Городские власти, общественные организации, волонтеры и просто неравнодушные петербуржцы объединили усилия, чтобы окружить заботой и вниманием тех, кто ждет своих отцов, мужей и сыновей дома. Это не просто слова поддержки или выражение сочувствия, а реальные дела, конкретная помощь и искреннее участие в судьбах людей, чья жизнь изменилась с началом СВО.
«Главное — жив…»
История семьи Слугиных из Московского района — о любви, семье и поддержке.
Виктор — инженер-электрик по профессии. Ранее он служил по контракту, а когда началась мобилизация, не стал ждать повестки, решил пойти добровольцем. Супруга Наталья поначалу пыталась отговорить мужа, но потом, спустя три месяца разговоров по душам, приняла его выбор.
— Было тяжело, но я смирилась. Приняла: мужчины должны воевать, защищать. Поэтому он и идет, — рассказывает женщина. Ее голос дрожит.
Почти год провел в зоне СВО, в 59‑м танковом полку. Воевал в мотострелковом батальоне. Для Натальи, как и других жен, самым тяжелым было ждать. Неизвестность страшила.
— Самое долгое молчание длилось неделю. Но потом он вновь вышел на связь, пусть на минутку всего, но дал понять, что жив и здоров. Слышать это, конечно, счастье. А потом опять ожидание звонка или сообщения, — вспоминает Наталья.
Сейчас у супругов двое детей — Георгий и Мария. Когда Виктор ушел на СВО, их сыну было три года. Наталья признается: ей было тяжело объяснять малышу, где его папа. Но он, по словам нашей собеседницы, самостоятельно пришел к выводу: папа на войне защищает маму и сестренку. А однажды ночью Георгий проснулся в слезах. Маме, которая бросилась его успокаивать, он рассказал, что увидел папу в лесу на земле и у него из головы шла кровь. Спустя два дня во время очередного штурма Виктор получил серьезные осколочные ранения головы и руки.
— Мы штурмовали автобусы, и я в какой-то момент залез во вражеский окоп. Начали разрываться гранаты. Я выполз, меня подобрали и по госпиталям повозили, — кратко рассказывает про штурм, эвакуацию и госпитализацию боец.
Пока Виктор был на СВО, именно дети стали главной мотивацией Натальи, не позволяя ей поддаваться страху.
— Мой папа — герой, потому что он защищает нашу страну, — серьезно, насколько это возможно для четырехлетнего мальчика, говорит Георгий.
Бойца ждал с фронта и 10‑летний Артем — сын от первого брака. Он рассказывает, что переживал за отца, был счастлив узнавать по телефону, что у него все хорошо, а еще «очень-очень сильно радовался, когда папа приехал».
— Он герой, — вторит своему младшему брату Артем.
Виктор после ранения был доставлен в госпиталь в Подольске, там его прооперировали (он успешно перенес трепанацию черепа). Наталья приехала к мужу накануне.
— Тогда я благодарила Бога за то, что он жив, а остальное было неважно, — со слезами на глазах рассказывает петербурженка.
Когда муж прошел лечение, семья обратилась в петербургский филиал фонда «Защитники Отечества». Главный вопрос, который их беспокоил, — жилищный: Слугины жили в съемной однокомнатной квартире.
— Нам все подробно разъяснили, после чего мы обратились в администрацию. Нам в течение недели подписали документы о том, что мы нуждаемся в улучшении жилищных условий. К рождению Марии нам дали квартиру, — рассказывает Наталья. — А еще нас очень хорошо поддержали представительницы отдела соцзащиты, до сих пор нам помогают при необходимости.
В новой квартире почетное место заняли награды, врученные Виктору. Среди них — медаль Жукова.
Сейчас Виктор старается как можно больше времени проводить с семьей. Он активно помогает жене по хозяйству, а еще участвует в общественной жизни района. Поддерживает связь и со своим куратором из «Защитников Отечества». Благодаря Фонду Виктора направили в реабилитационный центр под Кировом, а потом вся семья Слугиных отдыхала и набиралась сил в санатории в Крыму.
Реабилитация далась участнику СВО и его семье непросто.
— Конечно, сначала было тяжело психологически. И ему, и мне. Но мы прошли этот этап, мы стали больше любить и ценить друг друга, — рассказывает Наталья.
Ее супруг в будущем планирует посвятить себя патриотическому воспитанию молодежи.
— Я посещал уроки мужества, общался со школьниками. И учителя, и директора говорили, что надо бы побольше таких занятий, но педагогов, особенно преподавателей-мужчин, в школах мало. У меня есть желание прививать молодежи любовь к Родине, рассказывать о причинах СВО, — говорит Виктор.
Часть 2. Как Петербург поддерживает родственников бойцов СВО
Часть 3. «Семья — смысл всей жизни!»: боец СВО пока не хочет рассказывать детям о войне
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга