Мать танкиста
Ирина Прейс, жительница Калининского района, почти три года живет ожиданием сына Алексея с фронта. В 2021?м она похоронила мужа. Успела погулять на свадьбе сына. А осенью 2022?го его мобилизовали. Он служит механиком-водителем танка.
— Когда объявили о мобилизации, Леша сказал: «Когда принесут повестку, сразу пойду», — вспоминает Ирина. — Повестку ему выдали на работе. Он мне звонит и говорит: «Ну все, собираемся». У меня перед глазами все потемнело, врать не будут. Провожать его было морально тяжело. Сначала еще была возможность созваниваться. А потом связь на время прервалась. Ждать — это, конечно, очень трудно.
Однако женщина нашла в себе силы не только поддерживать 25-летнюю невестку, но и действовать. Узнав о Центре помощи семьям мобилизованных, Ирина решила его посетить. В итоге стала регулярной участницей встреч. А потом женщина примкнула к движению «Ленинградские борщи». Она фасует смеси для приготовления каш и супов, которые отправляют в зону проведения СВО.
— Главное, чтобы у бойцов была возможность присланную нами еду приготовить. Нужны только костер и кипяток. А в наших супах и кашах калорий много, они сил придают, — рассказывает Ирина.
Сейчас она почти каждый день общается с сыном сообщениями. Для Ирины волонтерство — не только способ помочь сыну и его сослуживцам, но и возможность справиться с тревогой, а также избавиться от чувства беспомощности. Она верит, что ее вклад, пусть и небольшой, приближает день, когда Алексей вернется домой.
«Третий год как на углях»
Петербурженка Ольга Овчинникова тоже живет в состоянии постоянного ожидания. Ее сын Алексей, которому в июне исполнилось 49 лет, был мобилизован в сентябре 2022 года.
— Принесли повестку для уточнения данных… Отправился на сборы и уехал, — вспоминает Ольга.
Ее сын, работавший в гражданской жизни в больнице, стал командиром медицинского отделения.
— Конечно, была тревога. А разве мать может не переживать? — задает риторический вопрос Ольга. Говорит, что самым страшным в первое время было отсутствие связи с сыном. А потом был звонок с чужого номера: Алексей попросил отправить вещи по списку в Луганскую область.
С тех пор связь с сыном Ольга держит в основном через редкие сообщения.
— Если неделю нет эсэмэски, начинаю переживать. Но он напишет: «У меня все нормально, живой», и все, мне этого достаточно, чтобы на неделю успокоиться, — рассказывает петербурженка.
Самое долгое молчание сына длилось 25 дней. Как потом выяснилось, тогда сын спасал бойцов на передовой. В то время нервы матери натянулись до предела. А потом сообщение: «Живой, все нормально».
Спасением для Ольга стало волонтерство. До мобилизации сына она сменила много профессий: от техника-механика до администратора казино (когда они еще были) и работника почты. В 2023?м она уволилась, чтобы посвятить все свое время помощи фронту и другим пенсионерам, ждущим своих детей и внуков.
— Я могу помочь, поэтому помогаю. Это нужно нашим ребятам, — говорит Ольга.
Петербурженка активно участвует в сборе и отправке в зону СВО гуманитарной помощи. В составе волонтерской группы, организованной при поддержке социального куратора, поет патриотические песни.
Отвлечься от тревожных мыслей помогает петербургский филиал фонда «Защитники Отечества»: предоставляет билеты в театры и на концерты, организует экскурсии. Сын Ольги сейчас спасает и лечит бойцов в Белгородской области. Мать продолжает ждать сына домой и помогать тем, кто защищает интересы нашей страны на передовой.
«Я продолжаю дело своего сына»
В апреле 2025 года в Санкт-Петербургском государственном университете увековечили память студента-историка Федора Соломонова, героически погибшего в зоне проведения СВО. В его честь установили памятную стелу. В церемонии открытия приняли участие вице-губернатор Петербурга Игорь Потапенко, председатель комитета по науке и высшей школе Андрей Максимов, и.?о. ректора СПбГУ Елена Чернова, профессора, педагоги и студенты вуза, а также друзья бойца. Почетной гостьей стала мать героя Галина Соломонова.
Федор, обучавшийся в университете на втором курсе по направлению «История», с началом СВО обозначил свою патриотическую позицию и уже в августе 2022 года участвовал в миссии «Гуманитарного добровольческого корпуса», оказывая помощь мирному населению освобожденного российскими войсками Лисичанска (ЛНР). В сентябре этого же года, получив повестку, студент СПбГУ отказался воспользоваться правом на отсрочку и добровольно принял решение исполнить свой воинский долг: взял академический отпуск и отправился на передовую. Он совершил 17 боевых выходов на территорию, контролируемую противником. Жизнь Федора трагически оборвалась 1 апреля 2023 года.
— Он был в составе разведгруппы. Неосторожно наступил в воронку… — рассказывает мать погибшего бойца Галина.
После смерти сына женщина решила посвятить свою жизнь помощи участникам СВО.
— Когда Федор ушел добровольно на фронт, я сразу ушла в госпиталь волонтером, — говорит она. — А когда погиб, его друзья, с которыми он участвовал в гуманитарно-добровольческой миссии, меня нашли и позвали с собой. Жизнь изменилась кардинально.
С августа 2023 года Галина работает старшей группы в прифронтовых госпиталях на новых территориях России.
— Помогаем медикам и бойцам, — рассказывает наша собеседница. — Это помогает пережить горе. Способ не сойти с ума. Я чувствую, что продолжаю дело своего сына.
Галина с теплотой вспоминает своего сына Федора.
— Он из тех людей, которые умеют делать себя сами, — говорит она. — Вообще считал, что человек — это личность, которая должна развиваться.
Федор был разносторонне развитым человеком. Он сам научился играть на музыкальных инструментах, писал стихи, много читал. Серьезно интересовался политикой и историей.
— Когда в 2014 году украинский вопрос стал очень весомым, ему было 13 лет, но он начал все это изучать. К 2022 году он имел взвешенную позицию. Возможно, она была юношеской, но Федор был убежден, что без его участия не обойтись, — рассказывает Галина. — Решение об открытии стелы было принято еще в 2023 году. Мы вместе с представителями университета решали, как она должна выглядеть. Конечно, это для меня очень важно: Федор был первым из добровольцев университета. Нужно было поставить точку: он ушел на фронт именно отсюда. Память о нем, его история зафиксирована в камне.