В Северной Америке на игры хоккеисток собирается порой более внушительная аудитория, чем на матчи КХЛ в России. Даже профессиональная лига за океаном есть. Хотя и у нас под эгидой КХЛ организована Женская хоккейная лига (ЖХЛ). Сейчас в ней играют десять команд, девять российских и одна совершенно уникальная — «Куньлунь Ред Стар Ванке Рэйз».
Формально она приписана к Шэньчжэню, но базируется в Мытищах. Правда, является базовой командой для сборной Китая, на правах хозяйки получившей право сыграть на Олимпиаде‑2022. Питерский клуб «Динамо-Нева» в регулярном чемпионате ЖХЛ к моменту старта Олимпиады занимал шестое место, но именно главный тренер питерских хоккеисток Евгений Бобарико возглавляет сборную России в Пекине. Отправился на Олимпиаду и ассистирующий ему в работе с «динамовками с Невы» Алексей Кусакин. Должна была сыграть на льду Пекина также «великолепная пятерка и вратарь» из питерской команды. Помешал коронавирус. По прилете в Пекин несколько хоккеисток сборной России сдали положительные тесты. Больше всего не повезло двум питерским динамовкам. Голкипера Диану Фахрутдинову и защитника Екатерину Николаеву отправили в «ковидарий», как называют специализированный госпиталь для заболевших наши олимпийцы. В специальном отеле изолирована Лиана Ганеева. В первых матчах в заявку сборной попали только три питерских форварда: Полина Болгарева, Александра Вафина и Фануза Кадирова. Путь каждой из них в хоккей заслуживает специального рассказа.
В Пекин через Питер и Бостон
В стартовом матче олимпийского турнира россиянки обыграли сборную Швейцарии — 5:2. Хет-триком в этой встрече отметилась Полина Болгарева, для которой Олимпиада — первый крупный турнир в составе национальной команды. Она сыграла на четырех молодежных чемпионатах мира, но на взрослые тренеры приглашать Болгареву не спешили. Она сыграла за сборную только в товарищеских матчах.
Заниматься хоккеем Полина начала в подмосковной Балашихе. Ее отец был настоящим фанатом хоккея и однажды вместе с друзьями взял девчонку на тренировку. До этого она занималась гимнастикой, потом легкой атлетикой и вовсе не грезила славой хоккейного бомбардира, но на льду у нее сразу же все получилось. К великой радости отца!
Получилось настолько хорошо, что в 12 лет ее отправили постигать хоккейные науки в Бостон. Там Полина училась в католической школе и играла не только с девчонками, но и с мальчишками. Заодно и английский выучила, и на матчах молодежной сборной всегда выполняла роль переводчика при возникновении каких-то спорных ситуаций. Своим кумиром Болгарева называет Сергея Мозякина. У нее даже клюшка легендарного форварда есть.
«Мне нравится, что на площадке Мозякин все доказывает не словами, а делами», — заметила Полина.
По стилю игры форвард питерского клуба чем-то напоминает своего кумира. У нее хороший бросок, она умело укрывает шайбу корпусом и всегда находит точным пасом партнеров. В ЖХЛ Болгарева играет с 17 лет. Летом 2019‑го подписала контракт с «Динамо-Невой» и в олимпийской сборной представляет питерский клуб. Свой хет-трик в игре со сборной Швейцарии считает заслугой партнеров. Да и вообще, Полина — человек скромный и со своеобразным чувством юмора. Утверждает, что никакая она не звезда, а так, игрок среднего уровня. Подчеркивает, что любит хорошо отдохнуть и вкусно поесть. По этой причине лучшим своим другом считает… кровать.
В Пекин через Ухту и Питер
И у Фанузы Кадировой отец — страстный поклонник хоккея. Самому блистать на ледовых площадках ему не довелось. В родном Татарстане Фахим Кадиров стал мастером спорта по национальной борьбе куреш, но детей определил в хоккей. Брат Фанузы играл за альметьевский клуб Молодежной хоккейной лиги «Спутник», а сама она с пяти лет с клюшкой в руках. Научил ее обращаться с хоккейной амуницией и стоять на коньках отец. Играла девчонка не хуже мальчишек.
В седьмом классе Фануза отправилась в Казань, но там не было профессиональной женской команды. В «Ак Барсе» считали, что «в хоккей играют настоящие мужчины». Вот и пришлось энтузиастам женского хоккея вместе с энтузиастками отправляться в заполярную Ухту. Там организовали команду «Арктик-Университет», за которую и выступала Кадирова.
Особенность ЖХЛ состоит в том, что клубы там возникают в самых неожиданных местах, но порой существуют очень непродолжительное время. Вот и из Ухты команда перебазировалась в Питер и стала выступать под названием СК «Горный», представляя этот университет. Увы, боливар питерского хоккея не вынес двоих. Сильнейшие «горнячки» усилили состав «Динамо-Невы», а Кадирова сегодня играет в Пекине в составе национальной сборной. Сбылась мечта энтузиаста хоккея из татарского села Кукмор!
В Пекин по стопам мамы
Самая необычная спортивная биография у ветерана сборной России Александры Вафиной. Для нее Олимпиада в Пекине третья. Могла стать и четвертой, но четыре года назад тренеры не включили Александру в состав олимпийской сборной, выступавшей в Пхенчхане. Интересно, что еще в 2002 году на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити в составе сборной Казахстана играла мама питерского форварда Любовь Вафина. А затем семь лет мама и дочка играли вместе за челябинский «Факел».
Капитанскую повязку Вафина-старшая передала Вафиной-младшей, оставаясь при этом действующей хоккеисткой. В хоккей Любовь Вафина пришла из фигурного катания. В родной Алма-Ате она выполнила норматив мастера спорта, заняв десятое место на Спартакиаде народов СССР. Выступала в парном катании. В числе ее партнеров были алмаатинский фигурист Шавкет Розыбакиев и питерец Николай Королев.
В советские времена партнеры в фигурном катании ценились, их искали в разных регионах страны. В Алма-Ату привлекали перспективами пройти армейскую службу в спортивной роте, катаясь с такой замечательной партнершей, как Любовь Вафина. А ее почему-то манил хоккей. У казахстанских фигуристов после пятидневной рабочей недели с двухразовыми тренировками в субботу был «разгрузочный день». Реквизировав клюшки у местной хоккейной команды, они гоняли шайбу. Вафиной-старшей это занятие очень нравилось.
Когда после выхода из декретного отпуска Вафиной предложили сменить спортивную специализацию, сомнений у бывшей фигуристки не было. В Алма-Ате как раз набирали хоккейную команду из девчонок, которые умели стоять на коньках. Бывшие фигуристки были на особом положении. Сначала их учили играть в ринк-бенди, разновидность хоккея с мячом в маленькой коробке. После этого облачили в настоящую хоккейную амуницию, обучили обращению с шайбой и отправили женскую команду на азиатские игры.
Дебют казахстанских хоккеисток состоялся в 1996‑м, а через семь лет они стали сильнейшими в Азии, успев сыграть еще на Олимпиаде‑2002. У Александры уже не было выбора. Ее сразу же определили в хоккей, хотя, как вспоминает Любовь Вафина, дочка не хотела заниматься с мальчишками. Мол, толкаются, дерутся. Пришлось капитану сборной Казахстана применить своеобразный педагогический прием. В качестве альтернативы занятиям хоккеем Саше предложили убрать в доме, вымыть посуду, испечь пирожки. После этого девочка согласилась даже с мальчишками тренироваться. Тут как раз подоспел и первый набор девочек в хоккейную секцию в Усть-Каменогорске, хоккейной столице Казахстана. Туда к тому времени перебралась из Алма-Аты хоккейная семья. Правда, уже тогда Любовь понимала, что больших перспектив в Казахстане у дочки, чьи хоккейные успехи были заметны, нет.
Вместе переехали в Челябинск, где семь лет мама и дочка играли в одной команде. Даже становились вместе бронзовыми призерами чемпионата России. Из Челябинска Александра отправилась в США, где играла за университетскую команду из штата Миннесота. В Америке все студенческие команды имеют названия, связанные с фауной, флорой или природными явлениями. Вафина два года была «бульдогом», а еще три — «динозавром». Так назывался клуб из Калгари, выступавший в Западной канадской лиге. Вафина даже сыграла в «Матче всех звезд», причем в первой пятерке. Словом, Александра — настоящая звезда российского хоккея.
Вернувшись в Россию, она сменила несколько команд ЖХЛ. Даже за клуб то ли из Шэньчжэня, то ли из Мытищ сезон отыграла. Летом прошлого года подписала контракт с «Динамо-Невой». Работающая хоккейным тренером мама выбор дочери одобрила. Вот такие девчонки из Питера бьются за медали в Пекине! И пусть пока не все у них получается, и пусть биться приходится не только с грозными канадками и американками, но и с коварным коронавирусом, верим: у них получится.