Звериная война

Голуби взрывали немецкие самолеты, а верблюды спасали Сталинград

Собаки-камикадзе, летучие мыши-бомбардировщики, крысы-саперы. Оказывается, во время войн животных регулярно призывали на фронт. Во Вторую мировую особенно отличились голуби, верблюды и собаки. Некоторых из них даже наградили медалями и присвоили воинские звания. В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась выставка, посвященная животным-героям.

Голуби взрывали немецкие самолеты, а верблюды спасали Сталинград

Верблюды в немецких орденах

 

Помощь верблюдов понадобилась Советской армии во время защиты Сталинграда. Для перевозки артиллерийских орудий и снарядов тогда не хватало ни техники, ни лошадей. И командование решило привлечь верблюдов.

— Эти животные могли нести на себе до 200 кг груза и неделю обходиться без пищи и воды, — рассказывает автор выставки и заместитель директора музея по научно-просветительской и выставочной работе Сергей Ефимов. — Диких верблюдов собирали по калмыцким степям, Ставропольскому краю и отправляли прямиком в армию. Солдатам тогда пришлось непросто. Многие видели верблюдов первый раз в жизни и не представляли, как ими управлять. Тогда на помощь Красной армии пришли местные мальчишки-пастухи. Буквально за несколько недель они научили солдат усмирять своенравных животных.

Все бы хорошо, но упрямые верблюды категорически не хотели прятаться от пуль и бомбежек. Немцы легко отстреливали несчастных животных, а потом ходили по полю битвы, добивали раненых верблюдов и шутили: «Дас ист руссиш танк». Немногие выжившие животные через какое-то время научились по команде «Ложись!» дружно бросаться на землю. Самыми знаменитыми верблюдами в Советской армии были Яшка и Машка из 902-го полка, сформированного в Астрахани. Они тащили до Берлина тяжелые артиллерийские орудия, перевозили полевую кухню. Грудь животных была увешана орденами немецких генералов. После окончания войны командование решило отправить Яшку и Машку на мясо. Но офицеры и солдаты полка чуть было не подняли восстание: никто не хотел ужинать своими боевыми товарищами. И тогда Машку и Яшку оставили в Берлинском зоопарке.

 Пернатый полковник

 Куда чаще верблюдов в боевых действиях участвовали голуби. Пернатые зарекомендовали себя настоящими героями еще в ХIХ веке.

— Во время осады Парижа немцами в 1871 году с помощью голубиной почты было переправлено за линию фронта больше 1,5 миллионов частной корреспонденции, — говорит Сергей Ефимов. — В Париже работали специальные голубиные почтамты. Туда местные жители приносили письма, которые крепили к лапкам голубей и отправляли за линию фронта.

За героизм во время Первой мировой войны английский почтовый голубь № 888 даже получил звание полковника британской армии. Правда, посмертно.

Без голубей не обошлось и во время Второй мировой войны. Тогда отличилась голубка Уинки. 23 февраля 1942 года английскую подводную лодку, которая возвращалась с задания от побережья Норвегии, повредили фашистские самолеты. Гибель субмарины и экипажа казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием местонахождения лодки, поместили питомцев в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы и передать просьбу о помощи. Так подводная лодка была спасена. Голубке Уинки за этот подвиг вручили высшую военную награду Великобритании.

Для борьбы с крылатыми почтальонам и в нацистской Германии даже начали тренировать охотничьих ястребов. Это были хорошо обученные убийцы, и если голубь попадал в их когти, то живым не уходил.

— Голубиная связь сохранилась и сейчас в швейцарской армии, — говорит Сергей Ефимов. — Для передачи срочных сообщений там содержат и тренируют около 40 тысяч голубей. Швейцарцы понимают, что если случится война и отключится Интернет, спасти положение смогут только голуби. 

Мышиные бомбы  

А вот советское командование в годы Великой Отечественной войны в режиме абсолютной секретности разрабатывало проект голубей-подрывников. На теле пернатых крепилась капсула с химическим боезарядом. Птицы прилетали в тыл к противнику, приземлялись на аэродромах, самолетах, складах и взрывались.

— У американцев был аналогичный проект, — рассказывает Сергей Ефимов. — Только вместо голубей они использовали летучих мышей — бразильских складчатогубов. К их телу прикреплялись небольшие зажигательные бомбы с механизмом замедленного действия. Мышей должны были разбрасывать над территорией Японии. Американцы подсчитали, что эффект от такой операции был бы в десять раз сильнее, чем в результате обычной бомбардировки.

Правда, воплотить планы в жизнь союзники не успели. Когда первый отряд мышей-камикадзе был готов к операции, война закончилась. 

Собаки-камикадзе  

Но чаще всего на фронт призывали собак. Только в Красной армии служили 68 тысяч собак. На их счету 200 тысяч доставленных донесений, 680 тысяч спасенных раненых, сотни тонн подвезенных боеприпасов, более 4 миллионов обнаруженных мин. Особенно ценились четвероногие миноискатели. Среди них равных себе не знал шотландский колли по кличке Дик. Именно он обнаружил 2,5-тонный фугас с часовым механизмом в фундаменте Павловского дворца за час до момента взрыва. Всего же во время войны он отыскал около 12 тысяч мин.
А вот обычная дворняга Джульбарс заслужила похвалу самого Сталина. За время войны пес сумел обнаружить около 8 тысяч мин и более 150 снарядов.

— Сталин хотел, чтобы Джульбарс участвовал в Параде Победы на Красной площади, — рассказывает Сергей Ефимов. — Когда ему доложили, что собака ранена и проходит лечение, Сталин, по легенде, снял с себя шинель и велел отправить ее Джульбарсу. В итоге командир 37-го отдельного батальона разминирования Александр Мазовер пронес Джульбарса, завернутого в сталинскую шинель, по Красной площади на руках.
Куда меньше повезло собакам — истребителям танков. Тренировки занимали от двух до шести месяцев, а затем псы шли прямиком на войну. Для них разработали специмины. Они крепились на спине четвероногого бойца.
— Когда собака забиралась под танк, поворачивался специальный рычаг на мине, и пес вместе с немецким «тигром» взрывался, — рассказывает Сергей Ефимов. — Правда, были случаи, когда испуганные животные не хотели подбегать к вражеской технике и возвращались на базу. Тогда в воздух взлетали уже советские машины.
Кстати, обычные солдаты недолюбливали проводников и дрессировщиков собак-смертников. Их называли мучителями животных и время от времени даже избивали.

К осени 1942 года от услуг собак-смертников отказались. Но свой вклад в победу животные успели внести. По некоторым данным, во время Сталинградской битвы четвероногие камикадзе взорвали около 300 немецких танков. 

Капрал с рогами  

Впрочем, животных не всегда пускали в бой. Некоторых счастливчиков делали полковыми талисманами. Их защищали от пуль и кормили лучшим, что находилось на полковой кухне.

— Во время Гражданской войны в Америке у генерала Роберта Э. Ли была курица, которая каждое утро несла ему под походной кроватью яйцо к завтраку, — рассказывает Сергей Ефимов. — Эта курица потерялась во время битвы при Геттисберге летом 1863 года, что вызвало панику в армии. Страсти улеглись только после того, как курица была найдена.

А во время Первой мировой войны в русском корпусе, воевавшем во Франции, большую известность получил медвежонок по кличке Мишка. Его купили офицеры полка в Екатеринбурге за скромную сумму в 8 рублей. До революции Мишка был любимцем и баловнем всего полка. Он дружелюбно относился только к людям, одетым в «хаки» (русским солдатам). Цвет одежды французских солдат вызывал в нем чувство недоверия.

— Революция 1917 года отразилась и на судьбе полкового любимца, — сожалеет Сергей Ефимов. — Из-за того, что он принадлежал офицерам, медведя солдаты однажды облили кипятком. Мишку удалось вылечить. Правда, потом его все равно пришлось отдать в парижский зоопарк.

Живые талисманы до сих пор существуют в армиях некоторых европейских стран. Так, козел — символ Королевского уэльского фузилерного полка. Он носит серебряный щиток с именем королевы Виктории, имеет чин младшего капрала и участвует во всех парадах. Ухаживает за козлом офицер, который имеет почетный в Великобритании титул «Старший по козлу».

— На одном из парадов козел серьезно проштрафился перед королевой, — говорит Сергей Ефимов. — Он вдруг начал брыкаться, фыркать и вести себя неадекватно. За плохое поведение его понизили в чине.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру