Петербург задыхается от звуковой рекламы

Жители Петербурга каждый день страдают от душераздирающих криков на улицах: «Финальная распродажа шуб!», «Быстрые займы всего за 5 минут!».

Недавний случай в Москве, когда озверевший от звуковой рекламы под своими окнами мужчина застрелил девушку с громкоговорителем, показал, что градус ненависти к «шумовому мусору» у людей превысил все допустимые нормы.

Жители Петербурга каждый день страдают от душераздирающих криков на улицах: «Финальная распродажа шуб!», «Быстрые займы всего за 5 минут!».
Фото: Замир Усманов

Шубная истерика

Московский инцидент произошел в конце января — 25-летняя промоутер рекламировала магазин через громкоговоритель возле станции метро «Люблино». Мужчина из близлежащего дома не смог больше выносить назойливую рекламу, достал охотничье ружье и выстрелил в «источник раздражающего звука». Свидетели потом говорили, что сначала он кричал из окна, чтобы девушка уменьшила громкость. Сейчас стрелок ждет суда за убийство. В Петербурге, к счастью, таких трагедий еще не случалось, но здесь ключевое слово — «еще». Звуковой рекламы в городе с каждым днем все больше. Глашатаи с рупорами разгуливают почти у каждой станции метро, на оживленных улицах в центре и в спальных районах. Некоторые выкрикивают свои речовки сами (например, мужчина средних лет у станции метро «Владимирская» каждый день рекламирует близлежащую парикмахерскую, оповещая всю площадь, что его лично уже постригли «во всех местах»). Другие просто врубают на полную громкость магнитофонную запись.

В Москве убили промоутера магазина меховых шуб. В Петербурге они тоже первые кандидаты «на расстрел». «Сказочные шубы» на углу Невского и Лиговского проспектов, напротив станции метро «Площадь Восстания». Истеричный женский голос из динамика орет весь рабочий день о том, что в магазине большие скидки. Что удивительно, динамик держит вовсе не женщина, а темнокожий молодой парень.

— Я плохо говорю по-русски, — объяснил он корреспонденту «МК» в Питере», — поэтому не могу произносить текст сам.

Парню явно скучно ходить весь день туда-сюда с «матюгальником», поэтому он охотно вступает в разговоры. Его зовут Сениа, он родом из Гамбии. Про случай с его московской коллегой Сениа даже не слышал, но уверен, что в Петербурге такого произойти не может — «здесь люди добрые». За свою работу он получает около 150 рублей в час.

В самом магазине крики о скидках считают отличным рекламным ходом.

— Люди идут, уткнувшись носом в землю, мимо нашего магазина и не замечают, что у нас к концу сезона понизились цены, — объясняют продавцы. — А так нам удается привлечь их внимание.

В магазине убеждены, что эта реклама «никого не раздражает». Продавцы лукавят: в соцсетях уже много сообщений о том, что шубная истерика «бьет по голове» даже случайных прохожих, которые слушают ее в течение одной-двух минут, пока идут мимо магазина. А у тех, кому не повезло работать в офисах на Лиговском, 41, рабочий день превращается в пытку.

В час пик увеличивают громкость

Кто-то не ограничивается возмущением в соцсетях. Петербуржец Владимир Потапенко написал жалобу в администрацию Калининского района о том, что возле метро «Гражданский проспект» орет динамик микрофинансовой организации «До зарплаты».

— Они используют специальные громкоговорители, которые распространяют звуковую волну на большие расстояния, их слышно за 150–200 метров, — рассказал Владимир Потапенко «МК» в Питере». — Громче всего рупоры работают в час пик, чтобы охватить как можно больше народу. После того, как я написал жалобу на них районным властям, звук — возможно, по совпадению — стал тише, но лишь на три месяца. Потом «долбежка» началась по новой. У метро «Проспект Просвещения» ситуация еще хуже — там два офиса «До зарплаты» в 200 метрах друг от друга, поэтому прохожие, сопровождаемые криками, плавно перемещаются от одного рупора до другого. Эта контора не использует людей, а просто вешает на окна своих офисов два рупора, направленные в разные стороны. У метро «Московская» работает аж четыре динамика — три «От зарплаты» и один от конкурирующей фирмы «Деньга». В час пик их прекрасно слышно с другой стороны проспекта.

Корреспондент «МК» в Питере» поговорила с женщиной, которая раньше работала «крикуном» у «Деньги», но потом ушла в более спокойный «Цветовик» и теперь зазывает всех купить цветы у метро «Лесная».

— Здесь платят 1200 рублей в сутки, за 12 часов работы, — говорит она. — Я работаю с 8 утра до 8 вечера, раз в пару часов могу прерваться на 10 минут. В «Деньге» же обещали по 1500 рублей за смену, но по факту получалось около 900 рублей — за каждую отлучку штрафовали, в карман клали GPS-трекер, который отслеживал мои перемещения. Никаких перерывов, даже в туалет. Да и у людей агрессии больше — они по глупости берут кредит в «Деньге», а потом злость от больших процентов срывают на нас — рекламщиках. Меня столько раз проклинали и угрожали, что я решила уйти. Я сама квартиру на лохотроне потеряла.

Власть бессильна перед шумом

Как бороться со звуковой рекламой? Подходить к самим крикунам и просить их сделать звук потише бесполезно.

— Меня дико раздражает реклама ремонта часов возле метро «Приморская», — рассказала «МК» в Питере» жительница Васильевского острова Татьяна Пранина. — Я не выдержала, подошла и попросила убавить у динамика громкость. Мне в ответ нахамили, мол, звук убрать они не могут, а тебе что, больше всех надо?

— Если ко мне кто-то подходит недовольный рекламой, я ему «хорошим русским языком» объясняю, что я о нем думаю, — говорит «крикун» с «Владимирской», рекламирующий ту же сеть «Цветовик». Сам зазывала собственную рекламу не слышит — в ушах у него наушники, где играет блюз.

«МК» в Питере» провел небольшой эксперимент и попытался пожаловаться на звуковую рекламу. Прямо под окнами редакции какой-то мужик целый день орал про распродажу конфиската. Первый шаг — обратиться в полицию. Там сообщили, что такие заявления не редкость — они поступают от жителей города чуть ли не каждую неделю.

— К сожалению, полиция ничего не может сделать, — неофициально рассказал нам один из сотрудников районного отдела полиции. — Мы приходим на место, проверяем документы, просим сделать тише динамики. Ответственные сотрудники пишут рапорты в администрацию района и в Роспотребнадзор с просьбой провести проверку данных организаций. Адекватные руководители прислушиваются к нашим словам и уменьшают звук, но многие просто плюют на подобные замечания, ведь реальных рычагов влияния на звуковую рекламу у нас нет.

Полиция советует возмущенным жителям писать в Роспотребнадзор, чтобы его сотрудники выехали на место и проверили уровень звука. Если он превышает 55 децибел в дневное время (и 45 в ночное), то это нарушение санитарных норм. Впрочем, замерять уровень шума специалисты Роспотребнадзора не торопятся.

— На мой запрос мне пришел официальный ответ, что уровень шума на тротуарах и остановках общественного транспорта не нормируется, поэтому провести инструментальные измерения шума не представляется возможным, — говорит Владимир Потапенко.

— Это дорогостоящее исследование, на которое нужно разрешение прокуратуры, — объяснили «МК» в Питере» в Роспотребнадзоре. — Те заявления, которые приходят к нам, мы переправляем в УФАС (Управление антимонопольной службы), они должны следить за городской рекламой.

В УФАС удивились жалобам «МК» в Питере» — мол, звуковая реклама — не их зона ответственности, потому что она не регулируется законом о рекламе. Посоветовали обратиться... в полицию и в Роспотребнадзор. Круг замкнулся. Мужик под окнами редакции продолжил орать в мегафон…

— В законах звуковая реклама никак не регламентируется, — говорит координатор общественного движения «Красивый Петербург» Красимир Врански. — Мы собираем подписи под петицией губернатору Петербурга «За чистый город без рекламного мусора», в которой есть пункт о запрете звуковой рекламы на улицах. Кроме того, ее можно расценить как звуковой спам, который «достает» людей, помимо их желания. Поэтому будем обращаться еще и в Роскомнадзор, чтобы подобную навязанную рекламу приравняли к рекламе через СМС или электронную почту. Всем горожанам советуем активно писать жалобы в районы города, в Роспотребнадзор и полицию — только массовые заявления могут заставить чиновников взяться за эту не особо интересную для них проблему. Мы на верном пути и уже добились кое-каких результатов — например, в начале февраля вице-губернатор Игорь Албин рекомендовал петербургскому метрополитену прекратить назойливую рекламу на эскалаторах.

То есть теоретически шансы побороть звуковую рекламу есть. Но процесс этот муторный и долгий. Главное, чтобы за это время от ежедневной «долбежки» у кого-нибудь не сдали нервы и он, отчаявшись, не взялся за ружье.

Кстати

Монотонный шум, крики, громкая музыка использовались как один из способов пытки еще со времен Ивана Грозного. Человека сажали под большой колокол и непрерывно в него звонили. В средневековом Китае использовали стук барабанов, а в современных тюрьмах Америки несговорчивых преступников допрашивают после нескольких часов прослушивания тяжелого рока.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру