Дальше уже, как принято говорить, дело техники. У организаторов «Трофеев Северной Пальмиры» налажен хороший контакт со спортивно-маркетинговым агентством IMG, которое ведет дела многих звезд тенниса, определяет и календарь, и рекламные акции. Конечно, просто так звезды не приезжают. Всем платят, как принято говорить в теннисном мире, стартовые. Только это того стоит. «Трофеи Северной Пальмиры» — единственный в нынешних реалиях турнир в России, на котором можно увидеть звезд мирового спорта.
Против участия Таллона Грикспора выступило даже Министерство иностранных дел Нидерландов, посоветовав теннисисту задуматься над, как выразился тамошний министр, моральными аспектами. Только Таллон задумался о другом. У него сейчас роман с Анастасией Потаповой, которая даже сделала его болельщиком футбольного «Спартака». Провести несколько дней с возлюбленной в красивом городе, да еще и в теннис поиграть и стартовые получить! В общем, Грикспор ответил своему министру: «Заняться вам больше нечем!»
Пять лет мы не видели в Санкт-Петербурге лучшего на сегодняшний день российского теннисиста Даниила Медведева. Он всегда охотно приезжал на St. Petersburg Open, а в 2019-м стал победителем этого турнира, разгромив в финале хорвата Борну Чорича. «С удовольствием принял приглашение организаторов, — сказал Медведев на пресс-конференции. — И раньше бы с удовольствием приехал, но было сложно играть после итогового турнира АТР. В этом году на него не попал, и препятствий для приезда в Питер уже не было». В наш город Даниил приехал вместе с семьей и заблаговременно. Сам успел потренироваться, а жене и дочкам показал красоты Санкт-Петербурга.
Не в первый раз приезжает на «Трофеи Северной Пальмиры» Вероника Кудерметова. В этом году она выиграла итоговый турнир WTA в паре с бельгийкой Элисе Мертенс. У женщин заключительные соревнования сезона проходят раньше, чем у мужчин. Кудерметова уже успела слетать в отпуск и начала подготовку к новому сезону в Санкт-Петербурге. У Вероники спортивная семья: младшая сестра Полина также играет в профессиональном туре и входит в первую сотню рейтинга WTA, а отец дважды становился чемпионом России по хоккею в составах «Ак Барса» и магнитогорского «Металлурга».
Названия команд, оспаривавших «Трофеи Северной Пальмиры», были связаны с нашим городом. Медведев и Кудерметова, а также Карен Хачанов и Юлия Путинцева стали «Сфинксами», а Грикспор и Потапова вместе с Александром Бубликом и Дианой Шнайдер «Львами». Нынешний турнир завершился победой «Сфинксов», хотя какое это имеет значение? Главное, что нам удалось посмотреть на игру звезд тенниса и пообщаться с ними.
Корреспондент «МК в Питере» побеседовал с Кудерметовой.
— Вы завершали турнир «Трофеи Северной Пальмиры» в паре с Юлией Путинцевой. Допускаете ли совместные выступления с ней на турнирах WTA?
— Таких планов нет. На турнирах «Большого шлема» и WTA 1000 буду выступать вместе с Мертенс. Мы с ней выиграли итоговый турнир, и, как говорится, от добра добра не ищут. На более скромных турнирах вообще не планирую играть в паре. Лучше сосредоточиться на выступлении в одиночном разряде.
— На какое-то время вы с Мертенс разбежались. Почему решили снова играть вместе?
— Расставание произошло по моей инициативе. Не всегда у нас складывалась коммуникация. Потом Элисе написала мне и предложила в сезоне‑2025 снова сыграть вместе. Ответила согласием — и не пожалела.
— Как выбираете теннисисток, с которыми играете в паре, или, может быть, выбирают вас?
— По-разному бывает. Для меня важно, чтобы с партнершей было комфортно не только на корте, но и за его пределами.
— Можете ли назвать лучшую партнершу за все время выступлений в профессиональном туре?
— Трудно выделить одну. Если судить по результатам, то Мертенс, с которой мы выиграли итоговый турнир, и Елена Веснина, с которой дошли до финала Уимблдона.
— Вы не раз говорили, что хотели бы сыграть пару со своей младшей сестрой Полиной. Будет ли такая возможность в предстоящем сезоне, или до Олимпиады, где вместе могут выступать только представители одной страны, мы не увидим на корте вместе сестер Кудерметовых?
— Посмотрим, как все сложится. Мечту сыграть с сестрой в паре не оставила. Надеюсь, она сбудется.
— В WTA Tour играет немало сестер, и все в один голос утверждают: тяжелее всего играть друг против друга…
— Конечно, очень непросто, когда на противоположной стороне корта находится родной человек. А нужно выходить и побеждать его! В этом году у нас были такие семейные дуэли, и пришлось испытать настоящую бурю эмоций. Два раза играла против Полины на официальных турнирах — и оба раза был громадный стресс.
— Для вас Полина — принципиальная соперница, потенциальная партнерша в дуэте или младшая сестренка, для которой старшая — образец для подражания?
— В первую очередь сестра. Не воспринимаю Полину как принципиальную соперницу, даже если жребий сводит нас на каких-то турнирах. Думаю, сейчас она тянется за мной.
— Когда встречаетесь с сестрой вне корта, беседуете в основном о теннисе?
— В один день можем обсудить профессиональные темы, в другой — планы на шопинг. Все зависит от настроения.
— Есть ли теннисист, с которым хотели бы сыграть в миксте?
— В миксте играла только на чемпионатах России и на Универсиаде‑2015 в Кванджу, где мы с Асланом Карацевым завоевали бронзу. На «Больших шлемах» не получается выступить во всех трех разрядах, а на более скромных турнирах микста вообще нет. Если говорить о возможном партнере, то в приоритете наши парни. С любым из них с удовольствием сыграю.
— Согласны ли вы с президентом ФТР Шамилем Тарпищевым, который не раз утверждал: лучшая пара — это два сильных одиночника?
— Полностью согласна. Два сильных одиночника за счет игры на задней линии и понимания тенниса всегда должны обыгрывать тех, кто специализируется в парной комбинации.
— Как вашему мужу и тренеру Сергею Демехину удается разделять эти две ипостаси?
— С каждым годом и у него, и у меня это получается все лучше и лучше. Я взрослею, становлюсь более мудрой. Да и Сергей становится мудрее как тренер. У нас полное взаимопонимание на корте и в жизни.
— У теннисисток кочевая жизнь. Сложно ли быть вместе в режиме 24/7 все 365 дней в году?
— Непросто, наверное. Многие с этим не справляются, и никому такой жизни не пожелаю. Что-то приходится в себе ломать, пересматривать свое мировоззрение, приспосабливаться к близкому человеку в работе. Рада, что у нас все получается. Наверное, это любовь.
— Может ли теннисистка что-то позаимствовать из арсенала представителей других видов спорта?
— Для этого нужно как минимум попробовать ими заняться. Пожалуй, всех спортсменов объединяют дисциплина, характер и целеустремленность. Этому можно поучиться и у хоккеистов, и у футболистов, и у фигуристов.
— Ваш отец — известный хоккеист, дважды становившийся чемпионом России. Когда вы шли в профессиональный спорт, понимали, что это такое?
— В Магнитогорске, где начинала заниматься теннисом, ходила в секцию, как принято говорить, для здоровья. Серьезно начала заниматься, когда мы переехали в Москву. До девятого класса мама вообще на первое место ставила учебу. От папы у меня понимание того, что в спорте главное — это дисциплина. Даже на тренировки опаздывать себе никогда не позволяю. Именно дисциплина помогла добиться тех успехов, которых добилась. А еще благодаря папе стала хоккейной болельщицей.
— Сезон в теннисе стартует в конце декабря в Австралии, а уже в середине января в Мельбурне проходит первый турнир «Большого шлема». Как вписывается питерский турнир в планы предсезонной подготовки?
— «Трофеи Северной Пальмиры» — это прекрасная возможность не только потренироваться, но и сыграть с теннисистками, которые будут соперницами на турнирах WTA в сезоне. Можно оценить свой уровень, понять, над чем нужно поработать.
— Турнир все-таки выставочный. В каких пропорциях в нем спортивная составляющая и шоу?
— Возможно, Бублик и другие теннисисты могут позволить себе повеселиться, а теннисистки настроены серьезно. Пусть мальчики делают шоу, а мы играли всерьез.
— В начале прошлого года у вас был определенный спад, и вы опустились в одиночном рейтинге во вторую половину первой сотни. Как удалось преодолеть кризис и вернуться в топ‑30?
— В какой-то момент переосмыслила свое понимание тенниса. Постаралась отнестись к неудачам философски, искать позитив даже в поражениях. Чем больше себя начинаешь грызть и копаться в себе, тем хуже результаты. Нужно жить в гармонии с собой.
— Вы никогда не отказываете организаторам питерских турниров…
— Санкт-Петербург — очень красивый город с неповторимой атмосферой и энергетикой. С удовольствием приезжала на St. Petersburg Ladies Trophy, и сейчас от «Трофеев Северной Пальмиры» остались самые лучшие впечатления. Организация турниров в Питере на высшем уровне. Теннисисты чувствуют себя желанными гостями.
— Появились ли какие-то любимые места в нашем городе?
— Главной причиной приезда в Санкт-Петербург является теннис. Свободного времени всегда очень мало. Хотя каждый раз стараюсь выбраться в «Рюмочную № 1». Нравится это атмосферное место, позволяющее отдохнуть, расслабиться и на какое-то время забыть о подаче и приеме. В этом году впервые сходила в Исаакиевский собор.
— По Казанской улице гуляете?
— К сожалению, не удается выкроить на это время. Хотя надо бы пройтись.
— В родной Казани из пешеходных улиц предпочитаете Петербургскую или Баумана, которую сравнивают с московским Арбатом?
— Все-таки Баумана.