В Петербурге создан первый в городе полицейский мотобатальон

Пять сотрудников ДПС выходят в ночные рейды, чтобы приструнить лихачей-мотоциклистов

Пять сотрудников ДПС выходят в ночные рейды, чтобы приструнить лихачей-мотоциклистов

Смертельные понты

Появление на питерских дорогах полицейских байкеров — веление времени. Ведь в городе с каждым годом появляется все больше мотоциклистов — сегодня их количество уже перевалило за 50 тысяч. Любители адреналина чуть ли не каждый день попадают в ДТП. Езда без номерных знаков, без прав, с многократным превышением скорости, без шлема и защитного костюма — обычное явление. Многие владельцы мотоциклов настолько чувствуют свою безнаказанность, что рисуются перед стражами порядка!

— Пытаются пролететь мимо или погазовать рядом, специально, назло сотруднику, проехать на красный сигнал светофора. Ведь на машине за мотоциклом сложно угнаться, хотя и гонялись. Я на служебном авто не раз догонял. Чоппер — легко! Спортивный мотоцикл сложно догнать по прямой, а на поворотах байки намного слабее машин, — говорит Алексей Холявчук, командир взвода ДПС Центрального района, который выходит в рейд с мотопатрулем. — Одного паренька (он был без прав) зацепил на Дворцовой площади, пошли по набережной... Он выключил фары, чтобы я его не увидел... А на повороте — «КамАЗ», который его не заметил, парень разбился насмерть. Или вот на улице Марата был случай. Останавливаюсь на светофоре, сижу в машине, спокойно жду сигнал светофора. Рядом равняется мотоциклист и газует. Затем проезжает вперед — смотрю, а у него номеров нет! Дай остановлю! А он, вместо того чтобы остановиться, давай гнать! И на повороте врезался в машину. Насмерть.

Идея посадить полицейских на мотоциклы пришла в голову полковнику полиции Алексею Антошкину. Он принял волевое решение бороться с безбашенными на дорогах, еще будучи начальником отдела ГИБДД Московского района.

— В Московском районе у нас работали два мотоцикла. При моем назначении в Центральный район, покатавшись по улицам и увидев, какое здесь плотное движение, я понял, что надо создать мотоподразделение, — рассказывает «МК» в Питере» Алексей Антошкин, ныне начальник отела ГИБДД Центрального района.

Раньше сопровождали — теперь догоняют

Бойцами мотобата стали пятеро полицейских, которые знают и любят мотоциклы. У каждого есть свой собственный байк, молодые люди вхожи в мототусовки и на личном опыте знают, как важен порядок на дорогах. Так, Виктор Маслов — продолжатель династии: его отец-милиционер тоже гонялся за нарушителями на мотоцикле.

— Отмороженных мотоциклистов, которые игнорируют любые правила, очень много. Они едут на красный, превышают скорость. Но даже очень ловкие и опытные не берут в расчет, что водители зачастую не могут адекватно оценить скорость движения мотоцикла. Например, водитель автомобиля видит в зеркало свет фар мотоцикла и думает, что тот еще далеко, начинает разворачиваться — а мотоцикл уже вот он. В результате — ДТП! — говорит полицейский-байкер Виктор Маслов. — У меня друг на мотоцикле разбился насмерть, потому что перед ним машина выскочила... Только за прошедшие сутки в городе случилось пять ДТП с мотоциклами, из которых два — с летальным исходом!

Другой боец мотобата — полицейский Сергей Иванов, начал кататься еще в советские времена, теперь он добился такого мастерства, что на железном коне уже и адреналина не чувствует.

— Сейчас я вижу на дорогах полный беспредел. Многие покупают спортивные мотоциклы, но не удосуживаются потратиться на хороший шлем и защиту. Так и катаются — в шлепках и джинсах, — рассказывает Сергей.

Бойцы мотопатруля в рейды выходят не на самых современных и вовсе не на гоночных мотоциклах. Белые «Ямахи» класса «спорт турист» были закуплены еще 18 лет назад, в 1995-м, и предназначались вовсе не для гонок, а для сопровождения вип-персон. Но с легкой руки полицейских «эскорты» превратились в быстрых дорожных коней.

Мотохитрости

В ночные рейды патруль выходит три раза в неделю. Байкеров поджидают в разных местах — за ночь могут сменить несколько точек. Это связано со специфической солидарностью мотоциклистов. Каждый раз, когда кто-то «из тусовки» попадается патрулю ДПС, — он передает информацию о «засаде» остальному братству.

— На сайте «МотоБратан» пишут, например: «Облава. Обводный канал» — они туда и не суются. Например, когда мы несколько рейдов стояли на Смольной набережной — уже все про нас знали. К концу третьего рейда максимальная скорость превышения мотоциклистов была 12 километров в час! — рассказывает Алексей Холявчук, командир взвода ДПС и тоже мотоциклист. — У меня всегда интернет под рукой — следим за сайтом и в течение ночи можем сняться и встать в другую точку.

— Так или иначе, многие мотоциклисты стремятся вырваться в центр, — говорит Сергей Иванов. — Да и некоторые модные бары здесь предоставляют байкерам бесплатный вход...

А как в баре не выпить? А если еще девушка начинает просить ее покатать — как ей отказать? В итоге глупый пафос питерских байкеров не раз приводил к трагическим последствиям.

— Один пьяный взял девушку прокатиться. От кафе на Садовой улице, где любит собираться тусовка. Мы его зацепили, а он стал гнать от нас, — рассказывает Алексей. — На повороте не справился с управлением — опрокинулся. Ему ничего, а девчонка — ровно в столб насмерть! Другой пьяный байкер вышел из кабака все с той же Садовой и по всему Невскому проспекту от нас «красняки» собирал на бешеной скорости (ехал на красный сигнал светофора. — Ред.). На Большой Морской улице он с ходу вошел в «99-й» автомобиль, его перекинуло вместе с мотоциклом аж на Малую Морскую! Медики говорили, что был бы трезвый — убился, а пьяный — ничего, выжил!

«Сваливать нет смысла — догонят!»

Первые дни работы мотобат вызывал удивление и неповиновение со стороны байкеров. Погони случались в каждом рейде.

— Доходило до смешного, — рассказывает Виктор Маслов. — Гнались за одним нарушителем, а он в итоге бросил свой байк и убежал. Ищем его — найти не можем. А он в аптеке за рекламным щитом спрятался и стоит, трясется. Оказался лишенным прав за езду в пьяном виде!

— За два месяца работы ситуация полностью изменилась: раньше на проверку почти никто не останавливался, ездили с превышением скорости, без номеров, без шлемов, — рассказывает Алексей Холявчук. — Теперь останавливаются практически все, за исключением отдельных индивидуумов. Раньше из пяти остановленных трое водили мотоциклы без прав! Теперь практически у всех документы исправны. А те, кто нарушил, уже не убегают — знают, что бесполезно.

— Все-таки контроль дисциплинирует мотоциклистов. Перспектива лишиться мотоцикла их пугает, — говорит Сергей Иванов. — Со многими приходится беседовать, объяснять, например, почему шлем нужен и водителю и пассажиру. Почему дешевый шлем может не то, что не спасти, а голову проломить при ДТП! Многие стали думать, страховку делать.

Слух о стражах порядка на мотоциклах молниеносно распространился среди питерской тусовки байкеров. Теперь в центре стало заметно спокойнее.

«Если увидел сотрудников мотороты, то сваливать нет смысла... Это не обычные гибэдэдэшники... Теперь они на «бомбах 1,2», и, к сожалению, лучшие из нас... хер свалят», — пишет на сайте «МотоБратан» 35-летний байкер Артем Корсар.

«Мотобат — правильные дядьки, догонят на 99%!!! Лучше остановиться! Будешь валить по городу — дров наломаешь, что фиг расплатишься!!!» — вторит ему мотоциклист Дмитрий panfil11.

«А я доволен, когда меня останавливают! — пишет 38-летний байкер под ником Николай Святой Кот. — Приятно, что они работают и в случае чего поймают только что ворованный мотоцикл!»

— Меня остановили — я не заметила, дальше поехала, — говорит мотоциклист Светлана Новикова. — Как только увидела ребят — сразу остановилась. Чувствую себя, как в американском фильме, — сирены, полицейские мотоциклы! Хорошо, что они есть, в городе нужен порядок!..

Если даже первый немногочисленный мотобатальон создал такой очевидный эффект — может, стоит задуматься и другим районам города и также посадить своих полицейских на байки?..

Эвелина Барсегян, фото автора

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру