МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Подведены первые итоги реализации программы «10 приоритетов развития Петербурга»

Стратегия развития Северной столицы на период до 2035 года была принята в конце 2018 года, к ее реализации город приступил в 2019 году. Она нацелена на развитие всех отраслей экономики, рост заработной платы, создание новых рабочих мест, создание объектов социальной и дорожно-­транспортной инфраструктуры, подготовку кадров, научно-­технологическое развитие Петербурга, поддержку культуры и спорта, благоустройство и рост качества городской среды. Но, как известно, чтобы достичь вершины, нужно ставить последовательные цели и добиваться их. В прошлом году была принята программа «10 приоритетов развития Санкт-­Петербурга до 2030 года». О том, чего удалось добиться всего за год, — в нашем материале.

Петербург — город, где воплощаются в жизнь мечты и достигаются самые глобальные цели. Фото из архива «МК в Питере».

10 приоритетов

В августе на заседании городского правительства губернатор Александр Беглов напомнил, что генеральная цель Стратегии — обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан на основе устойчивого экономического роста.

«Несмотря на пандемию, санкционное давление, ужесточение кредитной политики, мы сохранили высокие темпы развития города. За шесть лет были достигнуты высокие показатели в развитии экономики и социальной сферы», — сообщил Александр Беглов.

Он подчеркнул, что за шесть лет доходы бюджета выросли вдвое: если в 2019 году бюджет составлял 639 млрд руб­лей, то по итогам 2024‑го — 1,347 трлн. В два раза вырос объем ВРП: с 5,2 трлн в 2019‑м до 10,9 трлн в 2023‑м. При этом уровень бедности в Северной столице — один из самых низких в России. За шесть лет он снизился с 6,6 до 3,5%. Имея столь прочный фундамент, можно и нужно ставить цели на ближайшее (и не только) будущее.

Программа «10 приоритетов развития Санкт-­Петербурга до 2030 года» была разработана по поручению президента России Владимира Путина и при непосредственном участии жителей Северной столицы.

«Все обозначенные нами приоритеты вошли в обновленную Стратегию развития города до 2035 года. Мы продолжаем развивать Петербург как комфортный, умный, социальный, открытый город — мегаполис XXI века», — подчеркнул Александр Беглов.

Перечень 10 приоритетов развития выглядит следующим образом:

► Мегапроекты XXI века.

► Все возможности — детям.

► Забота о людях серебряного возраста.

► Здоровье петербуржцев.

► Сохранение исторического наследия и поддержка культуры.

► Передовая промышленность и развитие предпринимательства.

► Наука и новые технологии.

► Удобный общественный транспорт.

► Комфорт и уют в городе.

► Развитие метрополитена.

С учетом поставленных на федеральном уровне задач в Стратегию была включена цель по обеспечению технологической независимости и достижению технологического лидерства в разработке и внедрении перспективных технологий, а также обновленная цель по созданию комфортной среды для жизни и повышению качества жилищно-­коммунальных услуг.

В конце ноября 2025 года о программе говорили на конференции регионального отделения партии «Единая Россия».

«Уходящий год стал первым годом полноценной реализации программы “10 приоритетов развития Санкт-­Петербурга”. Мы вместе ее разработали перед губернаторскими выборами, утвердили на уровне регионального отделения партии. Программа объединяет запросы горожан и масштабные проекты развития Петербурга как мегаполиса XХI века. Десять наших приоритетов полностью отвечают национальным целям, указанным президентом России, и дополняют новые нацпроекты, инициированные главой государства. Это наш план работы и обязательство перед петербуржцами. Совместная работа помогает нам выполнять эти обязательства и решать самые сложные задачи», — сообщил губернатор на конференции.

Он отметил, что перед городом стоит цель еще раз удвоить бюджет и выйти к 2030 году на 2 трлн руб­лей.

Итак, что же уже сделано в городе?

Усиление транспортного каркаса

Самая сложная и финансово емкая часть программы — приоритет «Мега­проекты XXI века». Но именно их реализация обеспечит Северной столице новые возможности — на десятилетия вперед.

Один из таких мегапроектов — строительство Большого Смоленского моста (разводные переправы в городе не строили 40 лет). Его возводят через Неву между Володарским и Финляндским мостами. Идея постройки переправы в Невском районе впервые была представлена в Генплане Ленинграда 1947–1948 годов, но только в XXI веке начала воплощаться в жизнь.

Проект планировки территории для строительства был утвержден в середине ноября 2023 года, а 23 декабря 2023‑го на Октябрьской набережной состоялась церемония закладки камня на месте будущей стройки. Мост соединит проспект Обуховской обороны и Октябрьскую набережную. Еще одна развязка появится на пересечении Дальневосточного проспекта и улицы Коллонтай. Изначально говорилось о том, что работы будут завершены в 2029 году, но в мае 2025‑го губернатор Петербурга Александр Беглов сообщил, что рабочее движение по новой переправе собираются запустить уже в 2027‑м, а полностью закончить проект — в 2028‑м.

В начале декабря 2025 года специалисты завершили один из сложнейших этапов строительства моста — монтаж двух крыльев разводного пролета. Каждое из них весит по 400 тонн.

«Качество работ очень высокое. Здесь халтурить нельзя. Сами понимаете, очень важная магистраль. Уже параллельно ведутся работы по поводу дорожного покрытия, устройства трамвайного движения. Эта дорога даст нам возможность спокойно объезжать центральную часть города», — отметил посетивший стройплощадку губернатор Александр Беглов.

Немаловажен и тот факт, что гидроцилиндры для переправы — наши, петербургские. Их спроектировали и создали на Обу­ховском заводе в рамках всероссийской программы по импортозамещению иностранных аналогов. Предприятие также произвело оси поворота пролета моста, корпусы подшипников, опоры и рамы.

Монтаж пролетной конструкции по плану завершится до начала навигации. Как сообщил губернатор, переправу возводит одна из лучших мостостроительных компаний — «Нацпроектстрой».

«Работы идут с опережением графика. Рассчитываем ввести мост раньше изначально запланированных сроков. Мы выполняем поручение президента России по созданию транспортного каркаса города. Этот мост — наш мегапроект», — отметил губернатор.

Первая очередь трамвайной линии Купчино — Шушары — Славянка будет открыта до Нового года. Недавно город получил от Госстройнадзора разрешение на ввод в эксплуатацию участка от станции метро «Купчино» до поселка Шушары.

«Мы обещали петербуржцам и президенту ввести этот участок длиной 11 км до конца года. И мы его запустим. Сделаем новогодний подарок жителям южных районов. До конца следующего года откроем всю линию», — пообещал Александр Беглов.

Микрорайон Славянка доступ к скоростному трамваю получит в 2026 году, когда будут завершены работы на втором этапе проекта.

Трамвай из Купчино запустят до конца года. Фото: t.me/a_beglov

Также в планах на следующий год — проектирование шести новых трамвайных линий. Они, как отметили в Смольном, очень важны для реализации проектов по обеспечению транспортной доступности новых микрорайонов.

В 2025 году был дан старт реализации новых этапов строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Уже на 60% готова Южная широтная магистраль.

Первый этап ШМСД — Витебская развязка — успешно функционирует. На стройку следующих этапов в проекте трехлетнего бюджета заложено 94 млрд руб­лей, из которых 27,5 млрд — средства федерального бюджета.

«Проект Широтной магистрали скоростного движения полностью согласован и одобрен Главгосэкспертизой России. Мы получили положительное заключение по послед­нему этапу — 4.2.1, что означает: все этапы проекта имеют согласования и соответствуют требованиям законодательства и техническим нормативам. Сейчас готовим территорию для строительства участков от Витебской развязки до КАД. Этап 4.2.1 пройдет по Невскому и Красногвардейскому районам. В проекте учли плотную городскую застройку: трасса будет двухуровневой, с современными шумозащитными экранами», — сообщил губернатор Александр Беглов 17 декабря в своем телеграм-­канале.

ШМСД — один из мегапроектов Петербурга. Фото: t.me/a_beglov

Еще один мегапроект — высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Петербург — Москва.

«2025‑й год для всей страны стал годом активной реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая строится по поручению президента. Мы в полном объеме выполняем свои обязательства по этому проекту. Он требует сложения финансовых и технических сил федерального центра, инвестора, субъектов РФ — совместной работы, которой нас учит президент. И в зоне ответственности города, и на направлениях наших совместных действий с железнодорожниками у нас такая работа получается», — сообщил Александр Беглов.

На прошлой неделе губернатор осмотрел строительную площадку «нулевого» этапа проекта. Объект «Железнодорожная развязка на пятом километре» — один из ключевых и самых сложных элементов на входе ВСМ в Петербург: он позволит перевести электрички с Московского вокзала на новую станцию Волковская.

«Для города это точка, с которой фактически начинается высокоскоростная магистраль. Здесь работают вместе городские службы, строители, железнодорожники. Такая слаженность позволяет решать сложные задачи. Сейчас на “Железнодорожной развязке на пятом километре” идет подготовка к строительству подпорных стен и замене земляного полотна. На площадке работают более 130 специалистов и 32 единицы техники. Параллельно мы готовим городскую инфраструктуру: одобрен проект терминала ВСМ‑1 на Лиговском проспекте, разрабатывается схема транспортного обслуживания станций, проектируются новые улицы и парковки, — сообщил Александр Беглов. — Высокоскоростная железнодорожная магистраль имеет первостепенное значение для Петербурга и страны. Она включена в городскую программу “10 приоритетов развития Санкт-­Петербурга до 2030 года”. Общая протяженность первой ВСМ между Москвой и Петербургом составит 679 км, предусмотрено девять этапов строительства. Первый, частично петербургский этап, называется “Обухово‑2 — Великий Новгород ВСМ”».

Александр Беглов на стройплощадке одного из мегапроектов. Фото: t.me/a_beglov

На выполнение обязательств Санкт-­Петербурга по софинансированию строительства магистрали предусмотрено 30 млрд руб­лей. Помимо самой железной дороги появится и связанная с ней городская инфраструктура: современный пассажирский терминал, второй выход со станции метро «Лиговский проспект», прилегающая улично-­дорожная сеть. На эти работы в проект бюджета заложено 35 млрд руб­лей.

Обновление транспортной сети и автопарков

Транспортный каркас города — это его кровеносная система. Без его «лечения» и развития невозможно обеспечить комфортное транспортное сообщение не перестающего расти города.

За дорожно-­строительный сезон 2025 года в Северной столице обновили более 160 км дорог: в адресную программу вошли порядка 90 адресов. Самым значимым событием в этой сфере стало обновление дорожного покрытия на Невском проспекте. Здесь специалисты заменили более 70 тысяч «квадратов» проезжей части. Новое покрытие получили также Зеленый, Казанский и Аничков мосты. Во время подготовки к ремонту главной петербургской магистрали было обновлено дорожное полотно на Дворцовом проезде, а также выполнены строительные работы на трамвайных путях на пересечении Невского и Литейного проспектов.

В 2025 году в Петербурге капитально отремонтировали Невский проспект. Фото: t.me/smolnypress

Помимо этого, дорожники отремонтировали Каменноостровский проспект, проспекты Косыгина и Чернышевского.

В рамках реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в городе обновили более 60 км дорог, включая 30‑километровый участок Приморского шоссе. Были отремонтированы следующие магистрали:

○ улица Бабушкина;

○ Московский проспект;

○ проспект Энергетиков;

○ Старо-­Петергофский проспект;

○ Российский проспект;

○ улица Коммуны;

○ Морская набережная;

○ Боровая улица.

Обновляется и инфраструктура городского электротранспорта: в 2025 году были завершены работы по обновлению трамвайных путей на проспекте Энгельса, улицах Руставели, Бабушкина, Льва Толстого, Куйбышева и Рабфаковской улице.

Отремонтировали специалисты и искусственные сооружения: в центре города обновили Троицкий, Благовещенский и Дворцовый мосты.

В 2025‑м открылась после капитального ремонта Свердловская набережная: работы вели на участке от улицы Ватутина до Малоохтинского моста (его протяженность составляет 2237 метров). По многочисленным просьбам петербуржцев был создан новый спуск в створе Пискаревского проспекта, обеспечивающий удобную связь между верхним и нижним ярусами набережной.

Комфортное транспортное сообщение сложно обеспечить одним лишь ремонтом дорог и сетей. Поэтому город активно занимается обновлением автопарков. К концу 2025 года транспортные парки петербургских предприятий пополнят в общей сложности 400 автобусов, 80 электробусов, более 90 троллейбусов и 60 трамваев. На сего­дня средний возраст городских автобусов не превышает пяти лет. Новый транспорт, закупаемый для Северной столицы, менее шумный, более экономный, экологичный и комфортный. Новые модели транспортных средств отвечают самым современным требованиям и высочайшим экологическим стандартам. К слову, сейчас по улицам Петербурга курсируют порядка 3 тысяч автобусов, работающих на газе. Неслучайно город на Неве признан газомоторной столицей России.

Обновляется и метропарк: за три года петербургская подземка получила почти 300 вагонов новой модели «Балтиец». Развивается и сам метрополитен. Были реконструированы станции «Удельная», «Ладожская» и «Чернышевская». До конца 2025 года примут первых пассажиров станции «Юго-­Западная» и «Путиловская». В рамках реализации программы «10 приоритетов развития Санкт-­Петербурга до 2030 года» в городе планируют открыть 10 новых станций, а также завершить реконструкцию «Фрунзенской» и «Парка Победы».

Жителям — красивый, комфортный город

Два из 10 приоритетов — «Все возможности — детям» и «Комфорт и уют в городе». Долгие годы одной из проблем Петербурга была нехватка детсадов и школ.

«На протяжении пяти лет мы ускоренными темпами ликвидировали дефицит школ и детских садов. С этой задачей город справился», — сообщил губернатор Александр Беглов.

Сегодня объекты образования строятся в Петербурге в плановом режиме, они вводятся в эксплуатацию одновременно или даже раньше, чем жилые кварталы. В Северной столице был разработан и внедрен «петербургский стандарт». Это означает, что в строящихся школах обязательно будут два плавательных бассейна, спортзалы, библиотека и медиатека, научные лаборатории, зоны для отдыха и творчества, а на территории учебного заведения — многофункцио­нальные площадки для занятий разными видами спорта. «Петербургский стандарт» также предполагает наличие в детсадах соляных пещер, которые помогают укреплять здоровье детей.

«Сейчас город занимает передовые позиции сразу в нескольких направлениях. Наши социальные стандарты — пример для других регионов», — рассказал губернатор в эфире программы «Петербург. Новый взгляд».

В Петербурге ликвидировали дефицит школ. Фото: t.me/komstroy_spb

Он сообщил, что в этом году Северная столица получила 37 новых школьных зданий и 57 детских садов.

«Пять лет назад разрыв между построенным жильем и социальными объектами казался пропастью: 100 школ и 200 детских садов! Таким был дефицит. Но глаза боятся, а руки делают. За прошедшее время введено 105 школ и 221 дошкольное учреждение. Дальше будем строить в плановом режиме. Прежде всего — в новых районах, в шаговой доступности для детей, как это предписано нашими градостроительными нормативами», — отметил Александр Беглов.

Губернатор также сообщил, что новая задача, которая стоит перед городом, — обновление школ в районах сложившейся застройки. Программа модернизации учебных заведений есть и уже реализуется.

«Мы начали большую программу обновления советских объектов. Многие из них настолько исчерпали свой ресурс, что имеет смысл старые корпуса сносить и на их месте строить новые по “петербургскому стандарту”. У нас большой объем работ. Это школы и детские сады периода 1970–1980‑х годов. Мы приступили к реализации программы: в этом году, помимо двух школ, построенных на месте снесенных зданий, ввели два колледжа», — рассказал Александр Беглов.

Городской комфорт — это еще и про благоустройство общественных пространств. Согласитесь, приятно идти с родными или друзьями через красивые, уютные, освещенные скверы, отдыхать на чистых, комфортных пляжах, почитать книгу, покачиваясь на качелях или присев на лавочку в тени деревьев. В 2025 году на территории Северной столицы было благоустроено 63 общественных пространства! Специалисты завершили третью очередь благоустройства набережной Большой Невки. В Курортном районе облагородили и сделали удобными городские пляжи.

В городе начали приводить в порядке пляжи. Фото: t.me/a_beglov

В рамках реализации программы «Петербургские дворы» силами муниципальных образований было благоустроено 67 площадок: 46 детских и 21 спортивная. А всего за четыре года (с 2022 по 2025 включительно) было приведено в порядок и обновлено 653 объекта.

Благоустраивать мегаполис активно помогают и сами петербуржцы, принимая участие в программе «Твой бюджет». Для реализации в 2026–2027 годах отобрано 14 проектов, разработанных горожанами.

Планомерно идет работа и по озеленению Санкт-­Петербурга. В 2025 году в городе высадили 10 тысяч деревьев и 95 тысяч кустарников. Для сезонного оформления города было использовано около 5,5 млн цветов. Задача по созданию зеленого каркаса города в числе приоритетных для властей, в бюджете на ближайшие три года появилась отдельная «зеленая» статья.

Жизнь — в радость

Для полноценного развития города необходимо не только совершенствовать инфраструктуру, воплощать в жизнь мегапроекты и совершенствовать транспортный каркас, но и улучшать условия жизни граждан. Обеспечение граждан социальными гарантиями — показатель того, что мегаполис развивается в правильном направлении. На сегодня правительство Петербурга с решением этой задачи успешно справляется. В Северной столице регулярно расширяют перечень мер поддержки семей с детьми, молодых специалистов, участников СВО и их родных, трудоспособных граждан и пенсионеров.

Мы не будем лукавить, если скажем, что Петербург — лидер в социальной политике. Мегаполис одним из первых в стране выполнил указ президента о внедрении новых мер поддержки многодетных семей. Более того, город продолжает формировать новые, современные стандарты качества жизни для семей с детьми, соответствующие статусу мегаполиса XXI века. Все существующие на сегодня меры — от подарочных наборов новорожденным до компенсации обучения и проката колясок — являются частью единой «дорожной карты», включающей 50 мероприятий. Поддержка родителям оказывается на всех этапах: от рождения ребенка до его поступления в вуз.

На реализацию всех программ выделяют внушительные средства из регионального и федерального бюджетов. При этом объем выделяемой финансовой помощи постоянно растет: в Петербурге был увеличен размер выплат родителям, продлен региональный маткапитал, расширен перечень поддерживаемых категорий граждан (сейчас на реальную помощь города могут рассчитывать многодетные, студенческие и неполные семьи).

Не остались без внимания и представители старшего поколения. Флагманской программой в Северной столице является проект «Серебряный возраст». Его реализация направлена на расширение возможностей участия пенсионеров в творческих, культурных, спортивных и досуговых мероприятиях.

Это раньше считалось, что удел пожилых людей — нянчить внуков и копаться на грядках. Современные петербуржцы «серебряного возраста» успешно показывают, что им рано усаживаться в шезлонги на дачных участках: они активно участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают театры, музеи и выставки, вступают в клубы по интересам и изучают интернет-­технологии (ведут влоги и стримы, записывают подкасты), а также внимательнее относятся к собственному здоровью. Ведь, как выяснилось, после выхода на пенсию жизнь не только продолжается, но и начинает играть новыми, яркими красками.

Сегодня в Северной столице проживает около 1,5 млн граждан «серебряного возраста» (женщин старше 55 лет или мужчин старше 60).

Забота о петербуржцах старшего поколения — один из приоритетов. Фото: t.me/a_beglov

Согласно данным, озвученным 9 декабря 2025 года в ходе прямой линии с губернатором Петербурга, город усилил доступность медицинской помощи для старшего поколения: была полностью ликвидирована очередь на операции по лечению катаракты для ветеранов, блокадников и бывших узников концлагерей. Количество операций выросло до 22 тысяч. Помимо этого, было расширено слухопротезирование: помощь получили 3400 человек.

Сейчас город внедряет новые форматы заботы о представителях старшего поколения: проект «Территория здоровья» позволяет петербуржцам проходить обследования без записи… прямо в торговых центрах. В Петербурге был открыт специализированный Центр женского здоровья для петербурженок «серебряного возраста».

Продолжается работа по развитию сети «Серебряных центров».

«Наша задача — сделать эти центры не только местом, где пожилые люди получают помощь по разным вопросам, но и общественными пространствами, где можно проводить встречи, обучаться цифровым технологиям», — сообщил Александр Беглов.

Известно, что ежегодно получателями досуговых услуг на базе 145 государственных учреждений различных отраслей социальной сферы (это 418 площадок) становятся более 102 тысяч граждан старшего поколения.

Большой отклик у пожилых петербуржцев получила программа «Танцевальные веранды». Ее цель — возродить традицию танцплощадок Ленинграда. Городом было организовано 11 встреч с горожанами, которые ценят живое общение, музыку и движение. По данным на середину октября 2025 года, участие в проекте приняли около 40 тысяч человек.

Не менее активно пенсионеры оформляют Единую карту петербуржца «Серебряный возраст». К концу октября 2025 года количество пользователей достигло 200 тысяч. Благодаря этой специализированной ЕКП (к слову, не имеющей аналогов в России) граждане получают не только современный банковский инструмент, но и дополнительные возможности участия в культурной жизни Северной столицы. С 1 марта 2025 года представители старшего поколения, имеющие ЕКП и ЕКП «Серебряный возраст», могут безвозмездно оформить электронный сертификат номиналом 1500 руб­лей на покупку билетов в 39 крупнейших музеев Петербурга. За восемь месяцев этой возможностью воспользовались более 112 тысяч человек: они купили билеты на общую сумму 21 млн руб­лей.

Единая карта петербуржца «Серебряный возраст» позволяет бесплатно посещать музеи города. Фото: t.me/smolnypress

Город помогает и тем, кто захотел вернуться к трудовой деятельности: петербуржцы «серебряного возраста» стали активнее искать работу после решения президента об индексации пенсии работающим пенсио­нерам. С января по август 2025 года за помощью в трудоустройстве в кадровые центры обратились 5324 пенсионера. Это на 32,6% больше, чем за такой же период 2024 года. И почти каждый второй соискатель уже нашел подходящую ему работу. Для тех, кто жаждет получить новые знания или пройти перепрофилирование, в Петербурге был создан «Серебряный университет». Сейчас его посещают более тысячи пожилых студентов.

Задачи выполнены, цели обозначены

В первый год реализации программы «10 приоритетов развития Санкт-­Петербурга» город набрал очень неплохой темп. Цели на следующий год глобальные (а иначе в мегаполисе XXI века быть не может).

В 2026 году город начнет финансовое участие в развитии транспортной и коммунальной инфраструктуры круглогодичного морского курорта «Санкт-­Петербург Марина». Будет продолжена работа по созданию технологических долин на севере и юге города.

В самом городе будут капитально отремонтированы Рубежный путепровод, Кронверкский мост, набережная реки Мойки (ниже Матвеева моста), участок набережной Обводного канала, набережная Адмиралтейского канала.

На ремонт трамвайных путей предусмотрено 6 млрд руб­лей: работы будут выполнены на 23 объектах.

Всего на развитие дорожной отрасли за три ближайших года направят 376 млрд руб­лей. Из них на строительство и реконструкцию — 196 млрд руб­лей. В данном случае речь идет про такие объекты, как Южная широтная магистраль, Цимбалинский путепровод и магистраль М‑32.

В Петербурге продолжат обновлять и строить соцобъекты.

Можно сказать, что 2025 год был успешным для Петербурга. Город не только решил сложные задачи, но и выработал системный подход деятельности правительства к постановке целей. Но главное — результат происходящих в Северной столице трансформаций стал виден каждому жителю. Так что в будущее города на Неве можно смотреть с оптимизмом.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах