Школьник, упавший на полицейского: «Я не смог бросить свою семью»

«МК» в Питере» узнал, какое развитие получили громкие истории прошлого года, и что стало с их героями

2017 год был для Петербурга не самым спокойным. Исаакиевский собор хотели передать РПЦ, и город разделился на ярых сторонников этого и таких же непримиримых противников. Лихорадило Европейский университет, который остался без лицензии, исторического здания в центре города и студентов. Школьники впервые массово вышли на митинги, в результате не обошлось без уголовных дел и арестов. И все это на фоне непрекращающихся градостроительных скандалов.

«МК» в Питере» узнал, какое развитие получили громкие истории прошлого года, и что стало с их героями
Бывший школьник Дмитрий Мякшин упал на полицейского. Теперь ему грозит срок

Страсти по Исаакию

Вопрос о том, когда Исаакий передадут РПЦ, по-прежнему не решен. Фото: LFSPB.ru

В начале прошлого года губернатор Георгий Полтавченко сказал, что вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ решен. И Петербург взорвался. Сторонники этого решения праздновали победу, проводили Крестные ходы и объясняли на пресс-конференциях, что музей после передачи собора РПЦ станет только доступнее для горожан, ведь вход туда церковь сделает бесплатным. Противники говорили, что музей может развалиться, собирали подписи, подавали в суд и митинговали — то у собора, то на Марсовом поле.

С середины 80-х годов прошлого века музей ни копейки не брал из бюджета, проводя все реставрационные работы за свой счет. Бывали годы, когда на это шло до 200 миллионов рублей в год. Оппозиция говорила, что когда Исаакий перейдет на 49 лет в безвозмездное пользование РПЦ, оплачивать реставрацию будут уже из городского бюджета. А это в условиях экономического кризиса огромная нагрузка. Опасения вызывало и качество этой реставрации, ведь у РПЦ нет собственной реставрационной службы. Помимо этого противники решения Полтавченко боялись, что у церкви не хватит средств на зарплату необходимого количества экскурсоводов.

Ситуация накалилась еще больше после того, как в отставку ушел главный противник передачи Исаакия РПЦ директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров (несколько месяцев он был директором нового музея РЖД, откуда уволился в конце прошлого года) . Вскоре появились сообщения и о сокращении штата.

С тех пор прошел год.

— Сейчас все стабильно, — сообщил «МК» в Питере» пресс-секретарь государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Игорь Стахеев. — Мы начали планово увеличивать количество служб. Например, в Спасе на Крови их стало на 99 больше. Увеличение незначительное. А в Исаакиевском соборе количество служб даже уменьшилось на две. Скорее всего, это было связано с проведением в эти дни реставрационных работ.

Кроме того, по большим праздникам богослужения теперь проводят не в небольшом приделе (где многие жаловались, что им тесно), а в центральном нефе.

Но самый главный вопрос — когда собор окажется в «введении» РПЦ — по-прежнему не решен. Дело в том, что представители церкви так и не подали заявку на передачу им храма. А без этого начать процесс не получится.

— Я думаю, что это хороший знак, — считает депутат, председатель комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного Собрания Петербурга Максим Резник. — Кавалерийская незаконная атака на городское достояние была отбита. Это главный итог прошлого года. До окончания выборов России этот вопрос, похоже, отложили. Видимо, есть боязнь, что за темного лорда не проголосует какое-то количество людей, которым не нравится стяжательство РПЦ. Но мы в любой момент ждем продолжения этой истории.

Упал на полицейского

Школьник Дмитрий Мякшин. Фото: Vk.com

12 июня на Марсовом поле на несанкционированный митинг собрались сторонники Алексея Навального. Полиция тогда задержала около 500 человек и, в том числе, одиннадцатиклассника, активиста городского «Молодежного Яблока» Дмитрия Мякшина. Против него возбудили уголовное дело по факту насилия в отношении представителя власти (статья 318 УК РФ). По версии следствия, школьник в ходе митинга ударил полицейского. В интернете есть видео произошедшего. На записи видно, как подросток убегает от полицейского по гранитному блоку вокруг вечного огня на Марсовом поле, потом прыгает с него вниз. Но так неудачно, что задевает полицейского. От удара тот падает и у него начинает идти кровь то ли из носа, то ли изо рта. Мякшина тут же грубо скручивают несколько сотрудников ОМОНа.

— Меня быстро повязали, я ничего сделать не смог бы (имеется ввиду ударить полицейского, — Ред.), — рассказал «МК» в Питере» Дмитрий Мякшин. — По пути в автозак мне очень болезненно выкручивали конечности, я уже почти в отключке был. Меня кинули в автобус, при этом я ударился головой о ступени. А потом еще и стукнули ногой по спине.

Придя в себя через несколько секунд, школьник как-то умудрился сбежать из автобуса. А через два дня его задержали, когда он шел сдавать ЕГЭ по иностранному языку.

Суд по делу Мякшина начался еще в прошлом году и продолжается сейчас. На оправдательный приговор Дмитрий не надеется, но рассчитывает получить хотя бы условный срок.

— Меня звали эмигрировать в Германию, — говорит Мякшин. — Но я понял, что не могу бросить семью. Для родителей мой отъезд стал бы трагедией, ведь я для них смысл жизни. Кто-то из друзей считает, что я дурак. Но семья рада, что я остался. Они верят в наш суд и говорят, что все будет в порядке.

Сейчас Дмитрий Мякшин учится на первом курсе одного из ведущих вузов Петербурга (молодой человек попросил не называть университет, потому что там о его деле ничего не знают), а параллельно готовится к судебным заседаниям. Ближайшее состоится 23 января в Дзержинском районном суде.

Университет лишился студентов и лицензии

ЕУ уже выехал из старинного особняка, в котором он располагался около 20 лет. Фото: vladtime.ru

Проблемы у Европейского университета начались еще летом 2016 года после жалобы тогда еще депутата Заксобрания Петербурга Виталия Милонова. Он сообщил, что к нему обратились студенты ЕУ, которых якобы заставляли писать работы о защите прав ЛГБТ, о гендерных вопросах.

Но самым тяжелым для ЕУ стал 2017 год: в январе власти Петербурга разорвали с университетом договор аренды здания на Гагаринской улице, а в марте у вуза отобрали лицензию на образовательную деятельность. В октябре руководство ЕУ отправило в Рособрнадзор пакет документов на получение новой лицензии, а в декабре получило отказ. В итоге Европейский университет, дипломы которого признают даже лучшие европейские вузы, перестал вести образовательную деятельность. Часть студентов отчислили, другим предложили стать лаборантами в ЕУ (вуз по-прежнему занимается научной деятельностью).

В поддержку ЕУ устраивали митинги (на один из них даже приезжала Ксения Собчак), но это вузу не помогло. Сейчас университет уже передал в управление города старинный особняк Кушелева-Безбородко, где он размещался около 20 лет. Кстати, среди защитников ЕУ есть мнение, что в проблемах университета «виновато» именно это здание в центре города. Якобы оно представляет немалый экономический интерес.

Сам университет переехал в новое здание на Гагаринской улице: там сделали ремонт, оборудовали учебные классы. Вот только студентов нет.

Без Мефистофеля и музея Лермонтова

Весь прошлый год градозащитники пытались спасти дом Лермонтова по адресу Садовая, 61. Это единственное в Петербурге сохранившееся здание, в котором жил поэт. Остальные либо перестроены, либо снесены. В 2016 году дом передали Мариинскому театру, который хочет превратить его в жилье для своих сотрудников. При этом об открытии музея речь не идет, максимум — о создании мемориальной зоны Лермонтова. По словам гражданского активиста и защитника дома 61 по улице Садовой Дмитрия Негодина, в прошлом году и здание, и квартира Лермонтова на втором этаже находились в удручающем состоянии: многие окна выбиты, коридоры завалены мусором, примерно в половине комнат мародеры вскрыли полы и со всех печей сбили изразцы.

Фото: vk.com/dom_lermontova

— Росимущество передало здание Мариинскому театру 18 мая 2016 года, — рассказывает Дмитрий Негодин. — До конца года представители Мариинки должны были составить проектную документацию, провести историко-культурную экспертизу, на основании которой решается вопрос о размещении в здании мемориальной зоны Лермонтова. В 2017 году этого сделано не было. Что они делали полтора года, только гробили здание?

Никак не может закончиться и еще одна громкая градостроительная история. 26 августа 2015 года неизвестный забрался на фасад дома, построенного в 1910–1911 годах, и сбил кувалдой горельеф Мефистофеля на Лахтинской улице.

Горельеф Мефистофеля не могут восстановить с 2015 года. Фото: top50.ru

Сначала ответственность за происшедшее взяла на себя организация «Казаки Санкт-Петербурга» (это ее члены якобы написали слово «педофил» на здании усадьбы Владимира Набокова и сорвали премьеру спектакля «Лолита» в Музее современного искусства «Эрарта»). Свой поступок они объяснили тем, что демону нельзя находиться на фасаде дома, напротив которого возводится храм святой Ксении Петербургской. Потом казаки куда-то пропали из списка виновных, а их место занял промышленный альпинист Константин Исаков, который сказал, что сбил Мефистофеля по заказу бомжа Василия из Комарова. Настоящий виновный «убийства» Мефистофеля так и не найден. Более того, демона до сих пор так и не восстановили.

Сюжет:

Дело Навального

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 17 января 2018

Заголовок в газете: «Я не смог бросить свою семью»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру