Блокаду Ленинграда пережили редкие бабочки

Ленинградец в самые суровые дни войны разводил у себя дома экзотических насекомых

За окном стоял лютый мороз, немцы нещадно бомбили город, а в одной из комнат дома в Саперном переулке порхали гигантские теплолюбивые бабочки. Об уникальном блокадном энтомологе Андрее Батуеве рассказывает выставка, открывшаяся 27 января в музее тропических бабочек.

Ленинградец в самые суровые дни войны разводил у себя дома экзотических насекомых

Подарок на 22 июня

Незадолго до начала Великой Отечественной войны в Советском Союзе начали развивать производство натурального шелка. Чаще всего для этого используют бабочек тутовых шелкопрядов. С 1937 года их стали разводить в южных республиках, где растет тута. Север оставался неохваченным. И тогда внимание обратили на китайскую дубовую сатурнию (она же павлиноглазка), из ее коконов получают толстые прочные шелковые нити. Этот вид гигантских бабочек (размах крыльев до 15 сантиметров) живет в тропиках, но питается дубовыми листьями, а дубы в нашей стране хорошо растут и в средней полосе, и на Севере.

— Была идея выращивать сатурний в искусственных условиях, обеспечивая им необходимую температуру и влажность и кормить их дубовыми листьями. Исследование этого вопроса отдали в том числе на откуп юннатам, — рассказала исполнительный директор музея «Тропический рай» Екатерина Богданова.

Ленинградец Андрей Михайлович Батуев был тесно связан с юннатским движением города. У него самого дома был целый зоопарк, он безумно любил животных, птиц и насекомых. Но не просто собирал их, а изучал, проводил эксперименты. Не мог Батуев остаться в стороне и от бабочек-сатурний.

22 июня 1941 года он сделал запись в своем дневнике: «День ясный, теплый, солнечный. Однако это уже не имеет никакого значения — началась война. Ночью в воздушное пространство над городом вторглись вражеские самолеты. Состоялось наше боевое крещение. Мне подарили грену (яйца) тропической бабочки — китайской дубовой сатурнии и палочника — экзотического насекомого из отряда Привиденьевых». Позже энтомолог вспоминал, что экзотические насекомые помогли ему пережить блокаду, не погибнуть в самую страшную зиму 1941–1942 годов.

«Тропики» в промерзшей комнате

Едва начались обстрелы Ленинграда, Андрея Батуева стали отправлять на оборонительные работы — рыть окопы, тушить зажигалки на крышах. Времени на насекомых, живших в террариумах дома у ученого, оставалось мало. А в июле из яиц начали вылупляться первые гусеницы сатурний. Всего их было 125 штук. Крошечные черные червячки были очень прожорливые. Им еще предстояло пережить шесть линек, вырасти до девяти сантиметров и запастись питательными веществами для превращения в бабочек.

— Каждый день нужно было отдавать гусеницам большой дубовый веник. Батуев писал в дневнике, что не успевает носить им корм. Помог соседский мальчик — 13-летний Шурик. Он регулярно добывал дубовые ветки, — говорит методист по естественнонаучному направлению Фрунзенского района Елена Денисенко, лично знавшая Андрея Батуева.

С первой трудностью по выращиванию бабочек Батуев справился. Гусеницы росли, набирали вес, и все благополучно окуклились. В коконы они заворачивались уже под страшный грохот бомбежек.

В стадии куколок дубовые сатурнии провели, как и положено, около полутора месяцев. 15 октября Батуев записал в своем дневнике: «Вышла первая сатурния — гигантская красновато-палевая бабочка с оливковым оттенком, а тело пушистое, словно меховое. Как радовался Шурик!». В течение следующих недель на свет появились и остальные бабочки. Они заполнили всю комнату.

— Андрей Михайлович жил с мамой в коммуналке в доме в Саперном переулке. Потолки там были очень высокие. В ноябре уже стояли морозы, центральное отопление не работало. Протопить помещение было сложно. А ведь сатурнии — тропические бабочки, им нужно тепло, — объясняет Елена Денисенко. — Помогали соседи. Со всей квартиры они собирались к комнате энтомолога, растапливали там буржуйку и грелись.

Холод продлил жизнь

Сатурнии — ночные бабочки. Они активны в темное время суток. Днем в комнате Батуева было тихо. В темное время начиналось представление. Пока горел свет, бабочки не проявляли себя, но, если объявляли воздушную тревогу, огни гасили. В комнате становилось темно, и насекомые начинали летать. Не посвященные в блокадный эксперимент гости энтомолога с опаской спрашивали: «Что это?» В рассказы про бабочек верили не все. Но когда после отбоя тревоги зажигали лампу, то ее тут же облепляли бабочки. Это производило неизгладимое впечатление на гостей.

«Потрясенные невиданным зрелищем люди на какое-то время забывали об ужасах войны и с интересом рассматривали ажурный рисунок фигурных крыльев, достигавших 15 сантиметров в размахе», — вспоминал Андрей Батуев позже.

У сатурний есть еще одна особенность — у бабочек нет рта и пищеварительного аппарата. Им не нужна еда. В блокадном городе это было огромным преимуществом. Еды для бабочек — меда или фруктов — было бы не найти в осажденном городе.

— Природа так устроила этих насекомых, что они живут всего 4–8 дней. В это время они используют те питательные запасы, которые сделали еще на стадии гусениц. За короткий период они должны встретить себе пару и отложить яйца, — рассказывает Екатерина Богданова.

Но в блокадном Ленинграде произошло небывалое. Из-за того, что бабочки жили в холодной комнате, они впадали в анабиоз, просыпаясь, лишь когда максимально растапливали буржуйку. В итоге бабочки у Батуева жили до полутора месяцев. Еще в Новый год оставалось несколько насекомых. Они оставили кладки яиц, из которых позже вылупилось второе поколение блокадных сатурний. К сожалению, они не выжили, их уже было совершенно нечем кормить.

«Привидение»-герой

Вместе с бабочками у энтомолога в блокаду жили и привезенные ему в первый день войны палочники. Их было 56. Но до весны в почти не отапливаемом помещении дотянул только один. Для тропического насекомого это был подвиг. Он вырос до 8 сантиметров в длину и был чуть тоньше сигареты.

— Палочников Батуев кормил традесканцией. Еще летом 1941 года ему подарили горшок с большим растением, которого надолго хватило тем, кто жил осенью. А в марте 1942 года для единственного оставшегося палочника знакомые передали Андрею Михайловичу непонятно как перезимовавший плющ. Охотно палочник ел и мать-и-мачеху, которая начала появляться весной, — говорит Елена Денисенко.

Этого палочника Андрей Батуев любил как родного. Для энтомолога было большим потрясением, когда тот «потерялся». Это произошло в июле 1942 года, буквально за день до эвакуации ученого. «Завтра мы с мамой должны эвакуироваться из Ленинграда, а палочник исчез. Нелегко оставлять родной дом, и то, что «невидимка» пропал, особенно огорчает нас — ведь он прожил с нами всю эту страшную зиму, а теперь его ждала голодная смерть», — констатировал Батуев в своем дневнике.

Палочник нашелся практически в последний момент. Не зря этот отряд насекомых называют «Привиденьевые». Они так ловко маскируются под веточки и листья растений, что распознать их в зелени почти невозможно. Вот и блокадный палочник «слился» с плющом. 12 июля Батуев записал: «Итак, мы все же покидаем Ленинград втроем! Возможно, найдутся скептики, которые скажут, что в суровые дни войны всякие таракашки — вздор и сантименты. Как это неверно! Добрые чувства к живому не исчезают, несмотря ни на что».

Удивительный факт

Шахматный матч с духом Капабланки

Андрей Михайлович Батуев родился в Ленинграде в 1908 году. Это был очень разносторонне развитый, увлекающийся человек. С раннего детства он интересовался животными. Дома он держал обезьян. Также ставил эксперимент, выясняя, сколько лет дикие птицы могут прожить в неволе. И те пернатые, которым обычно отпущено 3–4 года, у него умирали через 10–15 лет, уже поседевшими.

Но зоология и энтомология не были его основной профессией. Батуев не заканчивал никаких профильных вузов. По образованию он был певец. Работал в ленинградской капелле, пел в хоре.

Но еще больше он прославился как шахматист. Батуев блистательно играл на любительском уровне. В 1945 году стал мастером спорта. Но не пошел дальше, а стал судьей и тренером, воспитал немало чемпионов, например, он был первым учителем будущего гроссмейстера Виктора Корчного. А про него самого ходит легенда — якобы Батуев сыграл партию с призраком. Это произошло во Львове в 1956 году. Батуев приехал на очередной турнир, в ожидании его гулял по городу с друзьями и увидел плакат, зазывавший на сеансы спиритизма к прорицательнице и ясновидящей Мерседес Рохано. Шахматисты решили вывести ее на чистую воду.

Пришли в кабинет к колдунье и попросили вызвать дух кубинского чемпиона мира по шахматам Хосе Рауля Капабланки. За 200 рублей ясновидящая согласилась. Дух явился. И даже сыграл партию в шахматы с Батуевым. Ленинградец в тот раз проиграл, а потом признался, что это была одна из самых сложных партий в его жизни.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру