Какой процент на воровство закладывают в ценники петербургские гипермаркеты

Смерть 81-летней блокадницы в отделении полиции всколыхнула не только Петербург, но и всю страну

Общество тут же обвинило персонал магазина «Магнит» и полицейских в равнодушии и неоправданной жестокости к пожилой женщине. Между тем этот дикий случай выявил общую обстановку в городе во время наступившего кризиса. Число магазинных краж в Петербурге выросло в 3 раза!

Смерть 81-летней блокадницы в отделении полиции всколыхнула не только Петербург, но и всю страну

«Директор действовала по инструкции»

Обнародованная видеозапись из магазина «Магнит» на Широкой улице в Кронштадте объективно восстанавливает тот роковой день, когда 81-летнюю Раузу Галимову забрали в полицию. Кадры показывают, как аккуратно одетая пожилая женщина подходит к кассе, расплачивается за покупки и идет к выходу. Но улыбчивая дама у кассы (как впоследствии выяснилось, директор магазина) дает команду персоналу развернуть бабушку, так как замечает: у нее в тележке лежит неоплаченный товар. Под сумкой оказываются три пачки масла. Пожилая покупательница тут же достает кошелек, чтобы заплатить. Видно, что у нее трясутся руки. Но деньги не берут. Появляется сотрудник в полицейской форме (так как директор нажала тревожную кнопку).

Вокруг бабушки с кошельком в руке собирается чуть ли не толпа — здоровенный полицейский, молодые улыбчивые кассиры, бодрая директор магазина. Никто не хочет принимать у 81-летней бабушки деньги — в «Магните» идут на принцип. Тем более у пенсионерки не оказывается с собой паспорта. Посетители смотрят на дрожащую от волнения бабушку, но не вмешиваются.

По дороге в полицию несчастной становится плохо, а в коридоре Кронштадтского отдела внутренних дел у 81-летней блокадницы случается сердечный приступ...

Трагедия шокировала общество. Разные организации стали устраивать митинги против «Магнита», призывали бойкотировать скандальный магазин. Через три дня он закрылся сам, а на двери появилось объявление-извинение. «Трагическое стечение обстоятельств привело к смерти Раузы Ахмедовны Галимовой. Директор нашего магазина, вызвавшая правоохранительные органы, действовала согласно инструкции. Но это тот случай, когда надо было отойти от формального выполнения обязанностей. Нельзя было даже предположить, что эта ситуация приведет к трагедии. Мы глубоко скорбим и переживаем случившееся и передаем соболезнования семье умершей. Сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь близким пережить горе».

Теперь Следственный комитет пытается выяснить, по закону ли вели себя с бабушкой полицейские и сотрудники магазина. Блокадницу посмертно не стали обвинять в краже. Между тем никакое уголовное дело ей даже не грозило. И полицейские, вероятно, забрали старушку только по просьбе персонала, чтобы не оформлять ложный вызов.

Красть по мелочи не опасно

Кража из магазина далеко не всегда приводит к уголовному делу. Если стоимость всех похищенных товаров не превышает 1000 рублей, то оно не возбуждается вовсе. Поэтому многие магазинные воры со стажем берут помаленьку. Если их поймают с продуктами или вещами на 999 рублей, то максимум, что им грозит, — административная ответственность по статье 7.27 КоАП «Мелкое хищение». Самое серьезное наказание по ней — штраф в размере пятикратной стоимости похищенного, но не меньше 1000 рублей, или арест до 15 суток. Важно отметить: когда рассчитывается стоимость похищенного, берется не рыночная цена товара, а закупочная (то есть количество денег, которое магазин потратил на его приобретение). И если масло стоило в магазине 60 рублей, а по накладной 30 рублей, то следствие считает именно цену закупки.

Если украсть больше 1000 рублей, то вору грозит минимум — штраф до 80 тысяч рублей, а максимум — лишение свободы до 2 лет (согласно первой части статьи 158 УК).

Более того, закон гласит, что кража считается преступлением, только когда вор распорядился украденным по своему усмотрению. А если «несуна» с товаром на более чем 1000 рублей по закупочной цене остановили при выходе из магазина? Получается, что он еще даже не распорядился украденным! Тогда его действия считаются лишь покушением на кражу, а это еще более мягкое наказание (оно не может превышать 3/4 наказания за кражу).

Поэтому неудивительно, что у нас много воруют по мелочи, особенно в прикассовой зоне.

Штрафы для персонала

Если воровать по мелочи не опасно с точки зрения административного наказания, то очень рискованно в том смысле, что можно столкнуться с местью сотрудников магазина, которых порядком «достали» многочисленные «несуны». В некоторых сетях персонал платит за мелких воришек из своего кармана. Руководство перекладывает на подчиненных ответственность за убытки. Например, их сумма по итогам месяца делится на всех работников магазина. Кассиры и охранники вынуждены выкладывать примерно 200–500 рублей с зарплаты каждый месяц (по крайней мере об этом они говорят в неформальной беседе или в соцсетях). Возможно, такой подход и провоцирует злость и «личную неприязнь» к воришкам. Ведь как иначе объяснить некоторые вопиющие случаи.

Например, в октябре 2014 года сотрудницы магазина на набережной Обводного канала, заподозрив в краже постоянную покупательницу, заперли ее в холодильнике. Дама, по мнению директора магазина, регулярно уносила с собой дорогой алкоголь, поэтому ее решили поместить в морозильную камеру до прибытия участкового. Сейчас расследуется уголовное дело в отношении сотрудников, сделавших это.

Важно отметить, что персонал не имеет права самостоятельно задерживать лиц, которые кажутся им подозрительными. Максимум, что им можно, — попросить открыть сумку и лишь взглянуть внутрь, но ни в коем случае не трогать вещи покупателя, не обыскивать его и, конечно же, не запирать в подсобке. Охранник или директор должен вызвать полицию, если уверен, что перед ним — вор.

Фонд для стариков-воришек

Мы побеседовали с несколькими охранниками сетевых магазинов. Они подтверждают, что воровать из магазина мелкие дешевые товары (меньше 1000 рублей), которые не оснащены магнитом, «пищащим» на выходе, в общем-то, не так уж и рискованно. В крупных гипермаркетах уследить за всеми посетителями охранники просто не в состоянии, поэтому могут и не заметить, как кто-то положил в карман шоколадку. А прежде чем вызвать полицию, надо иметь неопровержимые доказательства кражи. Ведь «несун» всегда может сказать, что это «его шоколадка», если на ней нет специального магнита.

Поэтому многие магазины закладывают потенциальные убытки за пропажу разной мелочи в ценники других товаров. Например, вот что пишет в Интернете экс-директор одного сетевого магазина, проработавшая в этой системе больше 15 лет.

— Каждая сеть на каждый магазин дает процент на воровство. И он совсем не хилый. Например, магазин с дневной выручкой 200 тысяч в день за отчетный период получает допустимый процент на воровство 0,8. Получается, что за три месяца закладывается примерно 140 тысяч «на воровство». То есть 140 тысяч рублей допустимых потерь от покупателя! У меня в магазинах не было ни одного случая, даже отдаленно похожего на случай с блокадницей Галимовой. Мы сдавали в полицию только тех, кто устраивал драку. Остальные уличенные оплачивали товар. Мое дело было в одном — правильно разрулить ситуацию. И да, очень много бабушек пыталось что-то вынести, и каждый раз мои сотрудники оплачивали этот товар из нашего общего фонда. Да-да! В каждом моем магазине был фонд для стариков. Вся сдача и излишки шли на него, плюс мы с каждой получки откладывали в него, кто сколько сможет. Когда ты работаешь в сетевой компании, твоя непосредственная обязанность — свести конфликт к минимуму.

Выходит, случившаяся трагедия в кронштадтском «Магните» — уникальный случай, следствие безнравственности отдельных людей, «действовавших по инструкции»?

 

Хит пропаж — бритвенные станки и шоколад

«МК» в Питере» связался с одной из ведущих продуктовых розничных компаний страны X5 RetailGroup, которая управляет такими магазинами, как «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». По данным компании, с началом кризиса кражи увеличились более чем в три раза! А сами магазинные «несуны» «помолодели».

— В год фиксируется порядка 6 тысяч инцидентов с кражами в 816 магазинах «Пятерочка» на территории Северо-Запада. В 2014 году возбуждено 177 уголовных дел. Причем их количество увеличилось более чем в три раза, — рассказывает Владимир Русанов, начальник управления по связям с общественностью X5 RetailGroup. — В этой неутешительной статистике особенно удручающе выглядит присутствие молодого поколения, для которых наличие судимости остается отпечатком в биографии на всю жизнь. Также среди задержанных много граждан с расстройствами психики и наркозависимых.

Чаще всего в нашем регионе, по данным магазинов, воруют алкоголь, икру, сыры, шоколад и бритвенные станки.

 

МК-инструктаж. Как вести себя в магазинах

- Если вы были уличены в том, что не оплатили товар, но еще не вышли из кассовой зоны, то кассир обязан взять деньги.

- Если вышли из кассовой зоны и были уличены после этого, тогда придется доказывать, что вы именно забыли оплатить товар, а умысла его красть не было. Например, в случае с пожилыми людьми это можно подтвердить медицинскими документами, но уже в органах правопорядка, в мировом суде, а не персоналу, раз с ними не удалось договориться на месте.

- Охранник — не полицейский. Он не имеет права вас досматривать, запирать где-то и т. д. В любом случае, чтобы разобраться, надо ждать полицейских. Только они могут составить протокол об административном правонарушении...

- Употреблять продукты до их оплаты на кассе запрещено (например, пробовать конфеты, орехи, пить воду из бутылки). Хотя большинство магазинов идут навстречу покупателям и на кассе пробивают пустые бутылки, фантики от съеденных шоколадок, а охрана делает вид, что не замечает, как вы внаглую съели чернослив или миндаль из общего лотка.

- Если товар разбит не по вине покупателя, то он не несет ответственность за испорченный не купленный товар в магазине. При этом всегда можно сослаться на то, что банку с огурцами просто неправильно выставили.

 

Фото: warosu.org

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру