Аферисты продавали петербуржцам несуществующие машины

Двум группам мошенников суд уже вынес приговор. Но расслабляться не стоит — схема действует и по сей день

В Петербурге раскрыли необычную схему мошенничества с авто: людям продавали машины, которых нет, требуя за это еще и огромную комиссию — 400 тысяч рублей.

Двум группам мошенников суд уже вынес приговор. Но расслабляться не стоит — схема действует и по сей день
Мошенники в белых рубашках и галстуках сразу вызывали у клиентов доверие. Фото: 4kolesa

Подготовка лохотрона

Под суд пошли две организованные группы мошенников. Одна «трудилась» во Фрунзенском районе, вторая — в Калининском. Причем обе независимо друг от друга воплощали одинаковую схему отъема денег. А это означает, что, вполне возможно, есть и другие «гении». Просто ловчее оказались и не попались. Но обо всем по порядку.

Это был 2011 год. Несколько молодых людей (шесть человек из «фрунзенской группы» и двое — из «калининской») решили подзаработать.

Владимир Шуманович и Дмитрий Дмитриев, которые «работали» в Калининском районе, потом признались следствию, что идею будущего «бизнеса» украли: как-то раз они чуть было не попались на схожую удочку. А выпутавшись, подумали: а почему бы и им не попробовать? Так и начали.

Подготовка лохотрона проводилась примерно так: мошенники снимали помещение, быстро приводили его в божеский вид, вешали большие яркие вывески, загоняли внутрь несколько машин. Некоторые из них принадлежали им, другие авто аферисты брали у людей, которые хотели их продать, и выставляли на время в арендованном помещении. Делалось это для большей достоверности: в салоне много машин, значит, он надежный и хороший.

К делу мошенники подходили, учитывая психологию: все салоны получали названия, перекликавшиеся с наименованиями крупных, хорошо себя зарекомендовавших автосалонов. Так, например, мошеннические фирмы назывались «Соллерс Авто Ком», «Евросиб Моторс», «Пулково Авто», «Атлант Авто», «Восток Импорт» и «Лахта Моторс».

Подготовив место, аферисты давали объявления в интернет: салон продает машины популярных марок по ценам ниже рыночных. Все авто в хорошем состоянии, а главное — они есть в наличии.

— Человек, который хочет купить машину, обычно не готов ее ждать, — объясняет эффективность объявления следователь Следственного отдела по Калининскому району Санкт-Петер­бур­га ГСУ СК РФ Артем Зародыш. — И поэтому возможность получить машину здесь и сейчас, без очередей казалась такой привлекательной.

Заинтересованный клиент звонил по указанному в объявлении номеру и слышал от менеджера примерно следующее: «Да, у нас есть машина нужной вам марки и желаемого цвета. Но вы можете не успеть купить ее: нам уже звонили другие желающие, они едут смотреть авто. Если поспеете раньше — милости просим». Клиент волновался, просил адрес. Вот и все, рыбка клюнула.

Скрытая комиссия

В салоне клиента встречали приятные молодые люди в рубашках, галстуках и сообщали: «Сожалеем, но вашу машину буквально 10 минут назад уже купили и увезли. Но но складе есть точно такая же. Правда, надо немного подождать, пока ее привезут. А пока лучше подписать договор, чтобы «застолбить» транспорт за собой».

Как правило, люди соглашались. А дальше начиналось самое интересное: мошенники пытались всучить клиентам договор на покупку автомобиля со вписанной комиссией за свои услуги. Она достигала 400 тысяч рублей! Причем договор составлялся таким образом, чтобы человек этой суммы не видел. Например, в списке обязанностей покупателя указывалось: оплатить стоимость машины (допустим, 800 тысяч рублей), дополнительные услуги (установку магнитолы, напольные коврики, оплетку руля и так далее) и комиссию, размер которой в этой графе не прописывался. Сумма указывалась только на оборотной странице, где-то в дебрях взаимной ответственности и форс-мажоров, причем, исключительно прописью — ведь цифры даже при беглом просматривании документа хорошо бросаются в глаза.

Часть одного из договоров, в котором была прописана огромная комиссия "за услуги". Фото: фрагмент договора

Если внимательный клиент обращал внимание на графу с комиссией, его убеждали, что это всего лишь условность, на которую не стоит обращать внимание.

— Потерпевшие вспоминают, что им не давали углубиться в прочтение договора, — рассказывает Артем Зародыш, — Увидев, что клиент внимательно читает, они (мошенники. — Ред.) начинали задавать ему вопросы, втягивать в беседу, а потом вдруг оказывалось, что нужно срочно подписывать договор, потому что гендиректор уезжает…

Другим людям давали прочесть договор, в котором сумма комиссии вообще не указывалась. А на подпись приносили другой вариант, уже с печатью гендиректора.

«У нас все схвачено»

После подписания договора «менеджеры» мурыжили клиентов еще пару часов, обещая, что машину вот-вот привезут. А затем обязательно случался какой-то форс-мажор: на полпути ломался автовоз или вдруг пропадали документы на авто и их надо было искать. Уставшего клиента отправляли домой, а через несколько дней, когда «клиент» уже «созрел», звонили и вновь приглашали в автосалон за долгожданной машиной. Когда человек приезжал, ему опять рассказывали сказки, уверяя, что машина уже за углом, вот-вот будет. И предлагали, чтобы не тратить время, оплатить ее полную стоимость. Удивительно, но многие на это шли.

Получив деньги, мошенники спрашивали: «А когда будете оплачивать всю сумму договора?». Изумленных клиентов «менеджеры» тыкали носом в соответствующий пункт договора, где были прописаны 400 тысяч рублей комиссии.

Некоторые, вздохнув, доплачивали. Свои машины они в итоге все-таки получали: взяв паузу в несколько дней, «автодилеры» быстро покупали в Петербурге авто нужной марки и передавали его клиентам. В наваре они все равно оставались: 400 жирных комиссионных «кусков» оставались у них.

Но большинство платить отказывалось и поднимало скандал. Тогда ушлые «менеджеры» еще раз показывали им договор, в котором было написано: в случае расторжения договора по инициативе клиента, последний обязан уплатить штраф в размере 30 процентов от общей стоимости машины с комиссией. То есть, в среднем, те же 400 тысяч рублей.

— Кто-то забирал деньги за вычетом штрафа, кто-то не брал ничего и сразу отправлялся в полицию писать заявление, — рассказывает Артем Зародыш. — Некоторые обманутые потом приходили с друзьями, знакомыми и требовали вернуть деньги. Им говорили: ничего вы не докажете, жалуйтесь, куда хотите, у нас все схвачено. А люди как устроены? Когда им напористо говорят, что все на мази, они верят и обычно не пытаются бороться. И зря. В суде такие договоры признавались ничтожными, то есть, не имеющими юридической силы. И это не удивительно, ведь там не указывались ни конкретные данные машины (цвет, модель, комплектация), ни номер двигателя или кузова.

Зачастую возмещать выплаченные за неполученную машину деньги было уже некому — автосалоны закрывались, юрлица переставали существовать.

Потери реальные, наказания условные

Доказать факт мошенничества было непросто. Мало кто из обманутых клиентов мог четко описать даже внешность «менеджеров». Да и заявления подавали не все. Тем не менее удалось доказать 12 эпизодов, произошедших во Фрунзенском районе и 15 — Калининском. Общий ущерб составил около 22 миллионов рублей.

При этом наказание фигуранты получили мягкое: от четырех до пяти лет лишения свободы условно с испытательным сроком в три года.

Фото: 4kolesa

«МК» СОВЕТ

Чтобы не стать жертвой подобных мошенников, следует соблюдать несколько простых правил:

  1. Не спешить и взять с собой в салон кого-то незаинтересованного: хотя бы приятеля, который трезвым взглядом оценит ситуацию со стороны. Не стоит брать с собой деньги. Если все устроит — лучше за ними съездить.
  2. Внимательно читать договор, искать в интернете отзывы о компании, не стесняться спрашивать и проверять документы.
  3. Ничего не решать, пока не увидите машину. Не вестись на сладкие обещания и огромные скидки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Берегись автомобиля

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру