Церковь «переобула» Николая II

В Петербурге открыли первый памятник последней царской чете. В обход градостроительного совета

У храма Воскресения Христова близ Варшавского вокзала поставили памятник императору Николаю II и императрице Александре. Скульптор изобразил особ в день их бракосочетания. Священнослужители решили водрузить монумент, чтобы каждый житель Петербурга, смотря на него, «задумывался о собственной семье».

Идеальная семья

Памятник царским мученикам неспроста открыли рядом с Храмом Воскресения Христова на Обводном канале. 120 лет назад начало строительства этой церкви у Варшавского вокзала совпало с бракосочетанием наследника цесаревича Николая Александровича и немецкой принцессы — будущей русской государыни Александры Федоровны. Открытие и освящение скульптуры «Святым царственным мученикам» специально приурочили к празднованию 400-летия дома Романовых.

Монумент запечатлел молодых Николая и Александру в день их бракосочетания. По мнению служителей храма, памятник говорит о жертвенном семейном служении, ведь императорская чета — идеальный образец «чистоты и возвышенности супружеских отношений». «Мы хотим, чтобы каждый, смотря на этот памятник, задумывался о собственной жизни, о собственной семье: способна ли она выдержать испытания, посылаемые нам свыше?» — комментируют свою инициативу в самом храме.

Основные средства на памятник собрали прихожане, а автором стал московский скульптор Михаил Переяславец (именно к нему обратились с заказом священнослужители). Как Михаил рассказал «МК» в Питере», над петербургским проектом он работал около трех месяцев — ходил в библиотеку, изучал историю взаимоотношений царских особ.

— Они любили друг друга, у них были теплые отношения, — поведал Михаил Переяславец нашей газете. — Памятник воссоздает их образы в день венчания: молодые смотрят вдаль, полные любви и надежд, а может быть, слегка в предчувствии трагедии...

По словам скульптора, Александра Федоровна неспроста стоит, приподняв одну руку к груди, а второй словно ловит руку супруга — эти жесты выдают ее волнение за любимого и ее желание защитить и успокоить его.

В сапогах в храм — негоже?

Впрочем, Переяславцу не дали до конца воссоздать картину венчания последнего императора. Известно, что Николай II венчался в парадном с золотом мундире, синих чакчирах (форменных гусарских рейтузах) Лейб-гвардии Гусарского полка и сапогах. Но скульптору пришлось принести рейтузы и сапоги царской особы в жертву... отцам церкви!

— Отцы в храме воспротивились тому, чтобы Николай II был в сапогах — не знаю, почему, может, решили, что в храм в сапогах — нехорошо?.. — вздыхает Михаил Переяславец. Поэтому скульптору пришлось прибегнуть, как он говорит, «к фантастике» — «одеть» императора в длинные брюки, из-под которых обувь вообще не видна.

Памятник, сбивающий с толку

Впрочем, столь мелкие детали не стали препятствием для восхищения петербуржцев. В день открытия некоторые из них подходили и целовали памятник. А вот градозащитники считают, что данная скульптура как минимум вводит горожан в заблуждение.

— Люди могут подумать, что раз памятник венчающихся стоит у этого храма — значит, Николай II там и венчался. Но ведь это неправда. Скульптура на этом месте сбивает с толку, — объясняет «МК» в Питере» Александр Марголис, председатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. — Кроме того, Санкт-Петербург — все-таки город великого культурного наследия. И когда кто-то проявляет инициативу, собирает деньги и ставит памятник в обход градостроительного совета, комиссий, конкурсов — пространство города заполняется сомнительными, не к месту, скульптурами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру