Почему покупка еды в магазинах сродни хождению по минному полю

Не все полезно, что в рот полезло

Качество продовольствия в России уже давно оставляет желать лучшего, а после санкций Запада положение только усугубилось. На прилавках все чаще можно встретить фальсифицированную еду. О том, с какими именно продуктами стоит быть предельно осторожным, а от употребления каких лучше полностью отказаться, «МК» в «Питере» рассказал председатель СПб ООП «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий.

Не все полезно, что в рот полезло

Сметана и тушенка — лидеры жалоб

— Всеволод Борисович, как сильно увеличилось в 2014 году количество обращений по поводу некачественных продуктов?

— Прирост по сравнению с 2013 годом составил примерно 10 процентов. Больше всего претензий поступало в адрес производителей молочной продукции и мясных консервов. Тем не менее на такие обращения приходится не более 1 процента от общего числа жалоб потребителей. В первую очередь это связано с менталитетом наших граждан, которые не желают тратить время и нервы на разбирательства из-за пакета прокисшего молока. Как правило, на продукты жалуются люди пенсионного возраста, а молодые петербуржцы в основном обращаются по поводу некачественной электроники, мебели и других дорогостоящих товаров.

— А самостоятельные контрольные закупки вы проводите?

— Да, несколько раз в месяц. У нас есть план проверок, которые мы осуществляем на средства федерального гранта для некоммерческих организаций. К примеру, в феврале, перед Масленицей, проверяем замороженные блинчики с мясом, а незадолго до майских праздников, когда люди массово выезжают на пикники или отправляются на дачи, — мясные консервы. Проверка осуществляется в государственных аккредитованных лабораториях. В случае если результат отрицательный, протокол испытаний направляется производителю некачественного продукта, в региональное управление Роспотребнадзора и в магазин, где был приобретен товар.

— Что именно не устраивает петербуржцев и организацию «Общественный контроль» в продуктах, которые продаются в наших магазинах?

— В сегменте «молочки» лидером по количеству жалоб являются сметана, сыры и творог, потребители которых часто жалуются на посторонний привкус и запах. Мы неоднократно проверяли творог в лабораториях и пришли к выводу, что многие производители этого продукта вообще не используют в рецептуре молоко. Они заменяют его пальмовым маслом, ароматизаторами и другими пищевыми добавками. Вызывает нарекание и качество адыгейского сыра. Это парадокс, но выявленные нами фальсифицированные образцы были произведены именно в Республике Адыгея. По результатам лабораторных исследований в них было обнаружено менее 5 процентов молочного жира. Что касается мясных продуктов, то в этом сегменте по количеству жалоб лидирует говяжья тушенка. Потребители жалуются на высокое содержание жира, присутствие обрезков вместо цельного куска говядины. А несколько лет назад петербурженка обнаружила в банке посторонний предмет, похожий на гигиеническую прокладку. Позже, правда, выяснилось, что это был кусок картонной подложки под мясо, но все равно неприятно. Я бы не рекомендовал приобретать тушенку по цене менее 100 рублей за 325 граммов, поскольку килограмм мясных консервов, сделанных по ГОСТу, не может быть дешевле килограмма мяса.

Санкции бьют по желудку

— А как обстоят дела с качеством пельменей?

— Не так давно мы проводили экспертизу десяти наименований этого продукта, и ни один из них не соответствовал по составу той информации, что указана на упаковке. При этом в семи образцах пельменей, в фарше которых была заявлена говядина, ее не оказалось вовсе. Это показал анализ на уровне ДНК. Качество пельменей не зависит от их цены. Мы проверяли продукцию, которая стоит почти 380 рублей за килограмм, и ту, которая стоит 170 рублей за тот же вес. В обоих случаях сталкивались с присутствием соевого белка, отсутствием заявленной в составе говядины. На мой взгляд, гораздо разумней купить сырое мясо и приготовить из него то или иное блюдо, хоть на это и уйдет гораздо больше времени.

— Как отражаются санкции на качестве наших продуктов?

— Отрицательно, ведь сырьевая база сильно сузилась. К примеру, правительство говорит, что мы можем обеспечить себя говядиной на 71 процент, но это не так. Раньше мы закупали мясо в Дании, Германии и Канаде, а сейчас уже не можем. В итоге это мясо уже почти не попадает в переработку. Возможно, в колбасе, которая стоит 1000 рублей за палку, вы говядину найдете, но в мясных полуфабрикатах по цене 400 рублей за килограмм ее может и не быть. Страдает и качество рыбной продукции. Прямые поставки из Норвегии прекратились, а потому красная рыба сегодня идет к нам обходными, более длительными путями, в том числе и через Белоруссию.

Участие в импорте большего числа посредников влечет за собой удорожание продукции и отрицательно сказывается на ее качестве, так как процесс транспортировки теперь занимает больше времени. Страдают не только потребители свежей рыбы, но и те, кто покупает рыбные пресервы или нарезку красной рыбы в вакуумной упаковке. Согласно данным нашей последней экспертизы, проведенной в ОАО «Гипрорыбфлот», половина образцов рыбной продукции не соответствовала требованиям безопасности, хотя еще в прошлом году претензий в адрес производителей пресервов почти не было. Всему виной импортное рыбное сырье, которое проходит более долгий путь, чем раньше, и попадает в Россию уже на пределе сроков годности.

— В Петербурге огромное количество магазинов фермерских продуктов. Можно ли доверять их ассортименту?

— В большинстве случаев там продается товар сомнительного происхождения, замаскированный под продукцию хозяйств, чьи имена у всех на слуху. Я бы рекомендовал обходить такие лавочки стороной. Это же относится и к уличным продавцам, которых можно встретить возле метро. У российских потребителей сложилось твердое мнение, что качественные молочные продукты, например, творог, продают только на развес. Это не так. Во-первых, развесные молочные продукты реализуются, как правило, без необходимой маркировки и документов. Во-вторых, творог в фабричной упаковке имеет больше шансов оказаться именно творогом, а не подделкой. Так, бренды «Веселый молочник», «Простоквашино», «Вкуснотеево», «Пискаревский» не раз получали положительное заключение по результатам лабораторных исследований.

— Что мешает навести порядок в сфере продовольствия?

— Хотя бы Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля». Он связывает Роспотребнадзор по рукам и ногам, так как разрешает проводить плановые проверки на том или ином предприятии лишь раз в три года и только по согласованию с прокуратурой. При этом производитель за несколько дней предупреждается о грядущем рейде. Этого времени достаточно, чтобы избавиться от некачественного товара на складе и навести лоск на прилавке. В итоге административные наказания несут лишь 10–15 процентов нарушителей. При этом штрафы, как правило, накладываются на должностных лиц, а не на сами предприятия. Сегодня это всего лишь несколько тысяч рублей.

Клиент всегда прав

— Как и куда потребитель может пожаловаться на некачественную продукцию?

— Жалобу можно направить как в адрес организации «Общественный контроль», так и в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу. Претензия оформляется либо в письменном, либо в электронном виде. В тексте потребитель должен изложить суть претензии, указать наименование продукции, название и адрес магазина, где он ее приобрел. Можно также приложить фотографию продукта. Но все вышесказанное относится лишь к продукции, которая была куплена в санкционированных точках. Жалобы на товар, приобретенный у уличных продавцов, ни мы, ни Роспотребнадзор не рассматриваем, поскольку найти такого продавца невозможно.

— Нужно ли платить за подачу заявления?

— Нет, но, если потребуется экспертиза, потребителю придется оплатить услуги лаборатории. Если низкое качество продукта подтвердится, поставщик или магазин будут обязаны возместить эти расходы.

— А если просто прийти в магазин и потребовать вернуть деньги за некачественный продукт?

— Это самый простой способ уладить конфликт, и в большинстве случаев требование потребителя сразу же выполняется. Магазинам невыгодно вступать в споры по мелочам. Они работают по принципу «Клиент всегда прав», то есть возвращают деньги или меняют товар. Но, если договориться не получилось, мы ждем всех искателей справедливости у себя.

 

Фото: mezhdynami.com

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру