С приближением учебного года школьникам Петербурга снова предстоит писать сочинения — от классического «Как я провёл лето» до заданий по изучаемой литературе. И тут возникает соблазн воспользоваться современными технологиями: если раньше дети обращались к сборникам готовых текстов, то сейчас они часто пользуются нейросетями для генерации сочинений. Насколько это вредно для развития ребёнка и как приучить его мыслить самостоятельно, «МК в Ленобласти» рассказала кандидат филологических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Екатерина Андреева.
По словам эксперта, пользование услугами искусственного интеллекта при написании школьных работ не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Оно не только упрощает задачу, но и подрывает развитие критического мышления, творческих способностей и навыка формулировать собственные мысли. Поэтому задача родителей и педагогов заключается не в борьбе с прогрессом, а в его правильной направленности: формировать умение мыслить самостоятельно и выражать свои идеи в письменной форме.
Первый шаг — стимулирование интереса к чтению. Регулярное чтение качественной литературы расширяет словарный запас, знакомит с разными стилями письма и помогает понять структуру текста.
Важным элементом является развитие наблюдательности и умения фиксировать детали. Можно предложить ребёнку вести дневник наблюдений, описывая события, людей или природу. Такие упражнения развивают внимание, способность анализировать и аккуратно записывать свои впечатления.
Следующий этап — обучение техникам написания сочинений. Эксперт рекомендует начинать с простых упражнений, таких как описание предмета или события. Процесс написания стоит разбить на этапы: определение темы, сбор информации, составление плана, написание черновика, редактирование и создание чистового варианта. Важно, чтобы ребёнок имел возможность выбрать тему, которая ему интересна, и выразить своё мнение.
Также эксперт уточнила, что нейросети можно использовать, но только как вспомогательный инструмент: для поиска информации, проверки орфографии и пунктуации, а также для генерации идей, но не для полного написания текста.
Екатерина Андреева подчеркнула, что формирование навыков самостоятельного письма помогает детям не только в учёбе, но и в дальнейшем развивает критическое мышление и способность логично излагать мысли в любой сфере.