Сейчас же вряд ли ­кто-то назовет петербургских музыкантов, кроме неожиданно запевшей Ольги Бузовой и громко выстрелившей в интернете клипом Skibidi группы Little Big. Последние, что интересно, и раньше были довольно популярны в Европе. А где же остальные? Или музыка Петербурга перестала существовать как данность?

МОСКВА — ДЛЯ ДЕНЕГ

Сооснователь и управляющий медиалейблом (студии) ТО 99.9 Тимофей Каминский уверяет: музыка никуда не делась. Просто молодежь редко идет «в телевизор». Не стало и деления на регионы. По мнению музыканта Васи Звездкина из группы «Шары», раньше в музыкальной индустрии было четкое территориальное разделение, как минимум противостояние Петербурга и Москвы. Сейчас большинство артистов выстреливают в регионах и, свободно перемещаясь по миру, не привязывают себя к ­какому-либо городу, региону или стране. Русскоязычная музыка прекрасно звучит и в Европе, и в Штатах. Англоязычные произведения российских артистов также котируются по всему миру и висят в топе сервисов Spotify и Apple Music наравне с представителями крупных зарубежных лейблов.

— Есть мнение, что топ рынка сейчас очень сильно коммерциализирован, а любая коммерция — это Москва. Банально контакты. В Питере делается творчество, а бизнес вертится там, — утверждает сооснователь медиалейбла ТО 99.9 Михаил Игнатов.Сейчас конкуренция гораздо выше, точка входа на рынок ниже, игроков на рынке больше. Поэтому решает не только атмосфера и качество твоего звука, а финансы, которые ты вкладываешь в рекламу и продвижение своего контента. Деньги, специалисты и крутые команды в Москве. Там же ты можешь скататься в гости к редакторам Spotify, «Яндекс.Музыки», Apple Music.

Команда студии подчеркивает, что Петербург — «это классно и интересно», здесь много необычных и самобытных артистов. Но если исполнитель и его группа планирует продвигать продукт «во всех утюгах», нужно либо переезжать в Москву, либо подружиться с персоналом в «Сапсане».

ПИТЕР — ДЛЯ ДУШИ

Между тем, по словам собеседников «МК в Питере», сейчас границы индустрии стираются и «делать музыку» можно из любого региона. Ярким примером стала Уфа (родина Земфиры и Шевчука) — один из немногих городов, который выделяется из общей картины. Здесь выросли такие исполнители, как Моргенштерн, Фейс, Лауды, i61, Boulevard Depo, Thomas Mraz. Также в чартах стабильно держится Скриптонит, артист из Казахстана. Много исполнителей перебирается в Петербург или Москву из Сибири.

Как правило, оставаться в своем регионе артисты не хотят. И большинство кумиров молодежи едут именно в Питер. Деньги они зарабатывают с помощью интернета, а атмосфера для творчества в Петербурге ­все-таки лучше. Но все же подчеркивать свою «провинциальность» сейчас модно, особенно в рэпе. Например, Boulevard Depo в одном из последних треков читает: «На мне мясо из Уфы». В то же время, как отмечает саунд-­продюсер и администратор студии ТО 99.9 YOLY, только рэпер Гуф «позиционирует себя как москвич». И вообще, задаются вопросом наши собеседники, кого понимать под «питерскими» и «московскими» артистами? Тех, кто родился в этих городах, или тех, кто выступает от лица творческой тусовки региона?

По мнению фронтмена группы The Reyson, в Питере спокойно воспринимают даже «странную музыку». Фото предоставлено группой The Reyson

ХИП-ХОП И РЕЙВ ПОДВИНУЛИ РОК

Во времена, когда интернет был рос­кошью, а трансфер из Москвы в Петербург отнимал много времени и сил, Северная столица считалась колыбелью отечественной рок-музыки. На вопрос «Почему раньше Питер звучал и куда все это делось?» наши собеседники отвечают по-разному. Все признают заслугу Ленинградского рок-клуба, который собрал всю творческую молодежь. Но когда пропала необходимость писать свою музыку и играть ее только в «специально выведенных загонах», артисты начали расплываться по всей стране. Как отмечает Михаил Игнатов, пропала клановость. Раньше, если ты музыкант в Питере, ты не мог быть частью московской тусовки. До Москвы в те времена добирались часов по 10–12, а сейчас достаточно прыгнуть в «Сапсан».

«Несмотря на то что рок сейчас не главенствует над другими течениями, титул города не исчезнет никуда, ведь это часть истории. В Питере из всех жанров техно держится дольше всех и остается актуальным. Но помимо рейв-тусовок в городе появилось и много другого. Например, уже на протяжении пяти лет существует фестиваль атмосферной электронной музыки «Абстрасенция». За эти годы он собрал вокруг себя плотное комьюнити музыкантов и людей, которые прониклись такой атмо­сферой. Также в Питере проходят вечеринки под названием «Береза», их особенностью является то, что музыканты делают современные ремиксы на популярные русские хиты 1990‑х», — объясняет автор электронной музыки WOODJU.

«К сожалению или к счастью, жанры приходят на смену друг другу, и действительно, от Ленинградского рок-клуба, можно сказать, не осталось и следа. Молодые люди сейчас почти поголовно увлечены рэп-музыкой и отчасти танцевальной электронной. В середине 2010‑х Питер приобрел статус столицы рэп-баттлов, о противостоянии Славы КПСС и Оксимирона в 2017‑м можно было услышать даже по Первому каналу. Сейчас же эпоха баттл-рэпа переживает свой закат, но в целом концентрация творческих людей в Петербурге выше, чем в Москве», — продолжает тему рейв-исполнитель Давид Деймур, известный под псевдонимом GSPD.

ЛОКАЛЬНЫЕ СТРАННОСТИ И ТИКТОК

По словам Давида и WOODJU, питерские музыканты отличаются своей самобытностью, неформатностью и «странностью звучания». Но именно такой подход помогает им найти свою аудиторию. Если Москва — это чисто коммерция, то Петербург — золотая середина между музыкой «для денег» и «для души». Именно здесь, в отличие от той же Москвы, все еще проводятся и пользуются большой популярностью квартирники, на которых часто и зарождаются группы. И поэтому многие причисляли себя к андеграунду.

«Петербургские музыканты, часто делающие все сами, записывающие песни в своих маленьких комнатах, все еще больше нацелены на самовыражение. В Питере никто не будет косо смотреть, если ты делаешь ­какую-то «странную музыку». Здесь чем страннее, тем интереснее — и в итоге даже поп-песни рождаются тут особенными, с примесью других жанров, — отмечает фронтмен питерской фолк-группы The Reyson Илья Кандаков. — Чем хороша для артиста и простого любителя музыки жизнь в Петербурге — город способствует твоему увлечению. У нас есть радио «Эрмитаж», почти каждый день в разных частях города проходят музыкальные джемы (когда музыканты по очереди импровизируют на заданную тему), здесь больше именно маленьких концертных площадок для малоизвестных групп».

С этим высказыванием солидарна солистка инди-поп-группы pull over Анастасия Захарик, но с небольшим уточнением: «До недавнего времени действительно быть в андеграунде было модно, стильно, молодежно — быть не таким, как все, делать музыку не для всех. Такая музыка находила своего слушателя, обрастала тусовкой. Но времена меняются, соцсети диктуют свои правила. Нужно создавать больше контента, иначе тебя забудут. А вот качество контента снижается. Поэтому уже сейчас многие андеграундные артисты переходят на более попсовое звучание, чтобы их музыку хоть ­кто-то услышал».

WOODJU комментирует ситуацию так: «Когда я только начинал заниматься музыкой, считал, что музыка — это только для души, все, что для денег, — это бездушно. Но со временем понял, что одно без другого не сможет существовать. Нужно решить, чего ты хочешь. Если только денег, то пиши максимально простую музыку, большинству людей неинтересно сложное. Я для себя понял, что не могу писать музыку без души и по шаблонам. Потому что моя музыка — это я, это мои эмоции и переживания, преобразованные в звук. Но при этом, понимая, что хочу еще и зарабатывать, я научился делать чуточку проще. Вывод: грамотный баланс — залог успеха».

Фото: Николай Петров

ДУШЕВНАЯ МУЗЫКА И КАЛЬЯННЫЙ РЭП

В то же время у молодежи сейчас есть постоянно растущий запрос на искренность. И народ научился понимать — что является стопроцентной коммерцией, а что делается для души.

Если посмотреть топы российских музыкальных чартов, то мы заметим, что коммерческой музыки там практически нет. Но есть Скриптонит, который не слезает с верхних строчек месяцами. Это специ­фичное звучание, оно востребовано, потому что это искренние эмоции и качественный звук. В то же время в чартах есть исполнители, которые больше всего, как говорят наши собеседники, «котируются у милф под кальянчик» (сексуально привлекательных зрелых женщин, которые не блещут умом). Но подобное скорее исключение.

GSPD, чей проект Dead Blonde брал первую строчку российского Spotify, прокомментировал ситуацию в музыкальной индустрии так: «Оля Бузова — массовый продукт. В этом нет ничего плохого и нет ничего хорошего. Большинство людей хотят простой и легкой музыки, и именно попса и модный нынче «кальянный рэп» главенствуют в коммерческой музыке. Музыканты в нашей стране ­наконец-то почувствовали, что можно не заниматься гастрольным чесом, а просто делать музыку. Конечно, захотелось делать самую прибыльную. Однако повторюсь, сейчас не все так однозначно. Совсем недавно лидером российских прослушиваний в Spotify стал пост-панк-коллектив «Молчат Дома». Абсолютно не коммерческая музыка, но благодаря интернету группа вышла на мировой рынок. Интересную музыку сейчас найти нелегко, но все же ее много на вкус и цвет каждому. Для этого даже есть различные музыкальные подборки и плейлисты на разных музыкальных сервисах. Надеюсь, уже скоро благодаря интернету мы придем к тому, что творчество будет превыше всего и главным критерием популярности и заработка будет не коммерция, а то, насколько твоя музыка нравится и близка людям».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру