Как Козака спасли от голода

«МК» в Питере» нашел бывших соседей будущего губернатора

«В Кремле такие же обычные люди работают, как и мы. Вон Димка наш», — разводит руками Анна Алексеевна Петрова из многоэтажки на улице Котина. Но кому Димка, а кому и Дмитрий Николаевич Козак — вице-премьер российского правительства и кандидат № 1 на пост петербургского губернатора. «МК» в Питере» нашел квартиру вероятного будущего градоначальника.

«МК» в Питере» нашел бывших соседей будущего губернатора

И чаем напоит, и спать уложит

Улица Котина — это и сейчас городская окраина, а двадцать лет назад она, должно быть, являла совсем печальное зрелище. В 1991-м там в новом доме поселился юрист Дмитрий Козак с семьей — женой Людмилой, двумя сыновьями Сашей и Лешей и тещей Анной Петровной.

— Мы и Козаки одними из последних въезжали в свои квартиры. Как раз почти одновременно заселялись, — вспоминает Анна Петрова. — Нашей семье жилье дали по «афганским делам», а Козакам, кажется, от Кировского завода.

В начале 1990-х Дмитрий Николаевич работал начальником юридического отдела концерна «Монолит-Кировский». Ему досталась в доме № 6 трехкомнатная квартира на четвертом этаже. С жильем повезло. Дом построили добротный. И он до сих пор в хорошем состоянии.

— Помню, поначалу друг к друг за стульями и посудой бегали, чтобы новоселье отметить, — рассказывает Анна Алексеевна.

Семьи Петровых и Козаков подружились. Не просто на лестнице здоровались, а и на чай друг к другу заходили.

— Однажды я пришла домой очень поздно. Дети уже спали, и мне было не дозвониться до них. А на лестничной площадке и присесть негде. Попросила у Димы и Люды табуретку, чтобы у своих дверей не стоять, — говорит женщина. — А они меня к себе позвали, чаем напоили. Даже предлагали у них переночевать на случай, если дети так и не откроют мне двери. Но ближе к часу ночи я домой все-таки попала, добудилась своих.

С тех пор почти все жильцы на лестничной площадке сменились. Но Анна Петрова так близко больше ни с кем не общалась. Козаки были для нее идеальными соседями.

Дети губернаторов ходили в один… банк

Дмитрий Козак и Анна Петрова не раз помогали друг другу. Например, женщине как-то было не выкрутить плафон в ванной — кого позвать на помощь? Конечно, соседа!

— А с Дмитрием был смешной эпизод. Его жена Людмила в какой-то момент увлеклась вегетарианством. И всю семью кормила салатами и овощными супами. А он же мужик. Ему мясо нужно. Вот он ко мне один раз и забежал. Говорит: «Аня, у тебя мясо есть? Покорми. А уж потом я пойду свои салаты жевать». Ну, раз такое дело, накормила, — смеется Анна Петрова.

Но от вегетарианства Козаки скоро отказались. Все-таки трое мужчин — глава семьи и два сына — хотели мяса, а не травы.

— Мальчишки у них славные были. Учились в школе через дорогу. Как сейчас помню, они с рюкзачками на уроки идут. Никогда не хулиганили, не курили, — радуется за соседских детей Анна Алексеевна.

С тех пор мальчики подросли. Старший сын Алексей теперь работает в одной структуре банка «ВТБ» (удивительное совпадение — в системе этого же банка трудится и сын действующего губернатора Валентины Матвиенко!). Младший Александр в 2009-м закончил бакалавриат на факультете менеджмента в Высшей школе экономики. Но, как ни удивительно, эта дружная семья Козаков распалась. Три года назад Дмитрий и Людмила расстались. И зампред Правительства Козак довольно скоро снова женился. Его избранницей стала адвокат Наталия Квачева.

— Вот, значит, как, — задумалась Анна Алексеевна, услышав такую новость. — Ему видней, конечно. А вообще Людмила была приятная женщина. Хотя, когда Дима пошел на повышение и уже работал в Смольном, с ней стало трудно общаться. Она одеваться стала богаче и будто бы сторонилась нас. В отличие от него самого.

Дмитрий Козак старых знакомых не забывает. Даже после того как уехал в столицу, оставил соседям свой московский номер. И дочка Анны Петровой навещала его. Козак радушно принял девушку в своем загородном доме.

— Дочка мне тогда звонила и говорила, что не знает, где переодеться, повсюду камеры установлены, — рассказывает бывшая соседка Козака.

Квартира на Котина обходилась без систем видеонаблюдения, хотя Козак жил в ней, уже будучи вице-губернатором.

— Обстановка у них была самая обычная. Много комнатных цветов. Они жили вместе с тещей. Но я никогда не слышала, чтобы они ссорились. Мирно жили, — говорит Анна Петрова.

Вырабатывал командный голос у окна

Попозже Дмитрий Николаевич перевез поближе к себе и свою мать. Старушка к тому времени уже почти не видела. Козак выменял для нее квартиру рядом со своей. Благо бабушка-соседка его очень уважала и легко согласилась на обмен.

— Кажется, мама Дмитрия умерла уже после его отъезда в столицу. На поминках, помню, было очень много роз, разные люди приходили, — заметила Анна Петрова.

Дмитрий Козак вообще был гостеприимным хозяином. К нему то и дело кто-то наведывался. И, чем черт не шутит, — возможно, в этой квартире и сам Путин бывал. Все-таки они друзья и работали вместе в Смольном.

Двух чиновников связывало и общее спортивное увлечение. Дмитрий Николаевич, как и Владимир Владимирович, занимался дзюдо. А еще у них, похоже, была общая страсть к большим собакам. Путин держал кавказскую овчарку, а Козак — дога.

— Он с ним часто гулял. Сам в спортивном костюме бежит, а собака рядом, — вспоминает Анна Петрова, у нее тоже был дог-девочка. И, чтобы не получились щенки, соседи старались выгуливать своих псов в разное время.

— Однажды иду с собакой мимо его окон и слышу, как будто радио или телевизор вещает, но как-то странно, с перерывами. А потом поняла, что это Дмитрий Николаевич речь репетирует, голос тренирует, — рассказала Анна Алексеевна. — Он вообще ответственный человек, умный, но как будто не может выразить мысль. А как стал занимать важные посты, так и начал тренироваться для выступлений.

Разбивает клумбы из Москвы

Семья Петровых вообще с большим трепетом относилась к своему соседу — знали, какие посты он занимает, понимали, что власть меняется и ему в такие моменты бывает сложно. Козак пришел в Смольный при Собчаке. В 1996 году город возглавил Владимир Яковлев.

— И в тот момент вдруг за Дмитрием перестала приезжать служебная машина, — до сих пор переживает Петрова. — До этого его каждое утро забирала черная «Волга», а тут вдруг он стал сам на работу ездить, на своей 99-й «Ладе». Мы за него очень испугались — как бы не уволили. Но через месяц все наладилось, за ним приехала служебная иномарка.

Уезжая в Москву, Козак выслушал «наказы» соседей. Люди просили не забывать их район, поспособствовать его развитию, дороги сделать нормальные. И действительно, спустя какое-то время за дороги взялись рабочие, а на газонах начали появляться клумбы. То ли Козак из Москвы дал указания, то ли у городских властей руки наконец дошли до этого района. Но теперь-то уж соседи ждут, что Козак станет губернатором и тогда их двор превратится в рай.

Но пока после переселения в столицу Дмитрия Николаевича на улице Котина больше не видели. О нем осталось только два напоминания.

— Он стал примером для моего сына. Муж у меня рано умер. Мой мальчик равнялся на Диму. Как и он, решил стать юристом. Поступил в институт. Правда, через два года его забрали в армию. Я спросила у Димы, что же делать. Но он сказал, что служить все равно придется, так пусть сейчас два год в армии проведет, а потом вернется к учебе. Сын так и сделал. (Кстати, сыновья самого Козака, скорее всего, в армии не служили.)

А еще о Козаке напоминают несколько берез во дворе. Дмитрий Николаевич с женой и детьми сам посадил их. В то время вокруг новостроек были голые пустыри, летом ветер поднимал настоящую песчаную бурю. Чтобы облагородить двор, Козаки вышли на субботник.

— Вон их березки, — показывает Анна Петрова. — Все прижились. Да у Димы вообще все хорошо получалось, хозяйственный он.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру