Морской курс Юниса Лукманова

Недавно в Монако мировое спортивное сообщество чествовало россиян — чемпионов мира по водно-моторному спорту

89 (!) медалей — столько в международных соревнованиях не завоевали даже традиционные фавориты итальянцы. Россияне, в том числе и петербуржцы, удивляют своими достижениями уже несколько лет подряд.

Недавно в Монако мировое спортивное сообщество чествовало россиян — чемпионов мира по водно-моторному спорту

С тех пор как во главе Федерации водно-моторного спорта, равно как и ее питерского отделения, стал некогда петербургский чиновник Юнис Лукманов, организация развивается с чемпионской скоростью: 2010 год — 65, 2011-й — 89 медалей! Впрочем, Лукманов доводит до победного титула все, за что берется: Адмиралтейский район, им возглавляемый, стал лучшим районом Петербурга, а Жилищный комитет во время его председательства — лучшим отраслевым органом управления ЖКХ страны. «МК» в Питере» поговорил с Юнисом Лукмановым о его новой страсти — водной стихии.

— Юнис Халитович, вы служили чиновником в Смольном. Как пришли в водный спорт?
— Родился я в Башкирии и, как человек степной, с детства к морю относился с недоверием. Воды вообще боялся, так как два раза чуть не утонул. Но в 17 лет мое отношение к морю изменилось — я приехал в Ленинград, в морскую столицу России! Буквально влюбился в этот город, Кронштадт, наши реки, каналы, Финский залив. Водная стихия на самом деле облагораживает человека. Среди «морских людей» очень редко встречаются подлецы или предатели. Когда я стал главой администрации Адмиралтейского района, то начал непосредственно общаться с людьми, которые тесно связаны с морем. Это настоящие мужчины — в них чувствуется крепкий внутренний стержень, характер, у них есть понятие чести и достоинства. В общем, в Ленинграде я буквально заразился водной стихией. Вместе с руководством «Адмиралтейских верфей», ЦКБ «Рубин» и другими достойными людьми мы начали развивать в районе морскую тему. Начали с того, что создали лучший в Петербурге клуб юных моряков. Мальчишки района были в восторге — их учили вязать морские узлы, моделировать суда, ветераны рассказывали им о своих приключениях и подвигах… Это, кстати, отразилось на детской преступности — бывало так, что за летний сезон в районе не было зарегистрировано ни одного детского правонарушения.

— Когда вы возглавили Жилищный комитет, сил и времени на спорт, вероятно, не осталось?
— Напротив. Именно в это время в Смольном рекомендовали всем чиновникам активно заниматься спортом, курировать какое-то направление. Я был очень обрадован, потому что давно увлечен этой темой. У меня был накоплен огромный опыт. И я получал от этого дела большое удовольствие: потому что нет ничего приятнее, чем видеть, как воспитанники клуба, которому ты помогаешь и который развиваешь, вдруг становятся чемпионами. В этом достижении ты чувствуешь и свою маленькую победу тоже. Ведь в Петербурге талантливые спортсмены — им нужно только дать шанс. Приведу пример. Еще в мою бытность заместителем главы администрации Фрунзенского района я курировал баскетбольную команду мастеров «Волна» с великим тренером Станиславом Яковлевичем Гельчинским. Это была частная команда, кстати, самая молодая и высокорослая женская команда страны. За два года, что я помогал им, команда стала бронзовым призером чемпионата России. Маша Степанова, которая раньше занималась в «Волне», сегодня ни много ни мало — капитан сборной России.

— Как выбирали федерацию, которую хотели бы возглавить?
— Во-первых, подбирал федерацию, близкую мне по духу. Во-вторых, искал, где я буду максимально полезен. Мне предлагали и греблю на байдарках, и каноэ, и тяжелую атлетику, и баскетбол, и даже бокс. Но я знал и знаю обстановку со спортом в городе. Например, бокс был мне близок, но им уже занимались мои друзья, и я был уверен: этот вид спорта не пропадет, у него надежные помощники, бокс в хороших руках. Когда ко мне обратились трехкратный чемпион мира по водно-моторному спорту Алексей Ишутин, мой коллега, тоже бывший чиновник и строитель Петр Пылаев, — решение сложилось само собой — решил, что буду развивать в городе водно-моторный спорт. Санкт-Петербург — морская столица России, здесь просто судьбой предначертано заниматься этим видом спорта.

— В каком состоянии тогда был этот «знаковый» вид спорта в городе?
— В девяностые годы он развивался благодаря тому, что проводилась гонка «Формула-1» на Неве. Это этап Кубка мира соревнований по водно-моторному спорту в классе «Формула-1». Ее поддерживали власти. Кстати, в том числе Владимир Путин. Он, в частности, подписал документы, связанные с проведением этой гонки в 1996 году, когда исполнял обязанности мэра города. Команда Владимира Яковлева тоже с уважением относилась к этой гонке, команда Валентины Матвиенко поддерживала этот вид спорта. Но из-за кризиса до 2007 года гонка не проводилась в течение шести лет. Хотя это потрясающее зрелище для горожан и огромный «промоушен» для Петербурга.

— В 2007-м вы возглавили петербургское отделение водно-моторного спорта, в 2010-м — общероссийскую федерацию. Что изменилось?
— Приведу факты. Раньше наши спортсмены с трудом входили в десятку лучших. Но в 2010 году российские спортсмены завоевали 65 медалей в международных соревнованиях, а в 2011-м — 89 медалей. Мы заняли первое место по числу чемпионов мира. Причем на чемпионате мира по водно-моторному спорту стали лучшими в мире не только взрослые, но и наши дети — они взяли 15 золотых медалей из 16. И при этом конкуренты не выразили ни одного протеста. Кстати, большинство победивших детей — из Петербурга. За спортивный сезон 2009 года федерация провела 28 соревнований, в 2010-м — 33, а в 2011-м федерацией проведено уже 46 серьезных соревнований. Очень много делается для детей. Так, в 2011-м мы провели самые важные юношеские соревнования в Большом пруду Екатерининского парка в Пушкине — чемпионат Европы и чемпионат мира в классе «Формула будущего». Детей надо тащить с улицы — в спорт. Не будет тогда ни наркомании, ни преступности среди подростков. Я никогда не забуду, как президент Объединенных Арабских Эмиратов, один из богатейших и влиятельнейших людей планеты, шейх Халифа бин Зайед Аль Нахьян стоял в Монако на коленях перед нашим питерским 8-летним пацаном Дмитрием Панфиловым, самым маленьким чемпионом мира по водно-моторному спорту. Он вручал ему почетный чемпионский знак. И знаете, за будущее этого мальчика, спортсмена, я спокоен. Поэтому развитие спорта так важно в первую очередь для воспитания наших детей. У нас сейчас в Питере в отделении водно-моторного спорта могут заниматься около 20 детей. Но мы взяли в два раза больше, около 50 человек.

— Что было самым сложным препятствием в преодолении трудностей?
— Наладить отношения с властью. Открыть отделение детско-спортивной школы, провести соревнования, попросить не застраивать тренировочную базу спортсменов в Лопухинском саду гостиницей — за всем этим и многим другим нужно приходить к губернатору и объяснять.

— Вы тоже боретесь за сохранение Лопухинского сада?
— Конечно, это уникальное место, которое надо ценить. И не только потому, что это памятник архитектуры и красивейший парк Петербурга. Дело в том, что в акватории этого сада — удивительная роза ветров. Она создает идеальные условия для тренировок. Водно-моторная база там существует очень давно, еще с послевоенных времен. (Правда, в годы перестройки она зачахла, и обновить ее у нас пока нет средств, это наши мечты.) Десять лет назад там было небольшое кирпичное здание — объект принадлежал ДОСААФ. Они его продали. В результате здание ушло коммерсантам, которые хотели бы там построить гостиницу. Жильцы прилегающих домов протестовали. И мы тоже не хотели бы, чтобы сад был утерян. Три года назад я встречался с потенциальными застройщиками, и мы договорились, что база не будет закрыта. Просил помощи и у Валентины Ивановны Матвиенко. Сейчас, насколько я знаю, решений о строительстве пока нет.

— Достаточно долго международная водно-моторная гонка «Формула-1» проходила в Петербурге, привлекая и горожан, и туристов. Но в 2011 году это престижное соревнование вдруг «перекочевало» в Казань. Почему?
— Это наболевшая тема. Знаете, где находится самый красивый водный стадион в мире? В Санкт-Петербурге, перед Петропавловской крепостью. И организаторы гонок «Формула-1» прекрасно это знают и радеют, чтобы гонка проходила именно у нас постоянно. Помимо развлечения, представляете, какая это реклама нашему городу по всем миру? Ведь «Формулу-1» транслируют десятки раз на мировых телеканалах. Я хочу, чтобы наш город увидели все — его красоту, его уникальность. Но о какой организации может идти речь, если я даже не могу попасть на прием к нашему новому губернатору Георгию Сергеевичу? Два раза я пытался попасть к Полтавченко — безрезультатно. Я не могу даже поговорить с губернатором на эту тему. Сейчас приоритеты развития города другие, наверное... известно, что бюджет города, к сожалению, подсел. Многие крупные проекты пришлось «свернуть»… Возможно, есть и другие уважительные причины у нынешней власти. Однако Казань не морская столица, в отличие от Питера, но мне понадобилось поговорить с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым ровно пять минут, чтобы провести эти гонки в Казани. Причем все затраты республика взяла на себя. Но все-таки моей мечтой остается сделать эти гонки в Петербурге. Удивительно, что Федерация водно-моторного спорта видит заинтересованность властей Казани, Красноярска, Ульяновска, Саратова, Астрахани. Только почему-то в Санкт-Петербурге у нас пока не получается. Хотя с Комитетом по спорту у нас хорошие отношения.

— Сколько стоит провести «Формулу-1» в Петербурге?
— Вы удивитесь, но это на порядок дешевле, чем организовать гонку «Формула-1» на автомобилях. Если там речь идет о 20–30 миллионах евро, то водно-моторная гонка «Формула-1» обойдется городу примерно в 2 миллиона евро. Поддержка водного спорта серьезно увеличила бы узнаваемость Петербурга в мире. А какая это была бы планка для детей! Все знают о футболе, у маленького футболиста есть кумиры — Марадонна, Кержаков. А для маленького спортсмена, который занимается водно-моторным спортом, — есть такой же кумир, между прочим, петербуржец, Станислав Курценовский, который выступал в команде с легендой — десятикратным чемпионом мира Гвидо Коппелини. А сейчас Станислав вынужден представлять китайскую команду. У нас столько талантливых спортсменов, помимо футболистов, только пока они лишены серьезной поддержки со стороны властей. Я, конечно, футбол уважаю, но мы все-таки морская столица России.

— Юнис Халитович, вам сейчас интереснее жить, чем когда вы работали в Смольном?
— Да, жить стало интереснее, чем тогда, когда служил чиновником. Я словно стал свободным человеком. Все, чем занимаюсь, — мне в удовольствие. Моя основная работа — автохолдинг «РРТ», где я являюсь председателем совета директоров. А какой мужчина не любит автомобили? За два года работы, в 2010–2011 годах, непростые для экономики времена, холдинг увеличил оборот в 4 раза: ранее он составлял 6 миллиардов — теперь порядка 25 миллиардов рублей. Защитил докторскую диссертацию, у меня две кафедры — научная в Военмехе и спортивная в университете Лесгафта. Кроме того, мы с партнерами создали АНО «Национальный инновационный клуб». Кстати, в это же время первый человек в государстве как раз объявил о модернизации и создании Сколково. Но пока модернизации в стране что-то не видно, а Сколково — только разговоры. В нашем клубе трудится небольшой коллектив людей, которые занимаются новыми технологиями. На некоторые уже зарегистрировали патенты.

— Например?
— Например, представьте автомобильную гоночную трассу на реке Неве.

— Это возможно?!
— Да. Патент у нас на руках. В общих словах, строится трасса на опорах, которые монтируются на углубленные в дно Невы сваи. Это трасса разборная. По нашим оценкам, проект стоит порядка 500 миллионов долларов. И это дешевле, чем строить трассу на асфальте, например, на Пулковских высотах. После проведения гонки трасса демонтируется для обеспечения судоходства. Монтаж и демонтаж обойдется дешевле, чем на два месяца перекрывать центральные магистрали города для подготовки гонки. Если «Формула-1» будет проводиться в акватории Невы, в центре города, то Монако будет просто отдыхать.

— Сейчас, со стороны, как вам кажется, чего не хватает Смольному?
— Мобильности. Процветание есть тогда, когда идет движение. Если человек пришел к губернатору с хорошей идеей, сейчас вместо оперативного движения его пускают по кругу. И так на месяцы, а то и годы. Это тормозит развитие. Помимо мобильности, конечно, нужно взвешивать свои решения, а это уже профессионализм. Чтобы при минимуме информации принять верное решение — нужны знания и опыт. Так что, как говорил не очень любимый мною человек, надо учиться, учиться и еще раз учиться. У меня три высших образования. Написаны кандидатская, докторская. Когда много знаешь — легче принимать решения. У меня в голове сейчас калейдоскоп идей, и я счастливый человек, потому что часть этих идей воплощается.

— Район возглавили — сделали лучшим. Водно-моторный спорт — вывели на мировой уровень. Взялись за автобизнес — успешно развили. В чем секрет такой организованности?
— Например, в футбольной команде есть игрок Кержаков — но выигрывает не он, а команда. Он просто оказывается в нужное время в нужном месте и добросовестно выполняет свои задачи. Его задача — забить гол, и он забивает. В некотором смысле я тоже играю в команде. Если за что-то взялся, то стараюсь добросовестно «забивать».

Знаете, у некоторых моих знакомых есть вертолеты, супердорогие часы или огромное количество недвижимости. У меня другое хобби — это мое дело, спорт, автобизнес, музыка, наука. И я чувствую невероятное удовлетворение, когда у меня получается развивать эти направления в лучшую сторону, помогать друзьям, детям, воспитанникам, клубам, городу…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру