В Петербурге заложили дизель-электрическую подлодку с бесшумным двигателем

Строительство субмарины планируется завершить в 2019 году

19 марта, в День моряка-подводника, на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге заложили новую субмарину «Великие Луки». Серийный выпуск таких лодок серьезно усилит позиции России на Черном и Балтийском морях.

Строительство субмарины планируется завершить в 2019 году

Разведчик с бубенчиком

Дизель-электрическая подлодка «Великие Луки» стала третьей неатомной субмариной проекта 677, заложенной на «Адмиралтейских верфях». Разрыв между первой, головной лодкой — «Санкт-Петербург» — и нынешней третьей составил 18 лет. Это много. Причина задержки в том, что при испытаниях «Санкт-Петербурга» были выявлены многочисленные недостатки. В частности, возникли проблемы с силовой установкой и акустической изоляцией. Проще говоря, лодка оказалась слишком шумной для своего класса. Гидроакустический комплекс субмарины, на разработку которого было затрачено 1,3 миллиарда рублей, не оправдал себя. Кроме того, главный электродвигатель развивает лишь 60 процентов от заданной мощности, что сказалось на скорости полного подводного хода и автономности — менее 20 суток вместо заявленных 45. По сути на выходе военные получили вместо подводного бесшумного истребителя тихоходную лодку-«разведчик» чуть ли не с бубенчиком на шее. Тем не менее в 2004 году «Санкт-Петербург» спустили на воду, а в 2010 году субмарина была принята в опытную эксплуатацию. Этот термин моряки-подводники комментируют с легкой усмешкой — мол, вроде и в строю, а вроде и нет. Так или иначе, сейчас подлодка несет службу в статусе «опытной эксплуатации» на Северном флоте. Там, в отличие от Балтики, можно проводить испытания на больших глубинах.

Однако выпуском головной подлодки история дизель-электрических субмарин проекта 677 могла завершиться.

— В существующем виде «Лада» (такое общее имя для всех подлодок имеет проект 677. — Ред.) ВМФ России не нужна. Нам без надобности «новые мозги» с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны, — заявил в 2012 году ныне уже бывший главком ВМФ Владимир Высоцкий. И отправил проект на доработку. К этому времени на верфях уже были заложены вторая и третья субмарины — «Кронштадт» и «Севастополь» (эксперты не смогли объяснить «МК» в Питере», зачем и кому пришла в голову идея перезаложить в марте 2015 года третью подлодку, переименовав ее в «Великие Луки»). Контракты по ним были приостановлены.

Не отстать от немцев и шведов

Ситуация изменилась летом 2013 года. Новый главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков заявил о принятом решении возобновить строительство подлодок проекта 677 — был утвержден скорректированный технический проект подлодок. Как раз накануне питерское ЦКБ МТ «Рубин» отрапортовало, что завершены стендовые испытания нового воздухонезависимого двигателя с электрохимическим генератором. Изменит ли кардинально ситуацию на морях появление подлодки «Великие Луки»?

— Ситуация изменилась бы, если бы появилась сверхзвуковая субмарина, — заявил «МК» в Питере» капитан 1-го ранга в запасе, председатель Совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин. — Пока то, что мы наблюдаем, — обычная эволюция подводных лодок. Но надо понимать, что проект 677 — это неатомная лодка, их еще называют «ныряющими», потому что, в отличие от атомоходов, им необходимо через определенное время всплывать на поверхность или перископную глубину, чтобы зарядить аккумуляторы. Чтобы увеличить продолжительность пребывания лодки под водой, конструкторы разных стран начали работы по созданию воздухонезависимых устройств на базе двигателя Стирлинга. Немцы и шведы в этом преуспели, у нас таких лодок пока нет.

Подводная гонка вооружений

«Кронштадт» будут строить с новой электронной «начинкой», но в прежнем «шумном» корпусе. А вот «Великие Луки» станут первой субмариной, полностью сделанной по скорректированному бюро «Рубин» проекту.

Но зачем нам нужны нуждающиеся в подзарядке (всплытие — это риск быть обнаруженным) дизель-электрические подлодки, когда есть атомные, способные долгие месяцы ходить на больших глубинах? Почему в России то и дело рапортуют о закладке неатомных субмарин проекта 636 третьего поколения (пятую и шестую подлодку планируют передать флоту 25 ноября 2016 года) и радостно сообщили о закладке третьей дизель-электрической подлодки проекта 677?

— Эти лодки предназначены для несения службы в Черном и Балтийском морях, где запрещено использование атомоходов, — пояснил «МК» в Питере» адмирал Игорь Курдин. — Сейчас в Черном море несут службу всего две российские подлодки против 14 турецких. В Балтийском море ситуация аналогичная. Поэтому, насколько мне известно, шесть субмарин проекта 636 в третьей модификации будут служить на Черноморском флоте. Позднее туда и на Балтику поступят 14 подлодок проекта 677.

В подводной гонке вооружений победит тот, кто покажет лучшие результаты по скорости, автономности и бесшумности. «Великие Луки» по этим показателям должны превзойти конкурентов. По расчетам конструкторов, автономность новых лодок проекта 677 составит 45 дней (немецкие выдают до 30).

Что касается бесшумности, «Великие Луки» будут покрыты специальным материалом «Молния», точный состав которого и текстура являются военной тайной. В разрезе он, грубо говоря, напоминает автомобильную шину с многочисленными прорезями, канавками и дырочками. Этот материал, с одной стороны, поглощает все шумы внутри лодки, с другой — «впитывает» внешние звуки, в том числе и сигналы гидролокаторов. Помимо этого, новый двигатель работает практически бесшумно, что в итоге позволяет подлодке «затеряться» на глубине и быть тише воды. В то же время акустическая система «Великих Лук» позволяет распознать субмарину противника на больших дистанциях.

Лодка может быть вооружена как торпедами (18 штук против 12 немецких), так и торпедо-ракетами, минами и крылатыми ракетами. Также на лодке может быть размещен переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла-1М» (в классификации НАТО — «буравчик»).

Завершение строительства субмарины «Великие Луки» предварительно запланировано на 2019 год.

 

Кстати

Несмотря на свои малые по сравнению с подводными атомоходами размеры, современные дизель-электрические лодки не такие уж «беззубые». Они проигрывают разве что в автономности. Так, в 2003 году шведская субмарина «Готланд» в учебной дуэли победила французскую атомную подлодку. А после в Средиземном море в учебном бою успешно «потопила» американскую атомную подлодку «Хьюстон».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру