«Вольно!». Петербург подводит итоги ПМЭФ

Российские власти и бизнес подсчитывают доходы от прошедшего в Петербурге Международного экономического форма

Окрыленные успехами, они не всегда замечают очевидные просчеты в своих планах — бывших и нынешних.

Российские власти и бизнес подсчитывают доходы от прошедшего в Петербурге Международного экономического форма

Американцы понаехали тут

— Вас слишком много, — обреченно вздохнула запыхавшаяся официантка в ресторане «ЭкспоФорума» во второй день ПМЭФ. Девушка и не догадывалась, насколько она права. 
После того, как отгремели все сессии и пленумы, организаторы форума подвели итоги. В этом году ПМЭФ принял рекордное количество участников — более 14 тысяч человек — бизнесменов, чиновников, дипломатов, ученых и журналистов. Съехались представители более тысячи компаний. Из них около 700 российских и более 400 иностранных. При этом самая представительная делегация была у США — 140 фирм и больше 500 делегатов. Американцы, несмотря на санкции и взаимные обвинения политиков, от бизнеса с Россией не отказываются. Впрочем, на площадках форума они были не слишком заметны, вперед не лезли. И если бы не статистика, можно было бы сделать совсем другие выводы о приоритетах в международных связях. Самые большие и приметные павильоны на сей раз на ПМЭФ были у Индии и Сербии. А президент Молдовы вещал со сцены на пленарном заседании наравне с Путиным. 

За три дня форума было подписано 475 соглашений (на 119 больше, чем в 2016-м) на общую сумму 1,81 триллиона рублей. И это без учета договоров, в которых сумма сделки является коммерческой тайной. По мнению аналитиков, сказалось то, что новый президент США Дональд Трамп не давал отмашки на усиление давления на Россию, и бизнес почувствовал, что можно снова приниматься за дело. 

Естественно, соглашения готовились заранее, месяцами прорабатывались детали будущих многомиллионных контрактов. ПМЭФ — лишь место встречи для предпринимателей. А для властей это возможность продемонстрировать свои успехи в экономике. О неудачах тут говорить не принято. Разве что в кулуарах. В то время как на открытых заседаниях в основном ставятся вопросы, но крайне редко даются конкретные ответы. 

Шутки премиум-класса

Главное событие форума — пленарное заседание с участием президента России во второй день. Жизнь ПМЭФ в это время замирает. Обладатели «премиум»-пакетов ждали Путина в конгресс-холле. Остальные смертные — у телеэкранов в павильонах. Путин задержался лишь на полчаса. 
— Вольно! — скомандовал он, выйдя на сцену и глядя на вставших в едином порыве зрителей.

Опешившие переводчики перевели приветствие президента как «Welсome» («Добро пожаловать»). После этого аудио­трансляция на мониторах вырубилась. Спустя пару минут она восстановилась, и были слышны последние смешки публики. Основной хохот для непремиальных зрителей остался за кадром. Начался рутинный официоз. Впрочем, весьма оптимистичный и постепенно переходящий на тему прекрасного цифрового будущего. 

— Необходимо сформировать принципиально новую, гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни, — призвал глава государства. 

Светлое будущее или утопия? 

О цифровых технологиях — от хакерских атак до прав роботов — на форуме в этот раз говорили особенно много. Заглядывать в будущее — любимое дело экспертов-экономистов. Но тут прослеживается отчетливая тенденция. Предсказывать что-то, строить планы на будущее становится все сложнее. 

Темпы истории ускорились — то, что прежде происходило за 100 лет, теперь укладывается в 10, на что требовалось 10 лет — осуществляется за 1 год. По мнению председателя совета директоров крупного холдинга Зиявудина Магомедова, мы можем оказаться последним поколением, которое живет без чипов в голове, увеличивающих объем памяти и знаний. К 2040 году, по самым смелым прикидкам экспертов, можно ожидать появления суперразума. То есть осталось чуть больше 20 лет, а программисты и ученые до сих пор не знают, что выберет этот «суперразум», когда ему, управляющему автомобилем-беспилотником, придется делать выбор — сбить старушку или мать с ребенком. Но, впрочем, это этические, гипотетические вопросы. А, по меткому замечанию Магомедова, наше любопытство сейчас опережает чувство самосохранения. 

Тем более что любопытство подстегивается экономикой. Не зря же президент настаивает на развитии цифровых технологий. Ведь отставание всего на пару лет от мировых тенденций может очень круто откинуть страну в развитии по всем направлениям.

И было очевидно, что на форуме организаторы и участники всеми силами старались показать, что мы еще не отстаем. На каждом втором стенде — очки виртуальной реальности. Повсюду гиперактивность. Самый яркий гость из будущего — шаттл-беспилотник. Это разработка НАМИ (государственный научный центр, ведущая организация в области развития машиностроения). А КамАЗ готов поставить их производство на поток. 

— Шаттл работает на электричестве. Управляется компьютером. Ему не нужны датчики на дорогах, достаточно встроенной аппаратуры, — рассказывает представитель компании-разработчика. 
По задумке авторов, шаттл станет гибридом такси и маршрутки. Будет ездить по заявкам клиентов, попутно подбирая других пассажиров, — и весь этот сервис за те же деньги, что и обычный городской автобус. 

— Через пять лет планируем начать их использование на закрытых территориях, лет через 10 можно будет выпускать в города, — мечтают создатели.

В общем — не экономический форум, а слет фантастов. Потому что звучит все это многообещающе. Но что происходит на деле, хорошо продемонстрировал другой экспонат ПМЭФ. На стенде экспортного центра среди прочих достижений отечественных производителей (семечки из Сколково, собачьи корма, одежда для альпинистов и пр.) затерялся очень нужный прибор — автоматический наружный дефибриллятор. Выпускают такие в Долгопрудном. На Западе подобные приборы давно есть во многих людных местах. Случись у человека сердечный приступ, любой прохожий может его спасти с помощью такой штуки. Но в России разработка не пользуется спросом. Совсем. Потому что законодательство запрещает непрофессионалам оказывать медицинскую помощь умирающим. И мировой опыт нам тут не указ. 

Потому и не ясно, что будет с шаттлом-беспилотником. Изобрести и даже построить такую машину — полдела. Другой вопрос: на сколько затянется адаптация правовой базы — например ПДД — под такие разработки и как скоро они смогут законно ездить по нашим дорогам. 

К новой экономике не готовы

Подобные бюрократические препоны сильно тормозят любое благое начинание. Какой смысл бизнесу вкладываться в новые разработки, если их будет нереально воплотить и монетизировать. 

— Россия на хорошем среднем уровне представлена только в 3 процентах всех научных исследований. Мы не создаем нового в том объеме, как это создает весь мир… А компьютерные науки мы полностью потеряли, — неутешительно заявил на форуме, развивая тему новых технологий, зампред Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин. 

Его вообще в противовес Путину можно назвать главным пессимистом ПМЭФ-2017. Это касается не только высоких технологий. 

— Все предыдущие стратегии — Статегия-2010, Концепция долгосрочного развития — 2020, президентские указы— исполняются менее чем на 40–50 процентов, — рассказал Кудрин. 
Это еще раз подчеркивает зыбкость любых долгосрочных планов в наши дни. И, конечно, это отражается на экономике. 

— Бюджет не готов к переходу к новой экономике, экономике знаний, — считает Кудрин. 
И с ним, похоже, солидарен председатель правления Сбербанка Герман Греф, констатировавший, что «Любую программу нужно менять в ходе ее реализации».

Тем временем 

Еще один скоростной диаметр

Как обычно, у Петербурга на форуме была своя большая площадка. На ней представили новые инвестиционные проекты. 

— Самым значительным из них стал Восточный скоростной диаметр. Трасса должна пройти от развязки ЗСД с Благодатной улицей до КАД через Неву. Два крупных банка готовы вложить в стройку 100 миллиардов рублей. ВСД станет второй платной дорогой в Петербурге.

— Именно на форуме наконец-то сообщили, кто будет строить город-спутник Южный. Инвестором и генподрядчиком выступит турецкая фирма Renaissance Construction. В Петербурге она уже возвела ТРЦ «Галерея», в Москве башню «Федерация» и сейчас строит Neva Towers. 

— Помимо этого, гости форума могли увидеть макеты будущего арт-пространства в Конюшенном ведомстве, а также вариант переделки многострадальной Апрашки, предусматривающий гигантскую подземную парковку. 

В общей сложности Смольный заключил на форуме 47 контрактов. Они должны привлечь в город 250 миллиардов рублей инвестиций. Должны, но привлекут ли, пока не известно. Как показывает практика, далеко не все заключенные на ПМЭФ соглашения потом реализуются.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру