Тренер молодежной сборной Николай Писарев: "Аршавин был «почти звездой»"

Футбольный наставник советует футболистам играть в аренде, а не почивать на лаврах в родном городе

Николай Писарев — тренер и футболист с большим прошлым. Он один из первых отечественных игроков, сумевших найти деньги в Европе и славу в нашей стране. Выступал за сборную в начале 1990-х и шесть раз становился чемпионом России. На тренерском поприще Писарев тоже успешен. Возглавляя сборную России по пляжному футболу, победил в Евролиге. А с обычной футбольной «молодежкой» завоевал «золото» на Евро-2013. Сейчас Николай Писарев занимает еще и должность спортивного директора РФС, а вот на Евро-2015 его молодежная сборная не попала. «МК» в Питере» встретился с Писаревым и выяснил, какие проблемы есть сегодня в «кузнице кадров» футбольной России.

Футбольный наставник советует футболистам играть в аренде, а не почивать на лаврах в родном городе

«Мне обидно за Павла Могилевца»

— Главной причиной того, что «молодежка» не попала на Евро-2015 и на Олимпиаду-2016 вы назвали отсутствие игровой практики у футболистов в своих клубах. Но разве это не «вечная проблема» для России? Однако вот в вашей тренерской копилке все же есть золото.

— В этом году было сложнее пройти отбор, из 52 стартовавших стран только семь вышли на Евро. Команда не имела права ни на одну ошибку. К счастью, уже со следующего отбора, который стартует в этом году, на ЧЕ-2017 выйдут двенадцать команд, а не семь. Кажется, УЕФА услышало молитвы всех тренеров молодежных сборных и приняло мудрое решение. К тому же предыдущее поколение молодых футболистов было более конкурентоспособным. Но это нормально, не могут каждый год рождаться талантливые игроки. И это проблема всех стран. Вот, например, датчане, с которыми мы столкнулись в этом году, — очень сильная команда, а их предыдущий состав был средний и никуда не попал. Могу сказать, что сейчас у нас хорошая команда из ребят 1995 и 1996 годов рождения.

— Какая судьба может ждать футболистов «Зенита», чемпионов юношеского Евро-2013 — Джамалдина Ходжаниязова, Алексея Гасилина, Рамиля Шейдаева? Ведь у нас перед глазами есть печальный пример других зенитовцев — Яна Бобровского и Павла Мочалина, которые выиграли Евро-2006 и пропали с «футбольного небосклона».

— Не думаю, что нынешнее поколение так же потеряется. Шейдаев поехал с основным составом «Зенита» в Катар, а из прошлого состава «молодежки» сейчас выступают на «Кубке содружества» Джамалдин Ходжаниязов, Денис Якуба («Кубань», Краснодар). Я, конечно, советую специалистам присмотреться к ним, но авансы давать не стоит. Предыдущее поколение уже показало, что это плохо заканчивается. Здесь уместен пример Александра Прудникова (начинал карьеру в московском «Спартаке», чемпион молодежного Евро-2006. — Ред.) — ему щедро выдавали авансы, но он их не оправдывал. Сменил восемь команд, нигде надолго не задерживался. Сейчас ему 26 лет, и нельзя назвать его карьеру удачной.

— Что бы вы посоветовали молодым зенитовцам как футболист, тренер, старший товарищ — цепляться за «Зенит» или идти играть в аренду?

— Самое главное — учесть опыт своих предшественников, которым пели дифирамбы, а они почивали на лаврах, так ничего и не добившись. Конечно, надо использовать любую возможность играть, тем более если зовут в команду Премьер-лиги. Даже если хочется остаться в родном городе, надо все равно уезжать туда, где есть игровая практика. Мне сейчас очень обидно за Павла Могилевца, который был лидером в «Рубине», получал игровую практику, попал в сборную России. Вернули в «Зенит», и сейчас игрок не востребован, и, соответственно, теперь ему будет сложно попасть в сборную.

— Вы имеете контакт с Капелло?

— Да, конечно. Только сегодня мне звонил его ближайший помощник Оресте Чинквини.

«До 12 лет я играл с мужиками на пиво»

— О детских тренерах что можете сказать? Когда принимаете юношей в сборную, какие основные ошибки в их обучении отмечаете?

— Основная ошибка в том, что детские тренеры работают на результат. При этом всем известно, что на ранней стадии надо уделять внимание технике, тактике. Как это исправить? Не выгонять детских тренеров с работы за проигрыши.

А я, например, очень поздно попал в футбольную школу. До 12 лет я играл во дворах, и это мне потом очень помогло в будущем. Я многому научился — не боялся идти «в ответку» на взрослых соперников, импровизаций и нестандартных ударов. Меня мужики брали с собой играть в матчах на пиво. Вот там-то я много чего придумывал для победы, иначе мог получить по шее от старших товарищей. При этом во дворе было невероятное ощущение свободы.

Хотя в последнее время школы заработали неплохо — «Спартак», «Локомотив», «Динамо», ЦСКА, «Краснодар». У них хорошие условия, они готовят игроков. Да, не всегда суперталантливых, но тут многое еще и от селекции зависит. Так что школы свое дело делают, проблема в том, что мы теряем молодых футболистов при переходе во взрослый футбол. Сейчас эту проблему в некоторой степени решает то, что появились вторые клубы, «Спартак-2», «Зенит-2» и другие. Играя в них, футболисты прибавляют.

— Как вы относитесь к лимиту легионеров 10 + 15? Вы долго играли в Германии, Испании, Швейцарии, сравните, что значит статус легионера в России и за рубежом?

— Я был всегда за формат 6 + 5, рекомендованный нам УЕФА . За рубежом, в моем случае, надо было быть на голову выше местного футболиста, чтобы выйти на поле. Если игроки равны, то предпочтение отдавалось именно своим. Для футболистов-легионеров в России это не всегда обязательно. На них тратятся огромные деньги, и поэтому они становятся фаворитами в борьбе за место в основе.

Еще одно отличие — везде, где играл, я учил язык. В итоге владею испанским и немецким. Это важно для того, чтобы быть в команде. А в России... Что-то я не заметил, чтобы люди, которые провели в нашей стране не один год, давали интервью на русском языке. Только Данни приятное исключение.

Кто доживет до 2018 года

— Как представитель РФС, скажите, можно ли воздействовать на клубных тренеров и на высший менеджмент?

— Нет, мы этого сделать не можем. Ну, как, например, воздействовать на тренеров клуба «Краснодар»? У него свое руководство, его владелец тратит свои деньги. Вот сейчас общался с Сергеем Галицким. Он не хотел отпускать футболистов в национальную команду на «Кубок содружества», считает, что во время важных зимних сборов игроки должны быть на глазах у своих тренеров. И он по-своему прав, у ребят есть шанс показать себя, попасть в основу.

— «Краснодар» — коммерческий клуб, а, например, «Зенит» принадлежит Газпрому — это государственная корпорация.

— Тем не менее в клубе свое руководство, которое придерживается своей философии.

— То есть собрать всех руководителей за круглым столом, убедить в том, что интересы сборной должны быть превыше всего, — это утопия?

— Каждый клуб — это, скажем так, самостоятельное предприятие. Ничего подобного не получится.

— Какие прогнозы дадите на чемпионат мира — 2018?

— Давайте пока не спешить с прогнозами, еще есть 2016 год и отбор к нему. Стартовала первая сборная не очень хорошо. В марте в Черногории пройдет ключевая игра для россиян. Она что-то прояснит.

— Из нынешнего состава сборной кто «доживет» до 2018 года?

— Это легко вычислить по возрасту. Я уверен, что Акинфеев и Дзагоев смогут помочь команде. Плюс те ребята, которые сейчас только начали привлекаться — Щенников, Шатов, Канунников, Кокорин, «молодежка» и ее ближайший резерв.

— Вы как-то дали определение, что футбольная звезда — это человек, в котором есть «Божья искра». И объяснили, что Бэкхем — это не звезда, а Марадона — звезда. А из отечественных футболистов только Андрей Аршавин близок к такому статусу. Как думаете, смог ли Андрей стать настоящей звездой или «потух» при восхождении. И кого из нового поколения российских футболистов вы можете назвать звездой?

— Да, в лучшие свои годы Аршавин был близок к тому, чтобы стать звездой футбола. Когда он находился в игровом тонусе, мог в одиночку решать исход матча — из наших футболистов последнего десятилетия был ближе всех к статусу звезды. Для того чтобы выйти на уровень Марадоны или Роналдо, ему не хватило стабильности, поэтому на вершине он пробыл всего пару лет. А в нынешнем поколении я пока таких совсем не вижу. Может быть, удастся прибавить Кокорину. Я надеюсь на него, все-таки сейчас он в России самый креативный футболист. Растут еще совсем молодые ребята, имена которых лучше не называть, психология футболистов — дело тонкое, не стоит давать авансов. Пусть работают.

 

Фото fc-zenit.ru и rusteam.permian.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру