Как взрыв 3 апреля изменил систему безопасности в питерской подземке

Теракт в метро год спустя

Год назад в вагоне поезда на перегоне «Сенная площадь» — «Технологический институт» прогремел взрыв, который унес жизни 16 человек. Самодельное взрывное устройство мощностью 200–300 граммов в тротиловом эквиваленте привел в действие террорист-смертник Акбаржон Джалилов. После теракта в метрополитене ввели усиленные меры безопасности, но даже сейчас — спустя год — никто не может гарантировать, что в случае чего они сработают.

Теракт в метро год спустя
Фото: Наталья Морозова

Провальный досмотр

С начала 2016 года на всех станциях питерской подземки заработали металлодетекторы. 325 досмотровых рамок установили во всех вестибюлях, потратив на это около 60 миллионов рублей. Они обошлись Петербургу втридорога. Каждая в 2015 году стоила 183 250 рублей, хотя еще в 2013 году город покупал у той же компании «СНТ» рамки по цене 63 тысячи рублей за штуку...

Считалось, что эти дорогие рамки могут помощь защитить петербуржцев от террористов. Однако именно через них Акбаржон Джалилов пронес две бомбы, начиненные металлом. Террорист зашел в вестибюль станции «Академическая» и несколько минут наблюдал за сотрудниками службы контроля. Один из них, который должен был следить за рамками, разговаривал с дежурным, другой — отсутствовал по болезни. Не было на «Академической» и полицейского, которого в этот момент вызвали на станцию «Гражданский проспект», где кого-то поймали с мелкой партией наркотиков. Никем не замеченный Джалилов с рюкзаком и сумкой в руках спокойно прошел через металлодетекторы и спустился на эскалаторе в метро. До взрыва тогда оставалось около часа.

Позже прокуратора выяснила, что у рамок, которые должны сигнализировать о наличии металла у пассажира, кто-то выключил звук. По правилам, детекторы должны звенеть, если количество металла превышает некое допустимое (например, 600 граммов; столько весит пистолет Макарова). Впрочем, даже пищащие рамки еще ничего не гарантируют. Так, летом 2016 года в московском метрополитене провели эксперимент: сотрудники спецслужб в штатском пытались проникнуть на станции с муляжами взрывных устройств. В итоге за восемь месяцев они пронесли 50 «бомб». Остановить удалось только четверых мнимых террористов...

3 апреля 2018 года. Петербуржцы несут цветы на платформу "Техноложки", на которую год назад вытаскивали из покореженных вагонов погибших и пострадавших. Фото: Наталья Морозова

Рамки не всегда эффективны, во-первых, потому, что не все бомбы содержат металл. А во-вторых, останавливать для дальнейшего досмотра всех «звенящих» пассажиров невозможно: для такой тотальной проверки пришлось бы набрать и выучить много сотрудников. К тому же это создаст в метро огромные очереди. Петербург через это уже прошел. Прошлым летом в качестве эксперимента на четырех станциях метрополитена («Звенигородская», «Крестовский остров», «Спасская» и «Электросила») ввели тотальный досмотр всех пассажиров. Их запускали, на 15 минут закрывали станцию и проверяли людей. В итоге на входе в вестибюли выстраивались часовые очереди. И это несмотря на то, что на «Звенигородской», «Крестовском острове», «Спасской» и «Электросиле» сравнительно небольшой пассажиропоток. Именно поэтому их и выбрали для эксперимента. После его провала подземка отказалась от тотального досмотра и перешла на выборочный.

Собаки покинули подземку

С 6 апреля вступают в силу новые правила досмотра в метро, утвержденные Минтрансом. В каждом вестибюле помимо обязательных металлодетекторов должны быть и средства контроля за радиацией. Сотрудники безопасности теперь имеют право осматривать фактически всех пассажиров. Согласно документу, на досмотр могут отправиться не только те, кто «зазвенел» при прохождении рамок, но и вообще все люди, показавшиеся подозрительными. Сработает ли это — пока вопрос. Алексей Швецов из Дальневосточного университета путей сообщения в работе «Транспортная безопасность в метрополитене» пишет, что самый эффективный метод — это пустить в подземку достаточное количество полицейских с собаками, обученными искать бомбы. С осени прошлого года они уже работали в питерском метро. Четвероногие на нюх были способны определять наличие таких веществ как тротил или гексоген. В течение рабочего дня (а он длился с 8:00 до 20:00) кинологи с собаками осматривали багаж пассажиров, обходили вестибюли. Однако с конца прошлого года эти проверки прекратились. В метро посчитали, что наличие штатных кинологов с собаками повлечет за собой серьезные финансовые затраты. Вернутся собаки в метро или нет, пока неизвестно.

«Мы не хотим это вспоминать»

Напомним, в теракте 3 апреля 2017 года пострадали 103 человека. Некоторые из них восстанавливаются до сих пор. Например, Марина Кочунова, которая получила тяжелую черепно-мозговую травму (осколок бомбы раздробил лобную кость и застрял там), открытый перелом голени, ранение левого предплечья, грудной клетки. Врачи распечатали ей часть черепа (титановый имплант) на специальном 3D-принтере. Он не только защищает головной мозг, но еще и стабилизирует внутричерепное давление. Операция прошла хорошо, имплант прижился.

— Марина еще восстанавливается, но уже в спокойной обстановке дома, у нас все хорошо, — сказал «МК» в Питере» муж Марины Роман Кочунов. — Мы больше не хотим все это вспоминать, те дни. Мы просто стараемся жить дальше и отпустить эту ситуацию.

22-летний Константин Куварин ехал в метро в пяти метрах от террориста. От взрыва у него треснула барабанная перепонка и обожгло ухо. 

— Мне было немного страшно спускаться в метро после того, как я выписался из больницы. Потом уже привык, — сказал он «МК» в Питере».

Константин Куварин, как и Марина Кочунова, не хочет ни вспоминать, ни говорить о теракте. Единственное, что он не готов забыть, так это поддержку со стороны простых петербуржцев:

— Я был приятно удивлен, что мне тогда написали очень много абсолютно незнакомых людей со словами поддержки.

Галина Петровна и Владимир Игнатьевич Гордеевы ехали в поезде, шедшим перед взорванным. Перед "Купчино" он сделал долгую остановку. И только выйдя на станции, они из звонка встревоженного сына узнали, что случилось. Теперь каждый раз, когда поезд притормаживает перед конечной, они вспоминают о трагедии. Фото: Наталья Морозова.
Среди тех, кто возлагал цветы, много молодежи. Среди погибших и пострадавших было много студентов. Фото: Наталья Морозова.
Фото: Наталья Морозова.
В память о погибшей в теракте "фее кукол" Ирине Медянцевой петербуржец Максим Сатликов распечатал фото "плачущей" куклы. Фото: Наталья Морозова.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Деньги за шок

Депутаты Заксобрания Петербурга предложили дополнить правила пользования метрополитеном и официально запретить пассажирам оставлять свои вещи в метро без присмотра. Если законопроект пройдет, забывчивым петербуржцам будет грозить штраф. Кроме того парламентарии выступили с инициативой выдавать в обязательном порядке дополнительные компенсации тем, кто в результате теракта получил психологические травмы. Пока «Социальный кодекс» Петербурга предполагает выплату денег только тем, кто пострадал физически. Всего из бюджета города на компенсацию пострадавшим в теракте выделили около 40 миллионов рублей, еще 53 миллиона выплатил метрополитен. Помимо этого, региональная общественная организация «Прерванный полет» собрала 25 миллионов для поддержки жертв теракта.

МЕЖДУ ТЕМ

Поймали всех

Следственный комитет РФ нашел всех людей, подозреваемых в причастности к взрыву 3 апреля 2017 года. По словам официального представителя СК Светланы Петренко, заказчик, организатор и исполнители друг друга лично не знали и общались через мессенджеры. «Именно тщательный анализ так называемых электронных следов, которые остаются при таких способах связи, позволил в кратчайшие сроки установить и изобличить всех участников преступной группы, — сказала Светлана Петренко. — Этот теракт совершен одним из радикальных исламистских террористических сообществ».

Сейчас все 11 обвиняемых по уголовному делу находятся под стражей. Все они, включая Аброра Азимова, которого называют организатором теракта, свою вину отрицают.

Аброра Азимова обвиняют в организации теракта в питерской подземке. Фото: sputnik.kg

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 4 апреля 2018

Заголовок в газете: Теракт в метро год спустя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру