Милый мальчик Бананан торгует «пропавшими» картинами своих бывших друзей

Количество работ, которые удалось продать Сергею Бугаеву-Африке, исчисляется едва ли не сотнями

14.08.2013 в 11:07, просмотров: 6850

Художники Петербурга объявили войну Сергею Бугаеву (Африке) — мальчику Бананану из культовой картины Сергея Соловьева «Асса». Мальчик давно вырос и стал успешным бизнесменом от «искусства», устраивает вернисажи, продает картины за границей...

Милый мальчик Бананан торгует «пропавшими» картинами своих бывших друзей

Некоторые авторы картин, правда, даже не догадывались, что их «утерянные» работы кормят Африку. Конфликт зрел много лет. Сейчас он вышел наружу — четверо художников обратились в суд, потребовав у Бугаева вернуть картины их владельцам. Но тот ничего отдавать не хочет и обзывает истцов «жалкими мальчиками» и «художничишками».

«Присвоил чужое»

Сергея Бугаева-Африку когда-то прославил фильм «Асса», с тех пор обыватель привык воспринимать его как культового персонажа — героя рок-тусовок 80-х, близкого друга Сергея Курехина, Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя. А вот особой любви среди коллег за все прошедшие годы Африка так и не снискал, хотя выпустил ряд книг, был одним из создателей группы «Новые художники» (это самое известное сообщество ленинградского авангарда), организовывал выставки в разных музеях Европы и США. Зато Бугаев получил признание властей. В феврале 2012 года он стал доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина, а до этого читал лекции для молодежных активистов на озере Селигер, подписал обращение против информационного подрыва доверия к судебной системе РФ.

Но до последнего времени казалось, что Бугаев и питерские художники обитают в параллельных мирах — ни совместных выставок, ни перформансов, ни просто посиделок больше не было. Более того, художники с «Пушкинской, 10», с которыми связался «МК» в Питере», отказались что-либо говорить о Сергее Бугаеве, заявив дословно: «Этот персонаж не стоит наших слов».

— У моих товарищей, подавших иск в суд, только одно требование — пусть вернет картины, — говорит Андрей Хлобыстин, художник, искусствовед и главный хранитель музея современных искусств СПбГУ. — Я пока иск не подал, но думаю, что это вопрос времени. Моими работами он торговал тоже, не поставив меня в известность. Просто мы хотели договориться с Сергеем мирно. Я звонил ему, еще до всяких судов, просил, чтобы он отдал картины...

Сейчас Бугаев заявляет, что разговора на эту тему у него с Хлобыстиным якобы не было. В одном из комментариев он заявил, что «от художников позвонил какой-то рэкетиришка и сказал: «Ну что, чувак, типа, давай бабки!»

— Разговор был, и тому есть несколько свидетелей, — говорит Андрей Хлобыстин. — Бугаев, как обычно, юлит. Но, повторяю, разговора про деньги не было вообще! Единственное требование — вернуть картины владельцам.

«У него доллары в глазах»

Сейчас речь идет о возвращении 25 картин, которые исчезли еще в середине 80-х годов, а сейчас неожиданно обнаружились в собственности Бугаева. Как полагают художники, украденных работ намного больше (чуть ли не сотни) — говорят, в частных зарубежных коллекциях уже видели несколько картин под чужими именами... Но как они попали к Африке?

— В середине 80-х годов картины «Новых художников» впервые попали за границу, бывало, эти работы вывозили как декорации к «Поп-механике» Сергея Курехина, — рассказывает очевидец событий тех лет (свое имя он просил пока не называть, так как будет свидетельствовать против Африки в суде. — Прим. ред.). — Самих художников за рубеж не выпускали, поэтому работы вывозил Бугаев. Некоторые картины так и «пропадали» — Африка говорил, что возникли некоторые трудности, потом, мол, вернутся... А спустя 25 лет на выставке «Асса: последнее поколение ленинградского авангарда» художники опознали эти картины. По каталогу они проходили как работы из личного архива Сергея Бугаева.

По словам художников, Африка откровенно глумился над ними, заявив, что готов продать им их же картины! «Сергей — барыга. У него доллары в глазах», — ругаются истцы. «Жалкие маленькие мальчики пиарятся, к сожалению, за ними есть большие мальчики», — отвечает им Бугаев, явно намекая, что против него устроена какая-то страшная провокация.

— Это художественный конфликт, а не политический! Бугаев придумывает какой-то странный контекст, с чьим-то «заказом», мутным подтекстом, но это морально-этический спор, ничего более, — негодует Андрей Хлобыстин.

«Художничишки», как уничижительно называет Бугаев истцов — Олега Зайку, Евгения Козлова, Олега Маслова и Инала Савченкова, — давно состоявшиеся в своем кругу мастера. Их картины выставляются на многих престижных европейских выставках. К слову, работы, вокруг которых сейчас идет судебный спор, выставлялись в Русском музее. Очевидно, что цены на эти картины растут. Сергею Бугаеву жалко с ними расставаться по вполне понятной «уважительной» причине.

Прямая речь

Сергей Бугаев (Африка):

«Заговор шавок и пьяниц»

— Почему вы не вернете картины художникам?

— Потому что это конченные п...ны и вруны! Они хотят только денег и пиара. Всем нужны деньги, очень плохо сейчас в мире искусства с деньгами. Но вести себя так, как ведут себя зарвавшиеся шавки... Хлобыстин орет больше всех — орет, что он великий художник, что его тоже обманули.

— С истцами вы знакомы лично?

— Конечно. Один из них вообще мой одноклассник. Это человек по кличке Анал. Против меня ведется троллинг. Он связан с повышением моей политической активности.

— В чем она выражается — эта активность?

— Я участвую в ряде общественных организаций. Участвую в заседаниях Министерства культуры, где противопоставляю свое мнение мнению олигархов, которые пытаются сегодня запрыгнуть на территорию искусства. Источник наката на меня очень легко локализовать — против меня выступают ультралиберальные СМИ.

— У вас есть сторонники в этом конфликте?

— Конечно! Это не какие-то отщепенцы и больные люди, а выдающиеся художники. Это Олег Котельников, Владислав Гуцевич, Андрей Крисанов. Это Андрей Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея. Все они мне позвонили и удивились, потому что знают: все эти художники (подавшие на Африку в суд. — Прим. ред.) — люди пьющие, надо где-то на бутылку собирать. Но ведь есть какие-то границы! Я хочу понять, кто ими управляет?

Кстати

В 2003 году с дачи Сергея Бугаева (Африки) в Лисьем Носу пропали работы, которым позавидовали бы музеи мира. Неизвестно куда исчезла огромная «Сфера амнезии», выставлявшаяся на биеннале в Венеции. Украли «Пейзаж» Тимура Новикова, рисунок Виктора Цоя «Космический монстр». Общая предварительная стоимость пропажи оценивалась в 250 тысяч долларов.