В финале главного турнира он в упорной борьбе проиграл британцу Оливеру Брауну. Каковский был впереди на протяжении всей встречи, однако уступил в решающей партии. Этот матч продолжался более пяти часов. Из Португалии Иван привез еще две бронзовые медали. Одна была завоевана в индивидуальных соревнованиях на турнире по «шести красным» (о том, что это такое, чуть ниже). Вторая вместе с Андреем Карасовым из Перми — в командном турнире. Сборная России была самой молодой из тех, кто играл в плей-офф.
Необходимость выбора
В традиционном британском сленге термин «снукер» использовался для ироничного определения первокурсников в университетах и новобранцев в армии. Легенда гласит, что некий полковник Невилл Чемберлен использовал его, чтобы описать выступление одного из своих соперников за бильярдным столом. Играл тот, мягко скажем, неблестяще. С тех пор снукер ассоциируется не со студентами или салагами, а исключительно с разновидностью бильярда.
Еще в середине 20‑х годов прошлого века в Бирмингеме состоялся чемпионат мира по снукеру. Для непосвященных краткий экскурс в правила. В начале игры на столе располагаются 15 красных шаров, уложенных в пирамиду, и шесть цветных. Каждый на определенной отметке. Белый шар (он же биток) используется для ударов. Игроки должны поочередно забивать красные и цветные шары в лузы. Пока красные остаются на столе, забитые цветные должны возвращаться на свои отметки. Существует и вариант с шестью красными шарами. В этом принципиальное отличие снукера от русского бильярда.
Как отметил в беседе с корреспондентом «МК в Питере» семикратный чемпион России по снукеру Иван Каковский, в разновидности бильярда, придуманной в XIX веке британским полковником Чемберленом, больше комбинаций. Нужно просчитывать ходы соперника, как за шахматной доской. Ведь забить можно только одним шаром, и за каждый точный удар начисляются очки. Интересно, что начинал свою спортивную карьеру Каковский… с футбола.
«В академии «Зенита» у тренера Ивана Шабанова занимался семь лет, — вспоминает он. — Играл на позиции центрального защитника в одной команде с Леоном Мусаевым и Никитой Каккоевым, которые сейчас выступают в РПЛ (первый играет за «Рубин», второй — за «Нижний Новгород». — Прим. ред.).
Играть в бильярд начал с отцом. В какой-то момент увидели, что у меня получается, и решили, что неплохо было бы поучаствовать в каком-то турнире. По-моему, это было первенство города. Там меня и приметил тренер сборной Санкт-Петербурга по русскому бильярду Алексей Денисов». Какое-то время Иван пытался совмещать тренировки, но в итоге пришлось сделать выбор. И он был сделан не в пользу футбола. Видимо, уже тогда были сомнения в том, что после курса наук в академии «Зенита» удастся пробиться в главную команду, где на ключевых позициях закрепились высокооплачиваемые легионеры. Ивану было тогда 14 лет. Сам он был готов совмещать спортивные специализации, но отец решительно заявил: «Добиться успехов и в футболе, и в бильярде невозможно. Выбирай».
Тренер-футболист
Каковский сделал выбор в пользу бильярда. Будущее тоже связывает с ним, даже диплом бакалавра в Университете им. П. Ф. Лесгафта получил по соответствующему направлению. В ведущем спортивном вузе страны учат будущих тренеров по бильярду серьезно. Столы там отвечают лучшим международным стандартам.
Тренируются мастера снукера гораздо больше, чем звезды российского футбола, — по шесть часов в день. Большое внимание уделяется общефизической подготовке, умению сохранять концентрацию. Ведь поединки за бильярдным столом порой растягиваются на часы. Во время игры бильярдисты проходят огромные расстояния и постоянно наклоняются, чтобы нанести удар. По мнению Каковского, выносливость — это главное в снукере. Тренирует Каковского футбольный специалист Евгений Куваев (он работает с командами по мини-футболу). Инициатива такого сотрудничества принадлежала отцу спортсмена. По словам Ивана, тренер — это не человек, который достает шары, а наставник, который может и за дисциплиной проследить, и что-то дельное посоветовать. А главное — поддержать в нужный момент.
Сам Куваев подчеркивает, что никого другого, кроме Ивана, в снукере тренировать бы не стал.
«Даже профессиональным тренером по этому виду спорта себя не считаю, — утверждает он. — В нюансы вникал достаточно долго. У меня просто есть понимание того, чего хочу добиться от своего ученика. Пока такая методика дает результат».
Бывают в совместной работе и споры, ведь настоящие чемпионы — это всегда неординарные личности с характером. Только все конфликты гасятся быстро и весело. Да и случаются они нечасто.
«Считаю, что потенциал Каковского очень высок, — сказал в беседе с корреспондентом «МК в Питере» Куваев. — Свою задачу вижу в том, чтобы Иван демонстрировал его на всех соревнованиях. Пока ему не всегда удается справиться с психологическим давлением. Даже к помощи профессионального психолога обращались. На последнем командном чемпионате Европы произошел долгожданный прорыв».
Влияние пандемии
Каковский стал первым в нашем городе снукеристом, завоевавшим медали на мужском командном чемпионате Европы. На этом турнире он был удостоен и специального приза fair play. В поединке со сборной Португалии соперник начал целиться в шар, по которому нельзя было наносить удар. За это он мог быть наказан штрафным очком. Иван решил, что такой подарок принимать нельзя, и указал сопернику на его оплошность. Каковский стал также первым российским спортсменом, выступившим летом прошлого года на чемпионате мира среди профессионалов. Чтобы стать профессиональным игроком в снукер, нужно успешно выступить на чемпионатах мира или Европы среди юниоров. В календаре на сезон есть еще несколько турниров, участие в которых позволяет заработать рейтинг и попасть в профессиональный мэйн-тур.
В Санкт-Петербурге бильярд сейчас развивается динамично. В частности, недавно открылся новый клуб на Васильевском острове, где установили четыре стола хорошего качества. Наш город принимал даже чемпионат мира среди юниоров. Проходил он как раз в том клубе, где постоянно тренировался Каковский. Сейчас этот клуб уже не работает. Внесли свои коррективы и коронавирусные ограничения. Пришлось переходить на индивидуальную подготовку.
Цель на максимальный брейк
О смене спортивной специализации Каковский ни разу не пожалел. Как рассказал он корреспонденту «МК в Питере», заработки мастеров снукера, попавших в число топовых в мире, даже выше, чем у звезд футбола. Другое дело, что в России бильярд не так раскручен и о нем не говорят часами во всех передачах единственного в стране спортивного телеканала. Кто из рядовых болельщиков слышал о мировой звезде снукера Рони О’Салливане, которого Каковский сравнил с Лионелем Месси? Мотивировал такое сравнение тем, что британец, как и аргентинский футболист, сумел добавить к таланту трудолюбие, что и сделало его суперзвездой.
В историю снукера О’Салливан вошел как игрок, который сделал три самых быстрых максимальных брейка. Так на языке профессионалов называется серия, в ходе которой поочередно забиваются красные шары и черный, пока красные не закончатся. После этого забиваются все цветные шары. В этом случае игрок набирает 147 очков. Максимальный брейк считается высшим пилотажем. На тренировках Каковскому он уже удается, причем регулярно. Надеется Иван в ближайшее время показать этот результат и на официальных соревнованиях.
С партнерами по футбольной команде «Зенита» 1999 года рождения Иван встречается нечасто. Хотя во время учебы в университете пересекался со знакомыми и вспоминал футбольное детство. А вот на вопрос, кто из зенитовцев лучше всех играет в бильярд, Каковский ответить не смог. В теннис, как говорят, Артем Дзюба. Неслучайно его пригласили принять участие в выставочном матче во время недавнего турнира St. Petersburg Open. В поединке за бильярдным столом в таком формате Иван с удовольствием сыграл бы. В футбол на любительском уровне он продолжает играть и сейчас.
Отсутствие известности и внимания не задевает Каковского. Он занимается любимым делом и очень доволен, что бильярд в Санкт-Петербурге сейчас активно развивается.