Туристический рынок Петербурга захватили китайские «черные экскурсоводы»

Эстафету подхватывают лжегиды из Турции и Таиланда

Нелегальные гиды из Китая вытеснили россиян из турбизнеса. Они называют Петра I внуком Ленина, сокровища Эрмитажа — подделками, а русских — ленивыми. С попустительства властей и музеев Петербург теряет миллионы рублей, а Россия — статус великой державы. 

Эстафету подхватывают лжегиды из Турции и Таиланда

Галерея любовников Екатерины

11 утра, у входа в Эрмитаж толпятся первые группы туристов. Группами человек по 30–40 Зимний штурмуют китайцы — шум, гомон, вспышки фотоаппаратов. Одну из таких толп ведет Юань Сяодань — профессиональная... повариха! Другие группы возглавляют студенты, строители, продавцы с рынка — все китайцы. Что они могут рассказать своим соотечественникам об Эрмитаже? Они проводят туристов по мраморным маршам Растрелли в Фельдмаршальский зал — посмотреть на «портреты любовников Екатерины», по Министерскому коридору, где шпалеры на стенах «висят для тепла», и в Павильонный зал — сфотографировать часы «Павлин», которые, как и большинство экспонатов, русскими были «украдены». По китайской логике крайне глупо покупать произведения искусства, имея такие армию и флот, как в России. Впрочем, все по той же логике настоящие сокровища упрятаны подальше, а в залах выставлены преимущественно подделки и копии. Интерьеры — тоже новодел. Отсюда и соответствующее отношение к экспонатам — фотовспышки, желание все потрогать руками, неаккуратность: в прошлом году на временной выставке китайский турист неловким движением уронил одну из скульптур — благо не старинных, а что-то из современного искусства.

И такая дикость процветает в Петербурге уже больше 10 лет, с тех пор как у нас расплодились «хэйдао» — что по-китайски значит «черные гиды».

Ни слова по-русски

«Хэйдао» — это особый вид гастарбайтеров-нелегалов. Впервые они были замечены в питерских музеях в конце 1990-х. Сначала робко, полушепотом, прикрывая рот ладошкой, приходили с маленькими группками по 2–3 человека, которых можно было, если что, выдать за своих «друзей». Но постепенно, увидев, что никому до таких гидов-самозванцев дела нет, число «друзей» быстро разрослось до 10–15, а еще через пару лет — и до 30–40, то есть до полноценных тургрупп.

— Они ведут «экскурсии», нарушая российские и свои же, китайские законы, — объясняет гид-переводчик (с китайского и английского языков) высшей категории с 25-летним стажем Елена Захарова. — Да, в нашем законе о туризме не сказано, что гидами могут быть только граждане страны. Но это четко прописано в Протоколе о Присоединении России к ВТО, куда входит и Китай. А в КНР недавно был принят закон, запрещающий привлекать за границей китайцев для обслуживания туристов-соплеменников. Но главное — эти «хэйдао» не имеют аккредитаций для работы в наших музеях.

Последний пункт — не просто формальность. Систему аккредитации российские музеи начали вводить с начала 90-х. Первым был Эрмитаж. Разрешение водить экскурсии получали гиды только после того, как прослушивали многочасовые лекции от специалистов конкретного музея и сдавали экзамены. Это гарантировало самый высокий уровень при работе с туристами. Город и всю Россию представляли иностранцам суперпрофессионалы. Питерские гиды славились на весь мир.

У Елены Захаровой таких аккредитационных удостоверений целая кипа. А у китайских «гидов» — ни одного. Более того, Елена, которой не раз приходилось слышать, что рассказывают «хэйдао», уверена, что те ни разу в жизни не прочитали ни одной нормальной книги по истории Петербурга и о коллекциях наших музеев. Да и как они прочитают — из сотен экскурсоводов-нелегалов наберется от силы десяток, владеющих русским хотя бы на бытовом уровне.

Они путают Пушкин и Петергоф, Исаакиевский собор и Казанский. Объясняются с русскоязычными водителями автобусов с помощью фотографий на телефоне — просто показывают фото нужной достопримечательности.

Предатели среди своих

Поначалу музеи вели строжайший контроль за соблюдением правил аккредитации.

В 1990-е за время одной экскурсии по Эрмитажу к гиду могли подойти 5–6 раз — проверить бейдж.

Но постепенно внимание музейщиков притупилось (не только в Эрмитаже, но и в Царском Селе, Петергофе, других востребованных у иностранцев музеях), а китайские самозванцы все больше наглели. Питерские профессиональные гиды забили тревогу. Начались проверки. Служба охраны могла даже выдворить «нелегала» и его туристов из залов. Но «хэйдао», войдя во вкус, уже не собирались отступать. Они решили снова «обмануть систему».

— И им это удалось — ведь доброта русской души общеизвестна: тут же нашлась пара десятков дам, располагавших удостоверениями гидов и массой свободного времени в силу своей невостребованности. За мзду они встречают китайцев на Дворцовой площади и проводят их группы по своим бейджам в музей. Дама молча (китайским она не владеет) проходит с группой через турникеты, а китаец подхватывает соотечественников метрах в пятнадцати от контроля и ведет их дальше сам, — объясняет схему Елена Захарова. — Несколько лет назад после такой манипуляции дама возвращалась на площадь за другой группой. Когда Эрмитаж решил прекратить эту карусель (теперь по бейджу можно пройти в музей не чаще чем раз в два часа), бедным женщинам пришлось слоняться за группой по залам, томясь от безделья и поигрывая в телефон, пока экскурсию ведет китаец. К сожалению, в залах музея на это внимания уже не обращают.

Что касается общегородских бейджей, выдаваемых Комитетом по туризму, их не смотрит нигде и никто.

Вечные студенты-нелегалы

Основную массу «хэйдао» составляют «студенты»: кому-то и правда всего восемнадцать, но многим уже за тридцать, однако они все равно живут в России по студенческой визе.

Правда, она по закону не дает права на работу, кроме как летом, в ходе практики и исключительно по изучаемой специальности (название которой, кстати, большинство «студентов» и не вспомнит, спроси их об этом).

Некоторые продвинутые «хэйдао» обзаводятся видом на жительство и разрешением на работу, но опять же не по специальности «гид», а, например, как Юань Сяодань — повар. Ее уже однажды ловили сотрудники ФМС и выдворяли из страны за нарушение миграционного законодательства.

— А месяц спустя я снова встретила Юань в Эрмитаже, — рассказала Захарова. — Она работала с группой туристов вместо «ленивых и вечно пьяных русских, которые ни работать не хотят, ни по-китайски говорить не умеют». Именно так чаще всего объясняют «хэйдао» туристам, почему их обслуживают в Петербурге они, а не профессиональные российские гиды.

Но это откровенная ложь (как, впрочем, и многое другое в рассказах нелегальных экскурсоводов). Сейчас в Петербургской ассоциации гидов-переводчиков с китайского языка более 140 членов — полностью лицензированных, с высшим образованием, многолетним стажем и одновременно дипломированных специалистов-китаеведов. Однако из них работает не более 10.

Захватчики в городе

В сложившейся ситуации страдают не только питерские гиды-переводчики, работавшие с туристами из КНР. Дело не в их зарплатах.

На кону честь страны. Из-за политических и экономических катаклизмов последних месяцев в нашу страну существенно сократился поток туристов из Европы и Америки, зато ощутимо вырос из Китая и других стран Азии. В прошлом году, по данным Ростуризма, Россию посетило более 1 миллиона китайцев, около 400 тысяч побывали в Москве и Петербурге — рекордные цифры. И это можно было бы использовать с выгодой для государства, создавая благоприятный имидж. Глупо рассчитывать на то, что китайцы нас любят по старой памяти. Поколение уже сменилось. И если раньше СССР в КНР называли «старшим братом», то теперь уже Россия стала «младшей сестрой», продающей газ. И не понятно, почему власти позволяют «хэйдао» порочить Россию, нести чушь про нашу историю, про «украденные» сокровища.

Кстати, в самом Китае подобная ситуация немыслима. Там даже гиды из Пекина «разорвут» коллег из Шанхая, если те вздумают вести экскурсию не на своей территории. А в Петербурге, видя безнаказанность «хэйдао», их примеру стали следовать лжегиды из Ирана, Турции, Таиланда, отдельные гонконгские фирмы. Дошло до того, что китайцы-нелегалы уже начали вести экскурсии для индусов. Еще немного — и они вытеснят с рынка наших переводчиков и с европейских языков.

— Сейчас есть уникальный шанс исправить ситуацию, — с надеждой говорит Елена. — Ростуризм готовит поправки в Соглашение о безвизовых поездках, направленное на привлечение еще большего числа китайских туристов в Россию. Одновременно в Госдуме идет обсуждение фактически нового закона о туризме. Мы просим об одном: дописать всего несколько слов и пояснить, что гидом-переводчиком «является гражданин РФ, ведущий экскурсию на языке группы». И нужно начать, наконец, соблюдать эти нормы.

 

Кстати

Что узнают китайцы о России из уст «хэйдао»:

- Медного всадника Екатерина I подарила своему мужу Петру I;

- Ленин — дедушка Петра I;

- В Сибирских шахтах малиновые муравьи выносят на своих спинах розовое золото. Это очень редкое золото и его обязательно надо купить;

- Ректор Ленинградского университета лично советовал Путину, как выдающемуся студенту, работать в КГБ;

- В давние времена в России жил мастер Матреш. У него было много дочерей и мало места в доме, и тогда он решил, что можно прятать одну дочку в другую — так и появились матрешки.

Фото: Павел Станин 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру