Как выяснил «МК» в Питере», о педофильских наклонностях учителя пения догадывались многие его коллеги и ученики. Но почему-то никто не поделился своими подозрениями с полицией. Все молча наблюдали за «шалостями» Лысенкова. Первой, кто нарушил этот обет молчания, стала бывшая воспитанница педагога 17-летняя Ольга Крайнова (имя изменено. — Прим. ред.).
Состав мальчиков менялся 19 раз
Ольга свою первую встречу с педагогом Лысенковым, руководителем студии «Взрослые дети», запомнила очень хорошо. Ей тогда было 14 лет.
— Я когда его увидела, то немножко испугалась. Высокий, лысый, хмурый. Он очень редко улыбался. А когда его потом увидели мои друзья, они сразу сказали: «Ты что, не видишь? Это же педофил!», — вспоминает теперь девушка.
Молодежная студия располагалась недалеко от метро «Звездная».
— У нас были занятия три раза в неделю — вокал, хореография и актерское мастерство, — рассказывает Оля. — Но Илья Эдуардович занимался только с мальчиками. У него был коллектив «Звездный патруль», в котором пели четверо мальчишек. Им всем было по 12–13 лет. Состав ансамбля с 2002 года менялся около 19 раз!
Занятия, по словам девушки, затягивались до позднего вечера.
— Лысенков с мальчишками даже оставались на ночь. Я сейчас стала немножко постарше и понимаю, что он умело втирался в доверие к родителям. Говорил им, что студия не приспособлена для записи песен в дневное время — мол, много шума, все мешают. Часа в два ночи он на своей машине развозил ребят по домам. А с пятницы на субботу, когда не надо было идти в школу, они проводили в студии всю ночь. Сам Лысенков почти постоянно жил в студии, хотя у него есть квартира на улице Турку.
Судя по всему, запись в ночной тиши была всего лишь отговоркой. Ребята, занимавшиеся в студии, рассказывают теперь, что никаких проблем с качеством звука днем не было.
По прозвищу «Педуардович»
Летом Лысенков работал в детских лагерях Ленобласти, где вел вокальные кружки. А заодно репетировал номера со своим «Звездным патрулем», который кочевал с ним из одного лагеря в другой. О подозрительном поведении педагога впервые громко заговорили еще в 2008 году, когда Лысенков внезапно собрал все свои пожитки и покинул территорию лагеря «Чайка». Сразу же пошли слухи о том, что Лысенкова с мальчиком на коленях застукал директор и попросил его уйти «по-тихому».
— Моя сестра работала в том лагере и не раз видела, как из корпуса, в котором занимался с детьми Лысенков, выбегали полуголые мальчики, — рассказывает Оля. — А уборщице тете Лене он строго-настрого запретил убираться в его корпусе. Когда Лысенков уехал, тетя Лена обнаружила там настоящий гадюшник — они где ели, там и спали. А еще она нашла грязные простыни с характерными пятнами.
Подозрения роились в голове юной девчонки. А после того, как она познакомилась с одним из бывших воспитанников Ильи Эдуардовича, она уже не сомневалась: учитель — педофил!
— Этот мальчик рассказал мне, что Лысенков к нему приставал еще в 2002 году, поэтому он из группы ушел. «Разве ты не знала? Все об этом знают», — еще удивился он. Ему даже кличку дали «Педуардович», — говорит Оля. — Тогда я начала уже открыто расспрашивать всех, кто занимался в студии. Реакция девчонок меня поразила. Они жутко испугались и сказали, чтобы я никому больше ничего об этом не говорила — «тебя не трогают и ладно». При этом у двоих из них были молодые люди в «Звездном патруле»! Лысенкова боялись. Он умел давить на психику.
…Уже после ареста учителя пения в социальной сети появилась группа в его поддержку.
— Эту группу создала девочка, которая занималась вместе со мной, она отлично знает, кто такой Лысенков, — рассказывает Ольга. — Но она словно зомбированная. Эдуардович для нее идол, несмотря ни на что.
Девушка вспоминает еще один случай, врезавшийся ей в память.
— В студии был концерт, на котором я выступала. В зале за аппаратурой сидел Эдуардович. После концерта, когда зрители ушли из зала, я увидела, как он посадил к себе на коленки маленького мальчика. К нему подошел администратор Виктор, ударил по рукам, столкнул мальчика с его коленей, потом схватил Эдуардовича за шкирку и наорал на него. Что он кричал, я не слышала, потому что громко играла музыка.
Стол с секретом
После «увольнения» из лагеря «Чайка» в 2008 году Лысенкова попросили уйти и из молодежной студии на «Звездной», где он к тому времени «без замечаний» работал уже несколько лет. Но в корпоративной педагогической среде, видимо, посчитали, что главное — избавиться от сомнительного учителя, а где он дальше трудоустроится — не важно. Лысенков, несмотря на тень подозрений, без работы не остался. Его с радостью приняли на службу в «Приморский культурный центр». Формальных претензий к нему не было. Учитель пения вообще находился на хорошем счету у чиновников — проект «Звездный патруль» был отмечен грамотой администрации Петербурга, после концертов, посвященных Дню Победы, ребятам от имени правительства России вручили медали в честь 65-летия победы в Великой Отечественной войне. В то, что творилось внутри коллектива, чиновники из Комитета по культуре не вникали.
— Илья Эдуардович, уходя из нашей студии, собирался впопыхах, — рассказывает Ольга. — Поэтому из ящиков своего стола забрал не все. Девочка, которой отдали этот стол, не смогла его открыть. Взломали, а там диски, кассеты, баночка вазелина. На дисках — фотографии и видеокадры, на которых Эдуардович с мальчиками. Она эти диски выбросила. Вот тогда я твердо решила найти человека, который мне поможет.
Человек, которого искала Ольга, нашелся в ДК Дзержинского, в котором она выступала на очередном концерте. Это был Леонид Армер, руководитель общественной организации «Молодежная служба безопасности», недавно лично поймавший в метро «маньяка с иглой», охотившегося за девушками. Тот и передал информацию о возможном педофиле в правоохранительные органы.
Полицейские обыскали квартиру Лысенкова, изъяли компьютер, о содержимом которого можно только догадываться. Но уже известно, что педагог написал чистосердечное признание. А следователи тем временем ищут новых жертв учителя.
Педофильский клубок
Лысенков, судя по всему, чувствовал себя в полной безопасности. О том, что за его спиной шушукаются его ученики и ученицы, он то ли не знал, то ли не придавал этому серьезного значения. В 2010 году Илья Лысенков устроился в детский лагерь «Восток-2» в поселке Овсяное под Выборгом.
— Он должен был приехать со своим «Звездным патрулем» в середине смены, чтобы поставить номер на день рождения лагеря, — рассказала «МК» в Питере» одна из вожатых. — Перед его приездом среди моих коллег, знавших его лично, ходило много всяких сплетен. Говорили, например, что Лысенков якобы вывозил мальчиков на природу, там накачивал их алкоголем, а потом насиловал. Но это были всего лишь слухи. Но я все равно забеспокоилась — ведь дыма без огня не бывает. Лысенков и его «шоу-группа» жили в отдельном домике. Однажды ночью, уже после отбоя, я заметила, как к заливу спускается мужчина с фонарем, а с ним несколько ребят. Я подумала, что это дети сбежали из отрядов, чтобы искупаться ночью. Побежала за процессией, закричала, чтобы они остановились. Догнав их, я увидела ошарашенного Лысенкова, он начал оправдываться — мол, они пошли посмотреть, есть ли свет на другом берегу. Все выглядело очень странно. Потом ему «приглянулся» красивый мальчик из моего отряда. Боясь оставить его одного, я этого ребенка сопровождала везде. Я хотела пойти к начальству, но коллеги меня отговорили, сказав, что Лысенков поддерживает с кем-то из руководства дружеские отношения, а меня могут просто выгнать из лагеря за клевету. Ведь ничего, кроме подозрений, у меня не было.
В этом году Лысенков продолжил свою «педагогическую деятельность» в том же лагере. А когда туда приехала с визитом уполномоченная по правам ребенка Светлана Агапитова, даже обратился к ней с просьбой оформить опекунство над подростком из неблагополучной семьи! Мальчик также пел у него в хоре.
Директор детского лагеря «Восток-2» Юрий Кармазин, проглядевший учителя со странными наклонностями, от комментариев отказался:
— Я не готов ничего говорить, пока идет следствие, — заявил он.
Вопросы остаются и к руководству лагеря «Чайка», которое еще три года назад, зная о подозрительном поведении Лысенкова, никого об этом не известило. Тотальное молчание, благодаря которому руководитель хора еще несколько лет безнаказанно растлевал мальчишек, сейчас прорвало, словно плотину. Все бывшие коллеги Лысенкова, словно получив «разрешение», начали говорить — вскрываются страшные вещи.
— После того как Лысенкова арестовали, начали говорить и другие вожатые, — рассказывает Леонид Армер. — Сейчас мы только собираем информацию, но не исключено, что Оля Крайнова, сама того не зная, потянула только одну из нитей педофильского клубка.