Как гримеры превращают артистов в красавцев и чудовищ

Художник по гриму может одним движением сделать из актера симпатягу и славного парня или, наоборот, злобного урода с перекошенным лицом

О работе гримеров в кино корреспондент «МК» в Питере» поговорила с одним из самых опытных петербургских мастеров — Еленой Козловой, которая готовится отметить пятидесятилетие работы на «Ленфильме».

Художник по гриму может одним движением сделать из актера симпатягу и славного парня или, наоборот, злобного урода с перекошенным лицом
Фото: Вилли Усов

Мечтателей не осталось

Елена Козлова пришла на «Ленфильм» в 1966 году, в то время студия работала в полную силу, и гримеров не хватало. Их обучали шесть месяцев, и еще полтора года они набирались опыта на практике — в качестве подмастерьев художника по гриму на настоящих съемках.

— С работы уходить не хотелось, — рассказывает Елена Владимировна. — Когда заканчивалась наша смена, мы пробирались в съемочный павильон, залезали на самую верхотуру и тихо там сидели, наблюдая за работой других. Мой первый самостоятельный опыт — грим звезды Михайловского театра Анатолия Сидорова для фильма «Марьяна из Гранады». Он был немного курносый, а играл испанского красавца с бородкой. В первый раз я приближалась к актеру с ужасом и трясущимися руками, но справилась.

К многочисленным радостям от новой работы прибавилась еще одна — экспедиции. В первую командировку Елена Козлова отправилась на съемки фильма «Рыцарь мечты».

— Я еще училась на историческом факультете ЛГУ и от страха, что не подготовлюсь к сессии, взяла с собой конспекты ленинских работ. Но так их и не открыла. За полгода мы успели поснимать в Адлере, Севастополе, Коктебеле, Одессе. «Рыцарь мечты» — фильм о мальчике, мечтающем стать капитаном пиратского корабля. Там было много сказочных эпизодов — скалы до неба, фантастический конь, волшебные мерцающие зеркала. Лазарев-старший играл шарманщика. Когда были в Крыму, неожиданно выпал снег, художники поливали его из брандспойтов, а я в это время делала гриву для лошади из искусственных волос. Раньше снимали такие фильмы, каких сейчас очень не хватает — человечные, душевные, про знакомые и понятные всем человеческие чувства.

Жуткая красота

Основная задача гримера — создать лицо персонажа. В фантастических фильмах или ужастиках актерам делают полностью новые физиономии.

Чтобы создать неприятное впечатление о герое, ему могут чернить зубы, подчеркивать морщины, заливать его искусственным потом. По словам гримеров Алексей Герман в фильме «Трудно быть богом» ради своего режиссерского замысла изо всех сил уродовал героев, показывая людей с разными физическими увечьями. Но он находил в этом свою красоту.

Алексей Герман вообще любил натуралистичность. Известна история, как он на съемках фильма «Мой друг Иван Лапшин» заставил намазать Андрею Миронову лицо не гримерской, а настоящей грязью. Актер это вытерпел, но пришел в бешенство от того, что сцену в тот день снять так и не успели — пока готовились, ушло солнце.

Елена Козлова говорит, что гример должен быть изобретательным. На съемках может произойти все что угодно. Вдруг срочно попросят сделать кому-то усы, а нужных материалов под рукой нет. Приходится внимательно рассмотреть всех поблизости и упросить кого-то срезать немного волос на усы. А может понадобиться сделать грим для человека, раздавленного медвежьим капканом. Опять нужно импровизировать, например, на место вытекшего глаза положить сырое яйцо — выглядит натурально.

— Георгий Милляр был любимым актером у всех гримеров, — рассказывает Елена Козлова. — Ради роли он разрешал даже сбривать себе брови, чтобы ему могли сделать более достоверный грим. И сейчас актеры не щадят себя. Гримировала дублера Пореченкова, клеила ему бороду. При прыжке с парашютом лицо от ветра ходуном ходит. Обычный лак не подойдет, актер улетит в одну сторону, борода — в другую. И я решила приделать бороду на клей «Момент». Актер возражать не стал. А вот с актрисами бывает сложно. Женщины все хотят быть в кадре красавицами, а это не всегда соответствует роли. На съемках фильма Алексея Учителя «Матильда» была сцена с крестьянами. Всем сделали простой грим, никаких украшений и косметики. И вот только отвернешься, как женщины тут же кто губы подкрасит, кто ресницы — и весь кадр насмарку, если вовремя не уследишь.

Лицо человека, похожего на собаку

Елене Козловой приходилось гримировать не только людей, но и животных. Например, на съемках фильма «Собачье сердце».

— Пес был замечательный, звали Карай. Я представляла себе лохматую дворняжку, а привели такую гладкошерстную домашнюю собачку. Но в детстве он тоже был беспризорным, хозяйка подобрала его на улице. Надо было нашего Карая запачкать, но пачкай не пачкай — фильм-то черно-белый, и эффекта все равно видно не будет. Тогда мы решили ее взлохматить — развели крахмал и намазали собаку против шерсти. А снимали зимой, наш Карай выбежал на улицу и давай кататься по снегу. Весь грим с него, конечно, сошел. Мы тогда развели желатин, он покрепче держался. Поставили Карая на пол, чтобы намазать. А он стал так поглядывать на меня, что я даже спросила у хозяйки: «Не тяпнет?» Но Карай вел себя очень спокойно, хотя ему пришлось вытерпеть не только сложный грим, но и обливания на 20-градусном морозе, и удары дворника. Его полюбили все. Особенно у них с Евстигнеевым завязалась дружба.

Евгений Евстигнеев приезжал на съемки из Москвы, очень уставал, и в свободную минутку его можно было застать спящим в операционной на тахте. Чтобы его загримировать, приходилось каждый раз его будить. Потрудились и с Романом Карцевым, который играл Швондера. Его сильно омолодили, скинули лет двадцать. По сюжету он молодой человек, а актеру в то время было уже 48 лет.

Владимир Толоконников был очень талантлив! По словам режиссера Владимира Бортко, он «искал лицо человека, похожего на собаку». У Толоконникова оно оказалось именно таким. Так что его почти не гримировали. В кадре практически натуральное лицо Шарикова.

Мастер кровавых дел

Потом пришло время сериалов. Гримеры накупили атласов по судебной медицине и литры искусственной крови.

Одним из самых известных сериалов конца 90-х стал «Агент национальной безопасности», прославивший Михаила Пореченкова. Елена Козлова гримировала актеров в этом фильме с самой первой серии.

— Миша Пореченков очень смешной — всегда шутит, дурачится. Очень возмужал внешне, но как был мальчишкой, так и остался. Миша всегда был любимцем дам, он сказал: «На роль агента меня женщины выбрали». Продюсеры сомневались, кого утверждать на главную роль, тогда показали фото претендентов женскому коллективу, и все хором проголосовали за Пореченкова. Всегда светло вспоминаю Андрюшу Краско. После одного эпизода на съемках он стал в шутку называть меня мастером кровавых дел. Мы снимали драку в ночном клубе. И нам сказали: «С этого дня меньше крови на экране». И вот драка в самом разгаре, зеркала вдребезги, столы летят, а помощница гримера рядом стоит с пипеточкой крови. Я со своими банками и литрами крови даже и не лезу. И тут слышу голос режиссера: «Уберите Тулупову с пипеткой, зовите Козлову с тазиком!» В процессе съемки поняли, что каплей крови тут никак не обойдешься!

Еще один сериал, к которому Елена Козлова прикипела душой, — «Бандитский Петербург». При подготовке к съемкам у автора книги и сценариста Андрея Константинова вышел спор с режиссером Бортко о том, какого актера брать на главную роль. Бортко хотел в роли журналиста снять Дмитрия Нагиева, а Константинов — Александра Домогарова.

Спор возник не случайно. Если сравнивать лица этих актеров, то Нагиев — типаж «героя». В его внешности есть прямолинейность — прямой взгляд, обаятельная улыбка. Производит впечатление ловкого, крепко стоящего на ногах, в любой момент готового применить силу. Интеллект тут не главное. А вот Домогаров — интеллектуальный тип, способный на сильные душевные переживания. Классический главный персонаж для психологических драм. В итоге снялся Домогаров, и сериал от этого только выиграл — в нем появилась глубина.

Елена Козлова говорит, что современные лица гримировать сложнее. Сейчас почти не найти актера без проколов и татуировок на теле.

— Молодые девчонки тридцать раз проколют уши, сделают татуировку бровей. И вот снимаешь деревенскую тему — и вдруг искусственные брови! Дырки от многочисленных проколов в ушах гуммозом, специальным составом, замазываешь. На съемках «Батальона» мы с этим намучились. Изворачивались как могли, в одном кадре на крупном плане пришлось надвинуть актрисе фуражку на глаза, чтобы тень от нее заслонила татуированные брови и спасла изображение.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру